Основные термины франчайзинга

Основные термины франчайзинга
* В расчетах используются средние данные по России

Франчайзинг (от франц. franchise – «льгота», «привилегия») представляет собой схему функционирования бизнеса, в которой одна организация (франчайзер или франшизодатель) передает физическому лицу или другому предприятию (франчайзи или франшизополучатель) право на продажу своих товаров или услуг. При этом между франчайзером и франчайзи заключается договор, согласно которому он обязуется продавать эти товары или услуги в соответствии с определенными условиями и ценами, установленные головной компанией.


Франчайзер (франшизодатель) – это в большинстве случаев крупная компания, которая имеет определенную деловую репутацию и раскрученный бренд на потребительском рынке. Она по договору франчайзинга выдает на определенный срок и на оговоренных условиях пользователю франшизу на право использования им торговой марки франшизодателя на определенной территории в своей коммерческой деятельности. Франчайзер выдает лицензию или передает право использовать свой товарный знак, технологии и операционные системы. В первую очередь, такая компания работает на свой имидж, развивает свой бизнес и отлаживает бизнес-процессы, а затем продает желающим повторить ее успех свои франшизы.


Франшиза – это бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Франчайзинговый пакет, как правило, включает в себя методические пособия по ведению работы и другие материалы от франшизодателя. Франшиза выступает в роли объекта договора франчайзинга и представляет собой комплекс различных преимуществ, в который входит право пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера. Франшизой могут стать методы ведения бизнеса, технология и товарный знак со взаимными обязательствами и льготами между передающей и получающей сторонами, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности.


Франчайзи (франшизополучатель) – это физическое или юридическое лицо, которое приобретает у франшизодателя на определенный срок и на определенных условиях исключительное право на ведение коммерческой деятельности с использованием товарного знака и технологий правообладателя на определенной территории. За возможность обучения, использования товарного знака, систему ведения работ и поддержку в построении бизнеса франшизополучатель выплачивает франчайзеру сервисную плату (роялти). Кроме того, франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по открытию бизнеса.


Франчайзинговая система (франшизная система) – это организационная структура франчайзингового бизнеса, которая состоит из компании – франчайзера, стоящей во главе, и франшизной сети (франчайзи), которая находится под ее контролем.


Существует большое количество видов франчайзингового бизнеса, но наибольшее распространение получили два из них:

  1. Прямой франчайзинг. В этом случае франчайзер продает франшизу напрямую франчайзи. Этот способ наиболее оптимален для установления хорошей взаимосвязи между двумя сторонами франшизодателем и франшизополучателем. Но в этом случае могут возникнуть определенные проблемы, если в качестве франчайзера выступает крупная международная компания, которая не может оказать полноценную поддержку региональному франчайзи с учетом местных особенностей ведения бизнеса. Тогда такой вариант приемлем лишь для крупных компаний, которые имеют собственные ресурсы для развития своего бизнеса и которым, по сути, от франчайзера нужен только известный бренд.

  2. Мастер-франшиза. В этом случае международный франчайзер передает исключительные права на развитие своей системы на территории всей страны одному франчайзи. Как было упомянуто выше, крупные международные корпорации значительно уступают небольшим региональным предприятиям по эффективности и гибкости управления. Они, в отличие от последних, не могут плодотворно работать в чужой стране. Мастер-франшиза создает еще одно звено между непосредственным франчайзером и франшизопокупателем. Владелец мастер-франшизы сам становится отчасти франчайзером, получая право представлять интересы последнего на определенной территории, заниматься поиском потенциальных франчайзи и осуществлять контроль над работой их предприятий. При этом франчайзер получает успешно работающую под его брендом сеть и прибыль, уделяя внимание повышению качества обслуживания в сети, снижению издержек и общему увеличению эффективности своей работы, а владелец мастер-франшизы – деньги с продажи франшиз.

01.01.1970

450 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 6921 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Договор коммерческой концессии: права и обязанности сторон, подводные камни

Договор коммерческой концессии: права и обязанности сторон, подводные камни

В зависимости от конкретного договора некоторые его условия могут изменяться. Однако в договоре коммерческой концессии всегда прописываются определенные права и обязанности для обеих сторон соглашения, которые остаются неизменными в большинстве случа...

Обзор франшиз общественного питания

Обзор франшиз общественного питания

Наименее затратный вариант открытия своего точки общественного питания по франшизе – это заключение договора коммерческой концессии с компанией, которая занимается открытием мелких заведений быстрого обслуживания. Сюда относятся киоски...

Франшизы медицинских лабораторий: обзор рынка

Франшизы медицинских лабораторий: обзор рынка

В среднем по данным франчайзеров, для открытия медцентра без учета паушального взноса понадобится сумма около 2 млн. рублей. Размеры стартовых инвестиций в зависимости от выбранного формата работы (пункт приема или диагностический центр) и территории...

Франшизы интернет-магазинов автозапчастей. Особенности рынка и преимущества франчайзинга

Франшизы интернет-магазинов автозапчастей. Особенности рынка и преимущества франчайзинга

Бизнес по продаже автозапчастей может быть выгоден при текущей конъюнктуре рынка. Объем стартового капитала при сотрудничестве на условиях франчайзинга будет составлять от 50 до 300 тыс. рублей.

Франшизы юридических услуг. Обзор рынка

Франшизы юридических услуг. Обзор рынка

Основной продукт юридических франшиз - не столько бренд или раскрученная торговая марка, сколько отработанный сценарий решения проблем с использованием богатого собственного опыта и «лазеек» в законодательстве. Благодаря специфике бизнеса в некоторых...

Франшизы студий маникюра. Обзор рынка

Франшизы студий маникюра. Обзор рынка

Диапазон начального капитала для создания студии маникюра колеблется от 800 тыс. до 5,5 млн. рублей. Средняя сумма (в теории) – 2,6 млн. рублей. От 200 до 540 тысяч рублей предпринимателю нужно будет заплатить за покупку франшизы (паушальный взнос).

Франшизы баров-ресторанов, пивных заведений и пабов

Франшизы баров-ресторанов, пивных заведений и пабов

Средний размер инвестиций в открытие собственного бара-ресторана по франшизе составляет около 15 млн. рублей. Франчайзеры предлагают заведения различных форматов площадью от 200-250 кв. метров, начиная от пабов в национальных стилях и элитных пивных...


Мгновенный подбор бизнеса