Обзор рынка производства и продажи автозапчастей

Обзор рынка производства и продажи автозапчастей

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

1. ВВЕДЕНИЕ

В 2016 году количество автомобилей в России превысило 56 миллионов единиц. Из них 44 млн. – легковые автомобили, более 6 млн. грузовых автомобилей, 890 тысяч автобусов, 2,2 млн. единиц мототранспорта, более 3 млн. прицепов и полуприцепов. Автотранспорт остается одним из наиболее востребованных средством перевозки пассажиров и грузов.

При этом, почти 50% всего автотранспорта, эксплуатируемого в России, произведено ранее 2005 года, что означает потребность в частом обслуживании и ремонте. Экономический кризис в стране привел к снижению платежеспособности населению и росту рынка подержанных автомобилей при сокращении рынка новых. Это в значительной степени повлияло на рынок автозапчастей.

Отличительной особенностью рынка автомобильных запчастей является его высокая степень закрытости для оценки по причине высокой доли контрафактной и контрабандной продукции.

2. АНАЛИЗ РЫНКА

Рынок автозапчастей для подержанных автомобилей в 2014 году в натуральном выражении вырос на 2% по отношению к 2013 году, однако, по причине девальвации рубля, в денежном выражении объем рынка снизился на 1%. В 2015 году в натуральном выражении рынок вырос также на 2%, но снижение выручки составило уже порядка 3%. Всего выручка, по оценкам экспертов, составила 22 млрд. долларов. По итогам 2015 года, первичный автомобильный рынок сократился на 37,5%, что привело к дальнейшему смещению спроса в сторону деталей для подержанных автомобилей.

Наиболее популярными категориями на рынке сегодня являются элементы подвески (что отражает состояние дорог в стране), а также смазочных материалов и авторезины. Объем рынка шин в 2013 году составил 3 млрд. долларов или порядка 15% от общего объема рынка автозапчастей. Около 10% приходится на детали подвески – 2,2 млрд. долларов.

Одним из основных трендов рынка стало стремление автовладельцев к снижению затрат на обслуживание и ремонт. Обычно это делается за счет приобретения запчастей напрямую у производителя или дистрибьютора, минуя посредника – автомагазин, либо за счет откладывания ремонта «до последнего». Экономия также может достигаться путем обслуживания автомобилей в бюджетных автомастерских, а не у официального дилера или в сервисном центре высокого уровня. В последние два года вырос также спрос на автозапчасти бывшие в употреблении, стоимость которых примерно в два раза ниже, чем стоимость новых. Тем не менее, желание снизить затраты на обслуживание и ремонт может стать катализатором роста объемов продаж, поскольку бывшие в использовании и недорогие товары низкого качества требуют, как правило, более частой замены или даже могут приводить к выходу из строя узлов и агрегатов автомобиля, которые в свою очередь будут требовать ремонта или замены.

Среди производителей неоригинальных запчастей традиционно лидирует Китай. На долю китайской продукции приходится порядка трети рынка. Большую долю составляет контрабандная продукция, а также неоригинальные детали, произведенные без лицензии – их количество в общем объеме, по оценкам экспертов, составляет около 70%; объем только контрафакта – около трети объема рынка. В основном это расходные материалы и недорогие детали – тормозные колодки, фильтры, масла и детали подвески.



Политика импортозамещения привела к некоторому увеличению объемов производств автозапчастей – как для отечественных, так и для иностранных автомобилей – на российских мощностях, однако полностью покрыть потребность в них не удается. Как считают эксперты, говорить об импортозамещении в данном сегменте бессмысленно. По данным аналитиков РБК, это связано с тем, что на отечественных предприятиях отсутствует оборудование, с помощью которого можно произвести качественные аналоги оригинальных запчастей. Кроме того, цены российских аналогов существенно выше китайских при небольшой разнице в качестве.

Вследствие ослабления курса рубля и прочих негативных экономических факторов произошел значительный рост цен на автозапчасти. Увеличение стоимости некоторых деталей составило до 100%. Магазины автозапчастей пытаются компенсировать такой рост за счет собственной прибыли, но такие мероприятия не в силах полностью сдержать его.

Рисунок 1. Темпы роста цен на оригинальные масляные фильтры для автомобилей различных ценовых категорий в 2013-2015 гг., руб./ед.

 

 Рисунок 2. Темпы роста цен на неоригинальные масляные фильтры для автомобилей различных ценовых категорий в 2013-2015 гг., руб./ед.

 

Рисунок 3. Темпы роста цен на оригинальные АКПП для автомобилей различных ценовых категорий в 2013-2015 гг., руб./ед.

 

Оригинальные запчасти попадают в Россию следующим путем: с производства на склад в Европе, затем – на склад в России, откуда осуществляется дистрибуция по официальным дилерам. Такая логистическая схема исключает перепродажу товаров на пути к потребителю.

«Серая» логистика предполагает другой путь: товар различными альтернативными путями поставляется посреднику или напрямую потребителю. По большей части поставки организуются из ОАЭ, поскольку оригинальная продукция там значительно дешевле.

Отличительной особенностью российского рынка автозапчастей является небольшое количество складов. Из-за широкой номенклатуры розничные магазины не хранят весь объем у себя, а при необходимости заказывают нужную позицию у поставщика. Это значительно увеличивает сроки поставки товара конечному потребителю – вплоть до двух-трех месяцев.

Наблюдается смещение покупательской активности в сторону интернет-магазинов, характерное для всего рынка в целом. Благодаря отсутствию ряда статей расходов, свойственных традиционным физическим магазинам, они имеют возможность предлагать более доступные цены, что на сегодняшний день является критически важным фактором.

Согласно мнению экспертов и участников рынка, спрос на автомобильные запчасти в ближайшее время будет продолжать расти, что связано с общим старением автопарка. Наибольшим спросом будут пользоваться запчасти для новых и подержанных автомобилей отечественного производства и подержанных иномарок. Также спросом будут пользовать в первую очередь неоригинальные детали как более доступные по цене.

По данным опроса ВЦИОМ, только 6% автовладельцев готовы отказаться от поездок на личном автомобиле, в то время как 64% заявили, что не откажутся от автомобиля ни при каких обстоятельствах.  

Денис Мирошниченко
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
31.12.2016

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: