Обзор рынка: автомобильные грузоперевозки

Обзор рынка: автомобильные грузоперевозки

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Данный анализ рынка выполнен на основании информации из независимых отраслевых и новостных источников, а также на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики. Интерпретация показателей производится также с учетом данных, доступных в открытых источниках. В аналитику включены репрезентативные направления и показатели, обеспечивающие наиболее полный обзор рассматриваемого рынка. Анализ поводится в целом по РФ, а также по федеральным округам; Крымский федеральный округ не включен в некоторые обзоры по причине отсутствия статистических данных. 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

На перевозку грузов автомобильным транспортом на сегодняшний день в России приходится порядка 7% от всего объема, что связано с большими расстояниями между населенными пунктами, невысоким качеством дорог. Тем не менее, сегодня ни одна отрасль народного хозяйства не может обойтись без автомобильного грузового транспорта.  Обусловлено это тем, что с помощью автомобиля можно добиться большей гибкости в отношении сроков и географии доставки. Например, в пределах города перемещение грузов возможно, в большинстве случаев, только с помощью автотранспорта. При междугородных перевозках АТ позволяет доставить груз непосредственно «до двери» заказчика. С помощью автомобильного транспорта можно транспортировать любой вид грузов – твердые, жидкие, сыпучие и т.д.

Учитывая, что основным заказчиком грузоперевозок является бизнес (на долю частных лиц приходится едва ли 5% общего объема), состояние отрасли напрямую зависит от деловой активности в стране и, в определенной степени, является индикатором состояния экономики.

КОДЫ ОКВЭД

Перевозки грузов автомобильным транспортом относятся к разделу ОКВЭД 60.24 «Деятельность автомобильного грузового транспорта» и имеют следующее деление:

- 60.24.1 – деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта (в том числе и перевозка опасных грузов);

- 60.24.2 – деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта.

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

На общее состояние отрасли за последние два года основное влияние оказало введение санкций со стороны стран ЕС. Кроме снижения объема международных перевозок, отрасль испытала еще и снижение спроса со стороны основного клиента – экономики страны. Снижение промышленного производства, уменьшение объемов торговли приводят и к сокращению грузопотока. По данным Международного союза автомобильного транспорта, объем его за первое полугодие 2015 года в России сократился примерно на 40%, а сальдо прибылей и убытков приобрело отрицательное значение. Кроме того, повышение ставок по кредитам и лизингу в значительной степени затрудняет модернизацию автопарка грузоперевозчиков. Характерен рост дебиторской задолженности, особенно для сделок с участием посредников – например, экспедиторских компаний, выступающих в роли организатора перевозки. Все это ведет к снижению финансовой прочности транспортных компаний и повышению риска ухода с рынка некоторых из них.

Серьезный удар по стабильности отрасли нанесло введение системы «Платон», вызвавшее массовые протесты дальнобойщиков по всей стране. Это, как и другие вышеуказанные факторы, не могло не повлиять на тарифы операторов. В свою очередь, повышение стоимости перевозок ведет к повышению стоимости, пожалуй, всех категорий товаров – от строительных материалов до продуктов питания.

По мнению экспертов, негативное влияние в ближайшие несколько лет будет только нарастать. В наименьшей степени ему будут подвержены транспортные компании, обслуживающие Урал и Западную Сибирь по нескольким причинам:

- высокая концентрация производства в регионе, означающая – даже в условиях спада – гарантированный грузопоток;

- наличие в регионе крупных экспортеров; объем экспорта в 2014-2015 гг. снизился незначительно;

- удачное расположение субъектов региона с позиции трансферных грузопотоков.

АНАЛИЗ ДАННЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Данные Росстата, которые служба получает путем сбора официальных данных с участников рынка, могут не совпадать с данными аналитических агентств, аналитика которых основана на проведении опросов и сборе неофициальных данных.

При анализе данных Росстата данные первых трех кварталов 2015 года будут сопоставляться с данными по полному 2014 году, если не указано иное.

Рисунок 1. Динамика финансовых показателей разделов 60.24.1 и 60.24.2 в 2011-2015 (I-III кв.), тыс. руб.

Динамика финансовых показателей разделов 60.24.1 и 60.24.2 в 2011-2015 (I-III кв.), тыс. руб.




График показывает одинаковую динамику и соотношение всех трех показателей во времени, что говорит об относительно неизменном уровне наценки и рентабельности в отрасли (допускаются небольшие колебания). За первые три квартала 2015 года уровень выручки достиг 56% от полного 2014 года, что, учитывая показатели сезонности, позволяет говорить о возможности достижения объемов 2014 года. Прибыль же снизилась более значительно, что означает некоторое снижение рентабельности. Валовая рентабельность также снижается.

 Рисунок 2. Динамика финансовых коэффициентов разделов 60.24.1 и 60.24.2 в 2011-2015 (I-III кв.), %

Динамика финансовых коэффициентов разделов 60.24.1 и 60.24.2 в 2011-2015 (I-III кв.), %

Характерно, как и для многих других отраслей экономики в нашей стране, снижение доли долгосрочных обязательств в пассивах предприятий и, как следствие, повышение коэффициента автономии. Это связано, в первую очередь, с ростом процентных ставок по кредитам и лизингу, о чем уже говорилось выше. Участники рынка отказываются от модернизации или расширения бизнеса, либо, увеличивая капитализацию, делают это за счет собственных средств.

Рисунок 3. Доля регионов в совокупной выручке разделов 60.24.1 и 60.24.2 в 2014 г., %

Доля регионов в совокупной выручке разделов 60.24.1 и 60.24.2 в 2014 г., %

Отношение участия разделов в совокупной выручке по большей части показывает преобладание перевозок специализированным транспортом, что логично, так как большинство потребительских и промышленных товаров требует специальных условий транспортировки. Что касается участия регионов, то около 40% выручки формируют УФО и СФО. Еще порядка 45% приходится на ПФО, ЦФО и СЗФО.

Рисунок 4. Динамика совокупной выручки разделов 60.24.1 и 60.24.2 по регионам РФ в 2011-2015 (I-III кв.), тыс. руб.

Динамика совокупной выручки разделов 60.24.1 и 60.24.2 по регионам РФ в 2011-2015 (I-III кв.), тыс. руб.

Динамика совокупной выручки по двум разделам демонстрирует однородность – за некоторыми исключениями, подтверждающими общее правило. Это сохранение показателей 2013 года в 2014 году и около 75% результата 2014 года за первые три квартала 2015.

Инвестиции в отрасль в 2014 году существенно сократились по сравнению с 2013 годом. Так, например, инвестиции в основной капитал в 2014 году снизились на 42%; объем инвестированных собственных средств снизился на 43%, а привлеченных – на 59%. Это подтверждает сделанный ранее вывод об отказе участников рынка от услуг банков и лизинговых организаций. Поток иностранных инвестиций и вовсе снизился на 66%.

АФФИЛИРОВАННЫЕ ОТРАСЛИ

Основным материальным активом отрасли являются эксплуатируемые грузовые автомобили, основным поставщиком которых являются направления оптовой и розничной торговли АТС, динамика которых в 2014-2015 гг. демонстрирует отрицательную направленность, вызванную ростом цен на автомобили всех видов и снижением платежеспособности населения.

В качестве заказчиков выступают различные направления бизнеса всех размеров – нефтегазовая отрасль, торговля, промышленность, строительство и т.д. Каждая из отраслей имеет ряд отличительных особенностей, обуславливающих ее состояние в условиях сложной экономической ситуации. Учесть процессы, протекающие в каждой из них, не представляется возможным, поэтому в качестве клиента сферы грузоперевозок следует рассматривать всю экономику страны в целом. На сегодняшний день, ее состояние можно характеризовать как находящееся в состоянии затяжной рецессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ отрасли грузоперевозок, равно как и аффилированных отраслей, однозначно говорит о спаде в экономике страны в целом и, как следствие, снижении результатов данного рынка. Кроме внешних отрицательных влияний, сложности возникают и по причине внутреннего регулирования отрасли – в первую очередь имеются в виду мероприятия, связанные с внедрением системы «Платон».

Несмотря на финансовые показатели 2015 года, позволяющие сделать предположение о том, что серьезного падения относительно 2014 года в отрасли не предвидится, говорить о ее росте в ближайшие годы не представляется возможным. Положительное влияние могут оказать только укрепление курса рубля, рост объема импорта и экспорта, увеличение объемов производства и др.

Денис Мирошниченко
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

20.01.2016

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: