Обзор рынка автомобильного транспорта
* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
Данный анализ рынка выполнен на основании информации из независимых отраслевых и новостных источников, а также на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики. Интерпретация показателей производится также с учетом данных, доступных в открытых источниках. В аналитику включены репрезентативные направления и показатели, обеспечивающие наиболее полный обзор рассматриваемого рынка. Анализ проводится в целом по РФ, а также по федеральным округам; Крымский федеральный округ не включен в некоторые обзоры по причине отсутствия статистических данных.
Автомобильный транспорт (автомобильные транспортные средства – АТС) можно разделить по назначению на три категории: грузовой, пассажирский и специальный. Грузовые предназначены для транспортировки всевозможных типов грузов, пассажирский – для перевозки людей. К специальным АТС относятся автомобили полиции, скорой помощи, пожарной службы.
Наибольшей распространенностью отличается легковой транспорт, находящийся во владении частных лиц. В России на них приходится более 80% общего количества транспортных средств, или около 280 автомобилей на одну тысячу населения.
Автомобильный транспорт является одной из крупнейших статей импорта Российской Федерации. Под импортом здесь имеется в виду как ввоз самих транспортных средств, так и ввоз деталей для последующей сборки на локализованных производствах на территории России.
Согласно классификатору ОКВЭД, торговля АТС относится к разделу 50.10 и имеет следующее деление:
- 50.10 – торговля транспортными средствами;
- 50.10.1 – оптовая торговля транспортными средствами;
- 50.10.2 – розничная торговля транспортными средствами;
- 50.10.3 – торговля транспортными средствами через агентов.
Раздел 50.10 включает в себя торговлю новыми и б/у транспортными средствами, торговлю легковыми, грузовыми автомобилями, автобусами и микроавтобусами, специальными автомобилями и т.д.
Наиболее репрезентативным разделом можно считать розничную торговлю транспортными средствами, т.к. именно она отражает состояние потребительского рынка в стране, а также имеет наибольший интерес для инвестора в качестве объекта предпринимательства.
Обширный мониторинг отрасли ведет аналитическое агентство «Автостат». Согласно его данным, в первые 8 месяцев 2015 года рынок новых легковых автомобилей в России снизился почти на 42% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Наименьший спад произошел в Москве и Санкт-Петербурге, наибольший – в Смоленской области и республике Коми. Рынок подержанных автомобилей оказался более стабильным – по состоянию на конец ноября 2015 года, он потерял 19% от объема прошлого года и составил 4,5 млн. единиц.
Объем рынка новых грузовых автомобилей в ноябре 2015 года составил 4,1 тыс. единиц, что на 32% меньше, чем в ноябре прошлого года. По сравнению с периодом с января по ноябрь 2014 года, падение составило 42,6%.
Также, по данным агентства «Автостат», с января по ноябрь 2015 года на территорию России было ввезено юридическими лицами 222,8 тысяч легковых автомобилей. Это на 53,1% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Объем автомобилей с пробегом составил всего 2,8% от всего объема импорта.
Лидерами продаж ожидаемо оказываются автомобилями отечественных марок, а также бюджетные иномарки, произведенные на заводах в РФ.
Снижение объемов продаж автомобилей вызвано рядом общеизвестных факторов:
- снижение платежеспособности населения в связи со сложной экономической обстановкой в стране; граждане предпочитают сокращать расходы и стремятся к накоплению денежных средств; исключение – конец 2014 года;
- повышение стоимости автомобилей в связи с ослаблением курса рубля;
- значительное повышение ставок по автокредитам в банках; многие банки вообще отказались от автокредитования.
На фоне продолжающегося экономического спада говорить о корректировке рынка не представляется возможным. Некоторые автопроизводители уходят с Российского рынка именно в связи с ожидающейся затяжной рецессией. Зарубежные компании, имеющие локальные производства в РФ в 2015 году проводят сокращение штата, а также переходят на неполную рабочую неделю; двухсменный режим работы переводится в односменный.
Данные Росстата, которые служба получает путем сбора официальных данных с участников рынка, могут не совпадать с данными аналитических агентств, аналитика которых основана на проведении опросов и сборе неофициальных данных.
При анализе данных Росстата данные первых трех кварталов 2015 года будут сопоставляться с данными по полному 2014 году, если не указано иное.
Рисунок 1. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в 2011-2015 (I-III кв.) гг., тыс. руб.
Рисунок 2. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.2 в 2011-2015 (I-III кв.) гг., тыс. руб.
Рисунок 3. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.3 в 2011-2015 (I-III кв.) гг., тыс. руб.
Как видно из приведенных диаграмм, показатели прибыли и выручки снизились по всем трем разделам. В частности, выручка оптового направления в 2015 году составила 55% от 2014 года, прибыль при этом – 67%. Учитывая многолетнюю сезонную статистику, согласно которой объемы продаж в 4 квартале обычно ниже, чем во 2-3 кварталах, логичным будет прогноз о продолжении падения рынка по итогам года. Прибыль розничного направления упала значительно сильнее – за первые три квартала 2015 года она составила всего 8% от полного 2014 года при уровне выручке в 54%.
Характерной чертой для экономики России в целом является увеличение капитализации предприятий, повышение коэффициента автономии и снижение доли заемных средств в краткосрочных и долгосрочных пассивах.
Рисунок 4. Динамика финансовых коэффициентов раздела 50.10.1 в 2011-2015 (I-III кв.) гг., тыс. руб.
Рисунок 5. Динамика финансовых коэффициентов раздела 50.10.2 в 2011-2015 (I-III кв.) гг., тыс. руб.
Рентабельность оптовых продаж в 2015 году скорректировалась после падения в 2014 году; валовая рентабельность также выросла, достигнув рекордного за последние 5 лет максимума в 12,6%. При росте валовой рентабельности розничной торговли – так же, до максимальной за 5 лет, - рентабельность продаж упала почти до нуля. Падение происходит на протяжении последних пяти лет с завидной стабильностью.
Рисунок 6. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в СЗФО 2011-2014 гг., тыс. руб.
Рисунок 7. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в ЦФО 2011-2014 гг., тыс. руб.
Рисунок 8. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в ПФО 2011-2014 гг., тыс. руб.
Рисунок 9. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в ЮФО 2011-2014 гг., тыс. руб.
Рисунок 10. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в УФО 2011-2014 гг., тыс. руб.
Рисунок 11. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в СФО 2011-2014 гг., тыс. руб.
Рисунок 12. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в ДВФО 2011-2014 гг., тыс. руб.
Рисунок 13. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в СКФО 2011-2014 гг., тыс. руб.
Динамика показателей прибыли и выручки в регионах разнонаправленна. Так, в 2014 году снижение объемов продаж в денежном выражении, согласно данным Росстата, наблюдался в СКФО, УФО и СЗФО. В последнем, однако, на фоне снижения объема выручки выросла прибыль, а, например, в ДВФО при резком увеличении объема продаж прибыль снизилась. Такая диверсифицированность показателей говорит о неоднородности рынка страны и о значительной обособленности региональных рынков.
Розничная торговля автотранспортными средствами имеет прямую связь с такими отраслями как производство АТС и их импорт.
Рисунок 14. Объем производства легковых автомобилей в РФ в 2011-2015 (I-III кв), шт.
Снижение объема производства легковых автомобилей подтверждает выводы относительно ухудшения общего состояния рынка, а также является индикатором потребительского поведения, говоря о том, что население в условиях ухудшающейся экономической обстановки склонно к сокращению расходов и увеличению накоплений.
Обобщая данные из всех проанализированных источников, можно сделать однозначный вывод относительно затяжного кризиса в отрасли. Снижение платежеспособности населения при повышении цен на автомобили ведет к беспрецедентному падению спроса; предприятия также снижают расходы на расширение и модернизацию автопарка. Уменьшение объемов продаж автомобилей ведет к сокращению их импорта и производства. Некоторые марки, не имеющие локальных производств в России, уходят с рынка. Заводы сокращают объемы производства, что приводит к увольнениям работников.
Корректировка ситуации может произойти только при улучшении экономической ситуации и стабилизации курса рубля, которая привела бы к снижению стоимости автомобилей. Этого, однако, в ближайшие несколько лет, по мнению экспертов, ожидать не приходится. Таким образом, инвестиции в торговлю автотранспортными средствами на сегодняшний день не имеют перспектив.
Денис Мирошниченко
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса