Обзор рынка мобильных приложений

Обзор рынка мобильных приложений

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

1. ВВЕДЕНИЕ

Согласно определению, мобильное приложение – это самостоятельный программный продукт, устанавливаемый под необходимую операционную систему смартфона, планшетного компьютера или иного мобильного устройства. Наиболее популярными операционными системами для мобильных устройств сегодня являются Android, IOS и Windows.

По назначению приложения можно разделить на множество различных категорий: игры, новостные приложения, для работы с фотографиями, текстом и так далее. Единую классификацию привести достаточно сложно, поскольку некоторые приложения обладают сочетанием ряда функций, что делает невозможным причисление их к определенной категории.

Доход разработчиков обеспечивается несколькими путями, с помощью различных бизнес-моделей:

  • Платная установка приложения (покупка в магазине AppStore или Google Play)

  • Покупки в приложении (дополнительный функционал, бонусы)

  • Размещение рекламы

Развитию рынка мобильных приложений способствуют, во-первых, постоянный рост производительности мобильных устройств, а, во-вторых, рост доступности интернета, в том числе и мобильного, увеличение скорости и стабильности соединения. Это имеет определяющее значение, поскольку большинство мобильных приложений требует постоянного подключения к сети. По состоянию на 2015 год, 50 млн из 82 млн всех пользователей интернета в России используют мобильные устройства для доступа к сети. Посещение интернета со стационарных компьютеров и ноутбуков при это стабильно снижается. Для 10% населения страны в целом или для 14% от общего количества пользователей интернета, мобильный интернет является единственным способом доступа к сети, то есть стационарные устройства не используются.

2. АНАЛИЗ РЫНКА

По итогам 2016 года количество загрузок мобильных приложений выросло на 15% по сравнению с 2015 годом. При этом, пользователи стали проводить на 25% больше времени в приложениях. Такой рост популярности принес издателям на 40% больше дохода по сравнению с прошлым годом.

На мировом рынке мобильных приложений можно отметить развитие стран, ранее бывших аутсайдерами рынка: Индии, Индонезии, Бразилии и Мексики. В 2016 году на первое место по доходам в магазинах мобильных приложений вышел Китай. Прошедший год ознаменовался большим количеством глобальных сделок, в которых участвовали и лидеры рынка.

Большая часть доходов магазинов мобильных приложений все так же приходится на игры. Второе направление, которое активно развивалось, - это шоппинг. Время, проведенное пользователями в приложении этого типа, выросло за год на 30%, в первую очередь, за счет США. Благодаря развитию интернет-сетей и проникновению интернета значительно увеличилась популярность приложений потокового видео; здесь наблюдался рост доходов как за счет увеличения количества пользователей, так и за счет их вовлеченности.

Наибольшее количество времени все же пользователи проводили в социальных приложениях и мессенджерах. Тем не менее, и другие категории приложений в пределах мирового рынка активно росли. Исследования мирового рынка показывают, что примерно половина владельцев мобильных устройств скачивает и устанавливает дополнительные приложения (не предустановленные на устройстве), две трети из этого количества используют приложения регулярно. Проведенная сегментация рынка показала, что большинство пользователей мобильных приложений – это мужчины и женщины в возрасте 25-30 лет, замужем или женаты, имеют высшее образование.



В 2017 году ожидается рост мирового рынка примерно на 28-29% до 166 млрд долларов. Из них 65 млрд долларов придется на покупки приложений и подписки, 101 млрд долларов – на мобильную рекламу и продвижение приложений. По итогам 2016 года объем расходов на покупки приложений оценивается в 52 млрд долларов, а расходы рекламодателей – в 77 млрд долларов. Таким образом, именно реклама станет драйвером роста рынка. Большая часть рекламы размещается в приложениях социальных сетей, а также в видеосервисах и играх. Доля крупных брендов составит всего 12,5% от всего объема размещаемой рекламы, что отражает характерное отличие интернет-рекламы и мобильной рекламы от традиционных рекламных каналов – здесь преобладают небольшие рекламодатели с ограниченными бюджетами. По оценкам экспертов, рынок мобильной рекламы в России по итогам 2016 года составил 430 млн долларов.

В течение ближайших лет следует ожидать роста популярности коротких видео, как в уже популярных видеосервисах, так и в относительно новых, но набирающих популярность. Короткие видео наиболее подходят для просмотра на мобильных устройствах. Растет популярность технологий дополненной реальности, на которой, в частности, была выпущена одна из игр, ставшая в 2016 году наиболее популярной и кассовой.

Наибольшее количество мобильных приложений сегодня ориентированы на сегмент b2c, в то время как b2b-приложения только начинают осваивать рынок. Однако, потенциал роста данного сегмента специалисты оценивают очень высоко.

Рисунок 1. Среднее количество мобильных приложений, используемых одним пользователем за месяц

 

Рисунок 2. Прогноз динамики рынка мобильных приложений – годовой валовый доход, млрд долларов (по данным App Annie) 

 

Рисунок 3. Модель зрелости рынка мобильных приложений (по данным App Annie)

 

Рисунок 4. Средние показатели использования мобильных приложений пользователями на рынке Евросоюза, % от общего количества пользователей мобильных устройств

 

По оценкам экспертов, рынок специалистов по разработке мобильных приложений вырастет к 2018 году до 32,4 млрд долларов. Основные виды услуг этого рынка: сервисы по мобильному вовлечению, менеджмент мобильных приложений и устройств, разработка мобильных приложений и сервисов.

Трендом в этой сфере является использование сервисов по построению шаблонных приложений, подписка на услуги которых может стоить от 10 до 1000 долларов в месяц. При этом не требуются навыки программирования. С другой стороны, полноценный цикл разработки приложения «с нуля» сегодня может составлять от 100 000 долларов и требует привлечения квалифицированных специалистов.

По данным на 2015 год, на мобильный интернет приходилось около 58% трафика всего рунета. Этот показатель постоянно растет, что связано с относительным снижением стоимости мобильных устройств (при абсолютно росте цен на них), а также со снижением стоимости мобильного интернета.

Что касается рынка мобильных устройств (смартфонов, планшетов и т.д.), то, по данным J’son & Partners, объем продаж мобильных телефонов и смартфонов в первом квартале 2016 года снизился на 2% по сравнению с первым кварталом 2015 годи и на 12% - по сравнению с первым кварталом 2014 года. По мнению экспертов, в первую очередь такое падение можно объяснить насыщением рынка смартфонов. Однако, это не единственная причина: негативные экономические факторы, о которых речь шла выше также имеют очень большое влияние на рынок. В частности, потребители стали реже обновлять устаревающие телефоны и смартфоны.

При этом, однако, в общей структуре рынка мобильных телефонов и смартфонов, доля последних в 2016 году выросла на 2%, что связано со все большим переходом населения к многофункциональным устройствам. Тем не менее, доля смартфонов в общем объеме рынка в Росси все еще ниже, чем в развитых странах: 70% в России против 78% в среднем в мире.

К основным тенденциям 2016 года можно отнести:

  • Рост цен на смартфоны и другие мобильные устройства – средняя цена за устройство сейчас находится в пределах 12-13 тыс. руб.;

  • Стремительный рост доли LTE-смартфонов – в первом квартале 2016 года их доля составляла 42% в общем объеме рынка, что в два раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года;

  • В первом квартале 2016 года объем продаж фаблетов (смартфоны с диагональю экрана 5’’ и более в два раза превысил объем продаж планшетных ПК.

Рынок мобильной рекламы, являющейся одним из основных драйверов роста рынка мобильных приложений, можно разделить на два направления:

  • Мобильная реклама, используемая для продвижения брендов, товаров и услуг. Сюда можно отнести контекстную рекламу, RTB-размещения, таргетированная реклама в социальных сетях.

  • Собственно мобильные приложения

К основным игрокам рынка мобильных приложений можно отнести:

  • Так называемые mobile first компании, для которых мобильное приложение является основой бизнес-модели: продажа билетов, доставка еды, бронирование гостиниц и билетов и так далее; сюда также можно отнести игры и некоторые платные или условно бесплатные приложения

  • Представители электронной торговли, для которых мобильное приложение является дополнительным каналом продаж; учитывая рост мобильного трафика и падение его на стационарных устройствах, использование мобильных приложений перспективным

  • Традиционный бизнес, для которого мобильные приложения могут быть использованы по большей части как составляющая программы лояльности; задача приложения в данном случае – информировать о новинках, новостях, получать обратную связь, то есть стать, по сути, прямым каналом коммуникации

Несмотря на то, что рынок мобильных приложений в России растет очень высокими темпами, наша страна находится на пятом месте после США и ряда азиатских стран. Эксперты называют ряд причин, способствующих такому отставанию:

  • Нехватка квалифицированных специалистов. Рынок мобильных приложении в России еще не сформировался в достаточной степени: значительная часть разработчиков ориентирована на легкий и быстрый доход, а не на долгосрочные отношения с заказчиками и поддержку приложений, в то время как именно поддержка является одним из основных факторов успеха. Разработчики делают упор на удешевление своих услуг при снижении их качества. Тем не менее, отмечается тенденция к улучшению ситуации в это направлении

  • Разрозненность аналитики. Разработчики не имеют полноценного доступа к количественным и качественным аналитическим данным в одном интерфейсе, что затрудняет процесс привлечения целевой аудитории и работу с ней

  • Низкий уровень экспертизы в мобильном сегменте. Отсутствие экспертов в сфере мобильных приложений и их использовании бизнесом приводит к тому, что предприятия, для которых мобильные приложения не являются основой бизнес-модели, предпочитают тратить маркетинговые бюджеты на традиционные каналы продвижения

На фоне всей приведенной информации логично считать, что рынок мобильных приложений пока еще далеко от стадии зрелости и имеет значительный потенциал роста, который заключен, в первую очередь, в мобильной рекламе. Рынок будет укрупняться, на первый план будут выходить performance-агентства и технологические лидеры с собственными инструментами.

Тенденции последних двух-трех лет позволяют сделать следующие выводы:

  • Наибольшее количество скачиваний приходится на платформу Android, в то время как пользователи iOS более склонны платить за используемые сервисы; таки образом, лидерство по доходам досталось именно iOS

  • Веб-сайты становятся все менее конкурентоспособными – большинство пользователей предпочитают доступ к контенту через мобильные приложения

  • Увеличилась конкуренция между платформами за счет появления новых типов мобильных устройств и форм-факторов: умные часы и браслеты, телевизоры и автомобильные мультимедийные устройства на мобильных операционных системах

К основным тенденциям рынка в ближайшее время можно отнести:

  • Продуктивность приложений. При росте производительности мобильных устройств появляется все более мощные приложения для работы с базами данных, фотографиями, документами, которые постепенно вытесняют традиционные приложения для стационарных устройств

  • Рост рынка мобильных игр. В значительной мере этому росту способствовало развитие платформы Apple TV, с помощью которой планируется привлечь значительное количество пользователей, которые ранее не пользовались игровыми мобильными приложениями

  • Финансовые приложения. Растет популярность мобильных банков и прочих приложений, с помощью которых можно осуществлять быстрые платежи, а также решать различные финансовые задачи. Основные факторы развития данного сегмента: снижение транзакционных издержек, высокая степень прозрачности и повышение осведомленности потребителей.

  • Виртуальная и дополненная реальность. Разработка новых устройств для виртуальной и дополненной реальности окажут очень серьезное влияние на развитие приложений в этих сегментах. Наибольший интерес здесь прогнозируется в категории игровых приложений. Однако, развиваться будут также и такие направления, как, например, СМИ.

К рекомендациям по выходу на рынок мобильных приложений в России эксперты относят:

  • Разработка приложений в новых, неосвоенных форматах. Наибольшее количество доступных на российском рынке приложений сегодня относятся к социальным сетям, геолокации, играм, музыке, новостям, контент-проектам и транспортным услугам. Соответственно, освоение новых категорий, таких как муниципальные и туристические сервисы, онлайн-ритейл и шоппинг, могут дать разработчикам шанс на выход на низкоконкурентные рынки

  • Локализация приложений. Согласно опросам Левада-центра, проведенного в 2014 году в 45 регионах страны, 70% населения не владеют никакими иностранными языками. По этой причине они отказываются от использования приложений, которые не имеют перевода на русский. Таким образом, перевод приложений и их адаптация к российским реалиям может быть очень перспективным направлением развития

  • Использование альтернативных магазинов приложений. Достаточно спорное направление, однако, эксперты считают, что в небольших магазинах можно с большим успехом выделиться за счет небольшого их наполнения

Денис Мирошниченко
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

14.03.2017

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: