Свой бизнес: открываем музей нумизматики

Свой бизнес: открываем музей нумизматики
* В расчетах используются средние данные по России
700 000 ₽

Стартовые вложения

472 500 ₽

Выручка

195 000 ₽

Чистая прибыль

6 мес.

Срок окупаемости

Музей нумизматики – достаточно специфическая деятельность, которая подойдет людям «в теме». Да и есть ли смысл открытия подобного дела в наше время? В статье попытаемся ответить на этот вопрос.

Коллекционирование - одно из древнейших увлечений человечества, каждый из нас когда-то что-то собирал. Мотивы, которые движут коллекционерами – стремление к творческой активности и самореализации вне рамок работы, жажда познаний, удовольствие и ощущение счастья, вызываемое совершенствованием собственной личности. «Коллекционеры – счастливые люди», сказал Иоганн Вольфганг фон Гёте. Это увлечение становится для человека настоящей страстью. Фанатичными коллекционерами были, например, Екатерина Великая и Оноре де Бальзак. 

Главное преимущество предметов коллекционирования заключается в том, что они предоставляют хорошую защиту от инфляции. Как правило, чем старше предмет, тем он дороже. Но вместе с пополнением коллекции новыми экспонатами, коллекционер получает еще кое-что, а именно - экспертные знания. Если относится к коллекционированию как к своего рода инвестиции, то одной из форм создания своего дела станет организация частного музея. В данном материале рассмотрим идею музея нумизматики.

История и современное положение музеев нумизматики

Нумизматические коллекции относятся к числу самых распространенных, поэтому, интерес к этому направлению достаточно высок. Нумизматика – это и наука, даже, скорее, историческая наука, и, наверное, профессия, но прежде всего - страсть. 

Первые большие коллекции появились во времена Петра Первого, именно он приобретал нумизматические раритеты во время своих европейских поездок. Первый музей нумизматики был открыт в России в 1719 году – это «Кунсткамера». В Москве самые ценные экземпляры монет всегда попадали в Оружейную палату, здесь хранятся уникальные клады, найденные на территории Кремля. 

Могут ли музее нумизматики быть актуальными сегодня

Разумеется, могут. Конечно, с развитием технологий любым музеям приходится искать новые способы сохранения аудитории в условиях острой конкуренции, когда им противостоят множества развлечений, доступных без отрыва от экрана и необходимости выходить из дома. Поэтому придётся постоянно находить новые решения для привлечения посетителей, такие как создание интересных, постоянно меняющихся экспозиций, работа с образовательными учреждениями, туристическими агентствами. Разумеется, такому музею сегодня понадобится продуманный формат и активная рекламная кампания. Стоит задуматься о создании собственного сайта и, как минимум, групп музея в популярных социальных сетях. 

Для нумизматической коллекции важна динамика, постоянное привлечение новых посетителей новыми экспонатами, поэтому разумно создать при музее клуб нумизматов. Именно присутствие глубоко знающих людей позволит рассчитывать на привлечение постоянного потока посетителей и обновляющуюся программу мероприятий. 

Разумеется, экспозиции могут и должны быть разными, посвященные деньгам разных стран и историческим периодам. Классический вариант - создать экспозицию в духе «Истории денег», подобную той, что уже существует на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Но такой формат почти наверняка будет не очень интересен массовой аудитории, так как будет повторять экспозиции государственных музеев. Более уникальной может, например, стать экспозиция «История цен» с наглядным сравнением, какие предметы можно было купить на те или иные деньги в разные исторические периоды. В условиях нестабильности экономики тема обесценивания денег и инфляции сейчас очень актуальна и наверняка вызовет повышенный интерес. Возможно, выставка, посвященная, предположим, монетам с изображениями природы и животных мира, привлечет гораздо больше посетителей, чем рядовая “История нумизматики” с однообразными стендами, расставленными по принципу хронологии.


Набор монет "Красная книга России"

Дополнительный доход даст и создание при музее специализированного магазина (лавки), где можно будет продавать наборы памятных монет, магниты с изображением монет и банкнот, сувенирные тарелки с изображением редких монет; сувенирную продукцию с символикой музея, книги, посвященные нумизматике и бонистике, а также аксессуары, необходимые для коллекционирования. Также можно привлечь к сотрудничеству умельцев, которые занимаются чеканкой монет. Услуга оценки стоимости монет тоже будет нелишней и тоже обеспечит дополнительный доход. 

Особенности организации музея нумизматики

В России самостоятельные музеи нумизматики довольно редкое явление. Чаще всего это формат выставки  в историческом музее. Поэтому можно считать, что ниша музеев нумизматики свободна. И здесь самое главное – грамотно организовать экспозицию, посвященную только нумизматики. Это дело тонкое и сложное. Обычно в экспозициях музеев представлена лишь малая часть экземпляров – многое остается в музейных фондах. 

Регистрация, организационные вопросы 

Организация музея потребует регистрации бизнеса в государственных органах и оформление всей необходимой документации. Зарегистрировать музей можно в трех организационно-правовых формах:

  • ИП – подойдет для небольших музеев с 1-2 сотрудниками. 
  • ООО – подойдет для большого музей (площадью более 100 кв.м.), и тех, кто планирует привлекать дополнительное финансирование. 
  • НКО (некоммерческая организация) – выбирается в том случае, если прибыль не является основной целью, а организатор рассчитывает на субсидии и другие виды помощи от государства.

Для регистрации в первых двух формах потребуется указать соответствующие коды ОКВЭД-2. Вам подойдут: 

  • 90.04.2 Деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания

  • 91.02. Услуги музеев. 

Далее понадобится получение всех необходимых разрешений в государственных учреждениях, которое предполагает оформление следующих документов: 

  • заключение Роспотребнадзора на соответствие помещения нормам, 

  • разрешение Роспотребнадзора на осуществление деятельности, 

  • разрешение пожарной инспекции. 

Лицензирование этого вида деятельности не предусмотрена. 


Инвестиционные расходы

Вложения в формальные процедуры открытия составят около 30 тыс. рублей. Одной из главных статей расходов станет ремонт помещения. Еще раз оговоримся, что при проведении ремонта следует помнить о творческой, креативной сущности создаваемого помещения. Поэтому, при проведении ремонта для организации музейного пространства, стоит привлечь специалистов – художников, дизайнеров, имеющих опыт проведения подобных работ. Также стоит продумать такие особенности, как, скажем, высокая проходимость (посещаемость) помещения при выборе напольного покрытия. Доступные варианты могут быстро прийти в непрезентабельный вид и быстро стереться. Общую стоимость проведения ремонта оценим в сумму 250 000 рублей. 

Для музея (в том числе для специализированного магазина при нем) понадобится купить мебель: прилавок, стенды, витрины, шкафы, полки, подставки, сейфы, офисную мебель в кабинет директора (с функцией переговорной комнаты). Общая стоимость мебели составит 220 000 рублей. 

Помимо меблировки здания, потребуется некоторое специализированное оборудование, а именно: системы видеоотображения информации (проекторы, интерактивные дисплеи), звуковое и световое оборудование, охранные и пожарные системы, вывеска на фасад. Стоимость оборудования составит от 150 000 рублей.

Итого общая стоимость инвестиционных расходов составит примерно 700 000 рублей. Разумеется, в данную сумму по понятным причинам не включена стоимость самих коллекций музейного фонда. 

Вложения в открытие музея нумизматики

Статья затрат

Сумма, руб.

1

Регистрация 

30 000

2

Ремонт и оформление помещения

250 000

3

Мебель

220 000

4

Оборудование

150 000

5

Прочие расходы

50 000

Итого:

50 000

Постоянные расходы и штат музея

Постоянные расходы музея

Статья расходов

Сумма, руб.

1

Коммунальные платежи (в том числе связь и интернет)

15 000

2

Расходы от заказов сувенирной продукции, оптовой покупки книг, каталогов и аксессуаров

45 000

3

Охрана (плюс услуги автоматизированного комплекса защиты и физическая защита)

40 000

4

Реклама

30 000

Итого:

130 000


Штатное расписание и расходы на персонал:  

  • Директор музея (клуба) - человек с активной жизненной позицией, очень желательно нумизмат, хорошо владеющий темой и располагающий обширными связями в среде коллекционеров — оклад 45 000 рублей; 

  • Бухгалтер-кассир - сотрудник, осуществляющий бухгалтерский учет, ведущий всю финансовую документацию, выполняющий функции кассира — 25 000 рублей, 

  • Помощник бухгалтера-кассира (продавец магазина) - сотрудник, помогающий и подменяющий бухгалтера-кассира, проводящий продажи в магазине — 16 000 рублей, 

  • Менеджер по рекламе  — сотрудник, отвечающий за размещение актуальной информации и поддержание интернет-сайта и социальных сетей — 20 000,00 рублей

  • Мастер чистоты, осуществляет уборку помещений музея — 8 000 рублей. 

Итого расходы на персонал составят 114 000 рублей. Итого расходы с отчислениями в бюджет от ФОТ 147 500 рублей. 

В штатном расписании музея не закладываются должности экскурсовода, делопроизводителя, хранителя фондов, так как функции эти или не нужны, или частично выполняются директором музея, а в большей степени – членами созданного при музее клуба, частными коллекционерами, на платной основе проводящие экскурсионный показ своих коллекций. 

В тоже время, должность хранителя не нужна именно потому, что принцип работы музея-клуба строится на постоянно меняющихся экспозициях, принадлежащих частным коллекционерам, и в отсутствии своих музейных фондов. Сразу оговоримся о схеме премирования членов клуба за проведение экскурсионного показа своих коллекций — определенный процент от выручки, за проведенное мероприятие, думается, будет достаточным стимулом для проведения яркого и запоминающегося показа. Такая организация работы музея, заметим, является абсолютно оригинальной, и, в тоже время, наверняка заинтересует, как минимум, часть коллекционеров как возможностью заработать на показах, так и просто вовлечением их в творческий процесс жизни музея и клуба. Дополнительными статьями дохода и для музея, и для коллекционеров станут возможность платной оценки, а также покупка и продажа монет. Итого ежемесячные расходы на содержание составят 277 500 рублей. 

Доходы от работы музея

Режим работы музея – 6 дней в неделю. Выходной - понедельник. Доходы музея будут складываться благодаря четырем каналам.

  1. Доходы от продажи билетов. Стоимость билетов — в зависимости от экспозиции будет варьироваться от 100 до 400 рублей, школьники, студенты и пенсионеры от 50 до 200 рублей. Ожидаемое количество посещений на уровне - 60-80. Для справки: количество посещений региональных выставок и музеев варьируется на уровне от 200 до 1500 человек в день. При средней цене на билет 200 рублей, выручка в месяц составит: 200 (средняя цена посещения) х 70 (посещений в день) х 25 (количество рабочих дней в месяце) = 350 000 рублей. В год выручка от продажи билетов составит 4 200 000 рублей. 

  2. Доходы от оплаты членских взносов. Оплата членских взносов в размере, скажем, 100 рублей в месяц или же 500-700 рублей в год. Доходы в месяц при этом могут составить порядка 5 000 рублей, а в год 60 000 рублей. 

  3. Доходы от продаж специализированного магазина. Расчетная посещаемость нашего музея 60-80 человек в месяц, при ценах на сувенирную продукцию от 50 до 5 000 рублей и среднем чеке посетителя 50 рублей, получим выручку магазина 70 х 50 х 25 = 87 500 рублей в месяц, 1 050 000 рублей в год. 

  4. Доходы от услуг оценки, комиссионные доходы от покупки-продажи монет. Доходы могут сильно варьироваться от месяца к месяцу, и сильно зависимы от активности членов клуба. На первоначальном этапе стоит рассчитывать на сумму доходов 30 000 рублей. 

Итого ежемесячные доходы составят 472 500 рублей. После вычета постоянных расходов, оплату труда сотрудников и налогов по УСН (15%) прибыль работы музея нумизматики составит 195 000 рублей. Срок окупаемости такого проекта с учетом уплаты налогов по УСН (15%) составит около 6 месяцев. 


Оценка рисков открытия музея

Оригинальность организации работы музея является одновременно и преимуществом, и главным риском бизнес-проекта по открытию музея нумизматики. Потребуются значительные усилия директора музея для преодоления возможной настороженности и скепсиса коллекционеров. 

Имейте в виду, что многие частные музеи держатся именно увлеченностью и харизмой их создателя. Решающую роль здесь должна сыграть реклама нового заведения, его удачная «раскрутка» и позиционирование.

Проведение постоянной работы с учебными заведениями города и туристическими агентствами, также потребует немало усилий. К возможным рискам стоит отнести и хорошую «подачу» экспозиций, а сюда входит и качественный ремонт помещения – создание необычного творческого пространства, удачное расположение экспозиций, а также профессиональное проведение экскурсий.

27.01.2020

Все материалы по тегу: музей

5861 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 192366 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по вашей теме:


Мгновенный подбор бизнеса