История успеха: интервью с генеральным директором студии компьютерной аудиозаписи и постпродакшн ПИФАГОР
Генеральный директор студии ПИФАГОР Михаилом Вулих о том, как он пришел в бизнес на звукозаписи, какими мерами поддержки пользовался, и что изменила эпидемиологическая ситуация в сфере постпродакшн.
Вулих Михаил Ефимович родился в 1957 году в Москве в семье музыкантов, закончил Исторический факультет МГУ. Начал заниматься предпринимательством в 90-е годы в сфере активного туризма, outdoor-туризма. В 1993 году, можно сказать, случайно получил первые заказы на оцифровку, с друзьями и партнерами приобрел компьютерное оборудование, тогда это было «новое слово» как раз начался переход от пленки к цифровым записям, и оказались на рынке в нужное время с дефицитным оборудованием, остро востребованным оборудованием. Сначала просто хотели вернуть вложенные деньги, но дело успешно пошло, создали свою студию звукозаписи. Первым серьезным заказчиком был телеканал РТР.
— Михаил Ефимович, Вы родились в 1957 году в Москве в семье музыкантов. И спустя время окончили Исторический факультет МГУ. Но в 1993 году решили открыть студию звукозаписи. Как Вы пришли к предпринимательству и почему именно студия звукозаписи?
— К предпринимательству я пришел несколько раньше, примерно лет на 7-8, но совершенно в другой сфере. Это была сфера активного туризма, что называется «outdoor» туризм. В сферу звукозаписи попал я случайно, так как получил деловое предложение поучаствовать в оцифровке музыкальных архивов Московской консерватории. Для этого нужно было купить и привезти компьютерное оборудование из США, на это нужны были деньги. Сумма нужна была по нынешним временам небольшая, но для начала 90-х довольно внушительная. Таким образом, было приобретено несколько компьютеров, мы получили заказы. Специально обученный человек этим занимался. Какое-то время спустя консерватория решила, что она будет это делать сама, и мы остались с этим оборудованием на руках, дефицитным по тем временам в России. Но вскоре друзья познакомили меня с моим нынешним партнером, с которым много лет мы работаем (он технический директор всех студий «Пифагор»). Профессиональный звукорежиссёр, он тогда работал на российском телевидении и нашел возможность использовать это оборудование для работы в сфере звукозаписи. Это было новое слово: от пленки повсеместно переходили к компьютерам. И, таким образом, мы оказались в нужном месте, в нужное время с нужным «железом». Наш первый заказчик, телеканал РТР, начинал сотрудничать с американцами, а они (пояс. американцы) уже вовсю работали на компьютерах. И, как говорится, «вот кстати и рояль в кустах» - мы оказались к месту. Правда, планировалось это первоначально как способ вернуть потраченные деньги, но в итоге наш бизнес вполне успешно существует уже почти 30 лет и нам есть чем гордиться.
— Какие главные успехи у Вашего бизнеса?
— Без ложной скромности могу сказать, что на «Пифагоре» работали одни из лучших режиссеров дубляжа, которые были в Советском Союзе и потом в России. Наша работа и работа наших мастеров во многом стала стандартом для российского дубляжа в принципе. Такие знаковые франшизы как «Шрек», «Миссия невыполнима», мультфильмы Тима Бёртона и многие другие работы в свое время стали нашими визитными карточками. Мы работали и продолжаем работать с лучшими, самыми востребованными актерами России.
— Ваш бизнес на рынке звукозаписи давно, Вы были одними из первых. Как дела обстоят сегодня: в каком состоянии отрасль, много ли стало конкурентов?
— Конкуренция выше из-за более, не скажу дешевого, хотя это в деньгах тоже выражается, из-за более простого в технологическом исполнении контента. Если раньше для того, чтобы записать обыкновенного диктора, например, для новостной программы или кино, нужна была оборудованная студия, профессиональные дорогие микрофоны, пленочные магнитофоны и многое другое, что невозможно было сделать вне условий студий, то сейчас с развитием компьютеров и специального программного обеспечения один диктор с микрофоном может эту работу делать чуть ли не в спальне. Поэтому конкуренция в этом секторе сильно возросла. Если же говорить о таких больших кинотеатральных дубляжах, как блокбастеры голливудских мейджоров, то в этой области как было 5-6 игроков, так, собственно, они и остались.
— Чтобы поддерживать себя на плаву, чтобы идти в ногу со временем в плане технологий, клиентуры или просто денег, необходима иногда (особенно на начальных этапах) какая-то финансовая поддержка. Обращались ли Вы когда-нибудь за помощью такого рода и при каких обстоятельствах?
— Первоначально финансовая поддержка осуществлялась через личные каналы, один раз мы брали небольшой кредит в связи с увеличением объемов предлагаемых нам работ в области компьютерных игр (нужно было под это сделать новую студию), но это не было каким-то кардинальным изменением, с необходимостью которого мы столкнулись сейчас: нужно радикально обновлять оборудование, я имею в виду компьютеры, специализированные платы и многое другое. И мы обратились к Московскому Гарантийному Фонду. Большое спасибо, вы нам протянули руку, и с вашей помощью мы сейчас кардинально перестраиваемся, расширяемся и будем развиваться успешнее и быстрее.
— Вы обратились за поддержкой к Московскому Гарантийному Фонду с целью строительства и организации нового рабочего пространства. Не могли бы Вы поподробнее рассказать об этом проекте?
— Тот комплекс, который сейчас есть у нас, расположенный в Хамовниках, формировался в течение 15 лет, поэтапно. То есть мы расширялись пропорционально тем объемам заказов, которые к нам поступали. И в результате сейчас у нас студийные мощности расположены на разных этажах, в разных зданиях, что не очень технологично и более затратно. Теперь же у нас сформировался пул клиентов со вполне понятными запросами и векторами развития, которым мы вынуждены соответствовать. На этом пути мы столкнулись с определенными техническими ограничениями, которые невозможно преодолеть в старом помещении. Поэтому было принято решение сменить локацию и построить новый, более современный и технологичный комплекс. Наши активы не позволяли предложить банку адекватную гарантию, поэтому поддержка, которую нам оказал Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства в Москве, оказалась для нас совершенно бесценной.
— Если всё пойдёт как надо и даже ещё лучше, Вы планируете обратиться за поддержкой к Фонду в будущем?
— В новом помещении, куда мы сейчас собираемся переезжать, нами предусмотрены некие резервы. То есть направления, в которых мы сможем дальше расти, если всё пойдет так, как себе в своих радужных мечтах представляем. И в этом случае, конечно же, первые, к кому мы обратимся, будет Московский Гарантийный Фонд. Потому, что уже проделанная работа оставила у меня очень хорошее впечатление. Это было оперативно, доброжелательно, с желанием искренне помочь буквально во всём, например, даже в документарном оформлении взаимоотношений с банком. И, конечно, это произвело очень хорошее впечатление, за что ещё раз большая вам наша благодарность.
— Поговорим немного о неприятных вещах. Из многих деловых прогнозов, например, Министерства Культуры, следует, что в этом году российская киноиндустрия потеряет треть своих доходов, это составляет несколько десятков миллиардов рублей. И на сайте Вашей студии, в разделе «Наши работы», видно, что количество заказов в прошлом 2019 году намного больше, чем в нынешнем 2020. Скажите, пожалуйста, оба эти явления как-нибудь связаны друг с другом?
— Как-то так исторически сложилось, что на нашем сайте мы вывешиваем списки только тех работ, которые мы делаем для кинотеатральных показов. То, что мы называем «большой дубляж». Работы для ТВ и домашнего видео, в принципе попроще, да и количество их за 26 лет работы студии просто невообразимое. И да, действительно, количество кинотеатральных проектов сейчас уменьшилось, в первую очередь, по причине того, что Голливуд на полгода прекратил производство, перенеся релизы большинства своих блокбастеров на вторую половину этого года и на следующий год. Однако производство контента для стриминговых сервисов, ориентирущихся на людей, сидящих дома, оно только увеличилось, причем кратно. За последний год только для "Нетфликса" мы сделали почти сотню сериалов и фильмов, мы были очень плотно загружены. Даже когда в соответствии с указом мэра Москвы работа в студии была приостановлена, мы работали удаленно. Доходило до того, что развозили по домам актёров микрофоны. И я совершенно уверен, что киноиндустрия, конечно же, восстановится, просто она приобретет немного другие формы. Также я хочу обратить внимание на знаковый момент – взлёт Голливуда произошёл в период Великой депрессии. Поэтому я, если честно, смотрю на будущее нашей отрасли достаточно оптимистично.
— На фоне сложившихся событий, как Вы думаете, кинотеатры, в классическом понимании, уйдут в прошлое?
— Такой вопрос: а где молодежи целоваться? Нет, люди будут продолжать ходить в кинотеатры, но, может быть, сами кинозалы будут меньше. Но точно также преждевременно было хоронить кино, когда появился телевизор, точно также сейчас преждевременно хоронить кинотеатры в связи со сложившимися обстоятельствами. Я думаю, в этом плане всё будет хорошо.
— Что ещё изменила эпидемиологическая ситуация в работе Вашего бизнеса?
— Большое количество актеров купило себе, так называемые, акустические будки, микрофоны и некоторую часть работы они делают из дома, в то время как режиссер находится у себя дома, правда, звукорежиссер, как правило, всё-таки сидит в студии. Сейчас появился программный продукт, который позволяет людям, топографически находящимся в разных местах, связываться и вести запись, как будто бы они находятся в одной студии. Но, скажу так, это не от хорошей жизни, будущее не за этим. Того уровня качества, которое дает профессиональная запись в профессиональной студии, добиться очень сложно, практически невозможно. К тому же, это и экономически довольно затратно, так как занимает гораздо больше времени, требует безукоризненного интернета и т.п., но в сложившейся ситуации просто необходимо.
— Как Вы думаете, что ждет отрасль в будущем?
— У человека 5 органов чувств, на которые мы можем воздействовать. И поскольку у людей слух никуда не девается, а он является составляющей частью общего восприятия мира человеком, я думаю, звук будет всё лучше и лучше. Движение будет в направлении всё большего и большего приближения к реальности. Например, программы VR, то есть виртуальная реальность, всё больше и больше комбинируются с многоплановым звуком, и получается звук 3D и видео 3D.
— Что думаете о будущем конкретно Вашего бизнеса, какие планы?
— Будем откровенны, мы больше вспомогательный элемент в бизнесе кинопроизводства. Мы постпродакшн. То есть кто-то уже что-то произвёл, а мы производим разные манипуляции с уже готовым материалом. Поэтому мы стараемся идти в ногу, стараемся технологически соответствовать тем потребностям, которые есть у людей, с одной стороны, и тем возможностям, которые предлагает современный мир, с другой. И стараемся помогать осуществлению замыслов создателей контента - творцов, перед которыми лично я преклоняюсь.
— Напоследок наш традиционный вопрос. Сегодня как никогда раньше профессия «предприниматель» становится актуальнее и актуальнее. Как Вы думаете, с чем это связано и что пожелаете начинающим коллегам?
— К сожалению, желание быть самостоятельными и независимыми свойственно 90% людей. Никто не скажет: «да, я хочу зависеть от кого-то другого, хочу, чтобы мной помыкали…». Наверное, таких людей нет. Предпринимательство – одна из форм «свободных профессий», как я это понимаю. И здесь слово «свободный» - ключевое. Но это очень сложное занятие, требующее целого комплекса личных способностей и качеств. Нужно обладать бесстрашием, волей, фантазией, трудолюбием, а главное - быть готовым абсолютно безжалостно эксплуатировать себя самого. Многие видят результат, плоды, но не видят того безумного труда и риска, усилий, которые были предприняты для того, чтобы этих плодов добиться. Но само желание очень похвально, так как оно дает человеку развиваться и чувствовать себя самодостаточным, уважать себя.
Источник: пресс-служба ФСКМБМ при участии Дмитрия Мажорова