Бизнес в России. Руководства по открытию бизнеса в регионах.
Нам доверяют 700 000 предпринимателей страны

Обзор рынка программ лояльности

Обзор рынка программ лояльности
* В расчетах используются средние данные по России

ВВЕДЕНИЕ

Программа лояльности – современный клиентоориентированный метод повышения продаж, наиболее характерный для розничной торговли. В рамках программ лояльности продающая сторона обеспечивает выгодные условия для совершения повторных покупок.

АНАЛИЗ РЫНКА

На сегодняшний день наиболее популярными программами лояльности в России являются дисконтные и дисконтно-накопительные. Их преимуществами являются наибольшая понятность для потребителя и легкость поддержки эмитентом (продавцом). Согласно данным российских ритейлеров (аналитика РБК.research), поддержка программы лояльности в среднем обходится около 4% оборота сети при том, что средний чек лояльного клиента (держателя дисконтной карты) в среднем на 20-25% выше, чем у обычного покупателя.

Дисконтные карты бывают двух основных видов:

  • простая пластиковая карта с указанным номиналом скидки (на все товары или определенную группу)

  • карта с чипом или магнитной полосой (обычно предусматривает накопление бонусных баллов за совершенные покупки)

Наиболее распространены дисконтные карты в сетях, продающих одежду и обувь. Именно там они дают максимальные результаты по увеличению выручки. Карты программ лояльности выдаются обычно при совершении покупок на определенную сумму; однако, некоторые эмитенты выдают карты при совершении любой покупки.

Рисунок 1. Условия предоставления дисконтной карты в зависимости от суммы покупки в российских торговых сетях, 2016 г., % (по данным РБК ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКОВ)


Помимо положительного эффекта в виде роста выручки, для эмитента существуют и отрицательные стороны программ лояльности. Во-первых, практически каждая торговая сеть так или иначе предоставляет клиентам скидки. Таким образом, они перестают быть инструментом конкурентной борьбы. Кроме того, скидки снижают рентабельность продаж. Во-вторых, дисконтные карты обычно не являются именными, и одной картой может воспользоваться неограниченное количество человек, что также ведет к снижению рентабельности. Впрочем, некоторые компании, наоборот, рекомендуют покупателям передавать карту друзьям и родственникам, тем самым нивелируя снижение рентабельности увеличением объемов продаж.

В рамках программ лояльности обычно действует активное информирование клиента о новинках, скидках и акциях с использованием различных каналов: смс, электронная почта и др. Контактные данные собираются, как правило, при оформлении дисконтной карты. Распространены также рассылки и по другим инфоповодам – поздравления с Днем рождения и другими праздниками, а также предоставление скидок в связи с личными праздниками.

В последнее время в некоторых компаниях проявляется также тренд к реализации социальных программ – например, предоставление скидок по пенсионному или студенческому удостоверению, удостоверению инвалида и так далее.

Согласно данным исследования «РБК ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКОВ», при разовой покупке на сумму 5 000 рублей большинство программ лояльности гарантируют скидку в размере 250 руб., а при покупке на 10 000 рублей – скидку в 500 руб.

Рисунок 2. Скидки при совершении единовременной покупки на 5 000 руб. в розничных сетях, 2016 г, %


Рисунок 3. Скидки при совершении единовременной покупки на 10 000 руб. в розничных сетях, 2016 г, %


Еще одним из трендов программ лояльности в России становится кобрендинг – эмиссия торговыми сетями дисконтных (в некоторых случаях дебетовых) карт совместно с банками. Такие программы преобладают в сфере ритейла, а также в сфере авиаперевозок.

Рисунок 4. Количество кобрендинговых проектов по отраслям в России, 2016 г.

 

Как показывает мировая практика, кобрендинговые программы обычно набирают популярность после успешной реализации собственной программы лояльности. Это полностью соответствует состоянию рынка программ лояльности в России. Эксперты предсказывают продолжение развития этого сегмента при некотором перераспределении долей отраслей. Если в последние годы наиболее активно развивались кобрендинговые программы лояльности в сфере путешествий и коалиционные программы, то в будущем ими больше будет пользоваться ритейл и электронная торговля. По данным РБК.research, на август 2016 года реализовывалось 58 кобрендинговых банковских проектов с бонусно-накопительной системой.

Место для вашего бизнес предложения

Рисунок 5. Динамика реализации бонусно-накопительных кобрендинговых проектов в России, 2002-2016 гг.


Рисунок 6. Наличие кобрендинговых карт и осведомленность о кобрендинговых проектах среди россиян, 2015 г., % (в зависимости от среднемесячного дохода на семью)


Денис Мирошниченко
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

21.12.2016

494 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 23522 раз.

Интегральные показатели в бизнес-планировании или как оценить инвестиционный проект?

Интегральные показатели в бизнес-планировании или как оценить инвестиционный проект?

Необходимо, прежде всего, оценивать конкретный инвестиционный проект не только с позиции финансовых (интегральных) показателей, а более комплексно. В обязательном порядке рассматривать (читай «о...

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал


Подпишитесь на рассылку
и получайте все самые интересные материалы.

Мгновенный подбор бизнеса
Что интересует предпринимателей России?

Бизнес-планы и руководства (openbusiness.ru)

за сегодня 35 431 просмотров

за 30 дней 1 563 917 просмотров

за 365 дней 14 213 828 просмотров

Необычные идеи бизнеса (1000ideas.ru)

за сегодня 6 344 просмотров

за 30 дней 320 434 просмотров

за 365 дней 2 992 825 просмотров

Нам доверяет
6 784 038
предпринимателей страны*

по данным Google Analytics за последние 365 дней

Максимальный эффект от рекламы на openbusiness.ru