Обзор рынка автомобильного транспорта

Обзор рынка автомобильного транспорта
* В расчетах используются средние данные по России

Данный анализ рынка выполнен на основании информации из независимых отраслевых и новостных источников, а также на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики. Интерпретация показателей производится также с учетом данных, доступных в открытых источниках. В аналитику включены репрезентативные направления и показатели, обеспечивающие наиболее полный обзор рассматриваемого рынка. Анализ проводится в целом по РФ, а также по федеральным округам; Крымский федеральный округ не включен в некоторые обзоры по причине отсутствия статистических данных. 



Автомобильный транспорт (автомобильные транспортные средства – АТС) можно разделить по назначению на три категории: грузовой, пассажирский и специальный. Грузовые предназначены для транспортировки всевозможных типов грузов, пассажирский – для перевозки людей. К специальным АТС относятся автомобили полиции, скорой помощи, пожарной службы.

Наибольшей распространенностью отличается легковой транспорт, находящийся во владении частных лиц. В России на них приходится более 80% общего количества транспортных средств, или около 280 автомобилей на одну тысячу населения.

Автомобильный транспорт является одной из крупнейших статей импорта Российской Федерации. Под импортом здесь имеется в виду как ввоз самих транспортных средств, так и ввоз деталей для последующей сборки на локализованных производствах на территории России.

Согласно классификатору ОКВЭД, торговля АТС относится к разделу 50.10 и имеет следующее деление:

- 50.10 – торговля транспортными средствами;

- 50.10.1 – оптовая торговля транспортными средствами;

- 50.10.2 – розничная торговля транспортными средствами;

- 50.10.3 – торговля транспортными средствами через агентов.

Раздел 50.10 включает в себя торговлю новыми и б/у транспортными средствами, торговлю легковыми, грузовыми автомобилями, автобусами и микроавтобусами, специальными автомобилями и т.д.

Наиболее репрезентативным разделом можно считать розничную торговлю транспортными средствами, т.к. именно она отражает состояние потребительского рынка в стране, а также имеет наибольший интерес для инвестора в качестве объекта предпринимательства.

Обширный мониторинг отрасли ведет аналитическое агентство «Автостат». Согласно его данным, в первые 8 месяцев 2015 года рынок новых легковых автомобилей в России снизился почти на 42% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Наименьший спад произошел в Москве и Санкт-Петербурге, наибольший – в Смоленской области и республике Коми. Рынок подержанных автомобилей оказался более стабильным – по состоянию на конец ноября 2015 года, он потерял 19% от объема прошлого года и составил 4,5 млн. единиц.

Объем рынка новых грузовых автомобилей в ноябре 2015 года составил 4,1 тыс. единиц, что на 32% меньше, чем в ноябре прошлого года. По сравнению с периодом с января по ноябрь 2014 года, падение составило 42,6%.

Также, по данным агентства «Автостат», с января по ноябрь 2015 года на территорию России было ввезено юридическими лицами 222,8 тысяч легковых автомобилей. Это на 53,1% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Объем автомобилей с пробегом составил всего 2,8% от всего объема импорта.

Лидерами продаж ожидаемо оказываются автомобилями отечественных марок, а также бюджетные иномарки, произведенные на заводах в РФ.

Снижение объемов продаж автомобилей вызвано рядом общеизвестных факторов:

- снижение платежеспособности населения в связи со сложной экономической обстановкой в стране; граждане предпочитают сокращать расходы и стремятся к накоплению денежных средств; исключение – конец 2014 года;

- повышение стоимости автомобилей в связи с ослаблением курса рубля;

- значительное повышение ставок по автокредитам в банках; многие банки вообще отказались от автокредитования.

На фоне продолжающегося экономического спада говорить о корректировке рынка не представляется возможным. Некоторые автопроизводители уходят с Российского рынка именно в связи с ожидающейся затяжной рецессией. Зарубежные компании, имеющие локальные производства в РФ в 2015 году проводят сокращение штата, а также переходят на неполную рабочую неделю; двухсменный режим работы переводится в односменный.

Данные Росстата, которые служба получает путем сбора официальных данных с участников рынка, могут не совпадать с данными аналитических агентств, аналитика которых основана на проведении опросов и сборе неофициальных данных.

При анализе данных Росстата данные первых трех кварталов 2015 года будут сопоставляться с данными по полному 2014 году, если не указано иное.

Рисунок 1. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в 2011-2015 (I-III кв.) гг., тыс. руб.

Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в 2011-2015 (I-III кв.) гг., тыс. руб.    

Рисунок 2. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.2 в 2011-2015 (I-III кв.) гг., тыс. руб.

Динамика финансовых показателей раздела 50.10.2 в 2011-2015 (I-III кв.) гг., тыс. руб. 

Рисунок 3. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.3 в 2011-2015 (I-III кв.) гг., тыс. руб.

Динамика финансовых показателей раздела 50.10.3 в 2011-2015 (I-III кв.) гг., тыс. руб.  

Как видно из приведенных диаграмм, показатели прибыли и выручки снизились по всем трем разделам. В частности, выручка оптового направления в 2015 году составила 55% от 2014 года, прибыль при этом – 67%. Учитывая многолетнюю сезонную статистику, согласно которой объемы продаж в 4 квартале обычно ниже, чем во 2-3 кварталах, логичным будет прогноз о продолжении падения рынка по итогам года. Прибыль розничного направления упала значительно сильнее – за первые три квартала 2015 года она составила всего 8% от полного 2014 года при уровне выручке в 54%.

Характерной чертой для экономики России в целом является увеличение капитализации предприятий, повышение коэффициента автономии и снижение доли заемных средств в краткосрочных и долгосрочных пассивах.

Рисунок 4. Динамика финансовых коэффициентов раздела 50.10.1 в 2011-2015 (I-III кв.) гг., тыс. руб. 

 Динамика финансовых коэффициентов раздела 50.10.1 в 2011-2015 (I-III кв.) гг., тыс. руб.

Рисунок 5. Динамика финансовых коэффициентов раздела 50.10.2 в 2011-2015 (I-III кв.) гг., тыс. руб. 

Динамика финансовых коэффициентов раздела 50.10.1 в 2011-2015 (I-III кв.) гг., тыс. руб. 

Рентабельность оптовых продаж в 2015 году скорректировалась после падения в 2014 году; валовая рентабельность также выросла, достигнув рекордного за последние 5 лет максимума в 12,6%. При росте валовой рентабельности розничной торговли – так же, до максимальной за 5 лет, - рентабельность продаж упала почти до нуля. Падение происходит на протяжении последних пяти лет с завидной стабильностью.

Рисунок 6. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в СЗФО 2011-2014 гг., тыс. руб.

Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в СЗФО 2011-2014 гг., тыс. руб.     

Рисунок 7. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в ЦФО 2011-2014 гг., тыс. руб.

Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в ЦФО 2011-2014 гг., тыс. руб.     

Рисунок 8. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в ПФО 2011-2014 гг., тыс. руб.

Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в ПФО 2011-2014 гг., тыс. руб.   

Рисунок 9. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в ЮФО 2011-2014 гг., тыс. руб.

Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в ЮФО 2011-2014 гг., тыс. руб.     

Рисунок 10. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в УФО 2011-2014 гг., тыс. руб.

Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в УФО 2011-2014 гг., тыс. руб.  

Рисунок 11. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в СФО 2011-2014 гг., тыс. руб.

Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в СФО 2011-2014 гг., тыс. руб.     

Рисунок 12. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в ДВФО 2011-2014 гг., тыс. руб.

Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в ДВФО 2011-2014 гг., тыс. руб.  

Рисунок 13. Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в СКФО 2011-2014 гг., тыс. руб.   

Динамика финансовых показателей раздела 50.10.1 в СКФО 2011-2014 гг., тыс. руб.   

Динамика показателей прибыли и выручки в регионах разнонаправленна. Так, в 2014 году снижение объемов продаж в денежном выражении, согласно данным Росстата, наблюдался в СКФО, УФО и СЗФО. В последнем, однако, на фоне снижения объема выручки выросла прибыль, а, например, в ДВФО при резком увеличении объема продаж прибыль снизилась. Такая диверсифицированность показателей говорит о неоднородности рынка страны и о значительной обособленности региональных рынков.

Розничная торговля автотранспортными средствами имеет прямую связь с такими отраслями как производство АТС и их импорт.

Рисунок 14. Объем производства легковых автомобилей в РФ в 2011-2015 (I-III кв), шт.

Объем производства легковых автомобилей в РФ в 2011-2015 (I-III кв), шт.

Снижение объема производства легковых автомобилей подтверждает выводы относительно ухудшения общего состояния рынка, а также является индикатором потребительского поведения, говоря о том, что население в условиях ухудшающейся экономической обстановки склонно к сокращению расходов и увеличению накоплений.

Обобщая данные из всех проанализированных источников, можно сделать однозначный вывод относительно затяжного кризиса в отрасли. Снижение платежеспособности населения при повышении цен на автомобили ведет к беспрецедентному падению спроса; предприятия также снижают расходы на расширение и модернизацию автопарка. Уменьшение объемов продаж автомобилей ведет к сокращению их импорта и производства. Некоторые марки, не имеющие локальных производств в России, уходят с рынка. Заводы сокращают объемы производства, что приводит к увольнениям работников.

Корректировка ситуации может произойти только при улучшении экономической ситуации и стабилизации курса рубля, которая привела бы к снижению стоимости автомобилей. Этого, однако, в ближайшие несколько лет, по мнению экспертов, ожидать не приходится. Таким образом, инвестиции в торговлю автотранспортными средствами на сегодняшний день не имеют перспектив.

Денис Мирошниченко
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

12.04.2016

27 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 14385 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал


Мгновенный подбор бизнеса

Эксперты портала openbusiness.ru

Татьяна Никитина
Татьяна Никитина

Основатель портала openbusiness.ru. Предприниматель. Бизнес-тренер

Буду рада видеть вас в числе моих друзей

Моя компания - моя крепость

Половину преступлений на предприятии можно предотвратить, скорректировав дизайн пространства. В этой статье рассмотрим, как организовать безопасность на прилегающей территории, в здании и в кабинете.

Экология офиса или работа, которая нас убивает

Офисную работу принято считать одной из самых безопасных, но это далеко не так. В этой статье мы поговорим о безопасности офисной среды и источниках заболеваний, которые находятся в офисе.

10 главных способов произвести впечатление на инвестора

Продолжаем публикацию переводов статей известных западных бизнес-консультантов. На этот раз представляем вашему вниманию перевод статьи Гая Кавасаки «Вперед за золотом».

Все статьи эксперта
Валерий Аллавердян
Валерий Аллавердян

Ведущий эксперт портала openbusiness.ru. Инвестиционный консультант. Бизнес-аналитик

Получить консультацию


Маркетинговая разведка

Инсайдерская и текущая коммерческая информация о конкуренте или её нехватка иногда может привести к серьезным проблемам или, наоборот, к весомым успехам в бизнесе. В этой статье поговорим о разведке.

Как анализировать конкурентоспособность предприятий

Конкуренция и конкурентоспособность - что означают эти термины? По каким показателям можно судить о том, что одна из компанией более конкурентоспособна нежели другая? Ответим на эти вопросы.

Несколько слов о рентабельности…

Рентабельность в бизнес-планировании - штука очень мифологизированная, и далеко не все понимают, что же это такое, зачем она нужна и что показывает. Попробую донести простыми словами.

Все статьи эксперта
Что интересует предпринимателей России?

Бизнес-планы и руководства (openbusiness.ru)

за сегодня 3 028 просмотров

за 30 дней 1 215 839 просмотров

за 365 дней 17 654 373 просмотров

Необычные идеи бизнеса (1000ideas.ru)

за сегодня 485 просмотров

за 30 дней 206 668 просмотров

за 365 дней 3 234 462 просмотров

Нам доверяет
7 828 146
предпринимателей страны*

по данным Google Analytics за последние 365 дней

Максимальный эффект от рекламы на openbusiness.ru