Подводные камни российского франчайзинга

Подводные камни российского франчайзинга
* В расчетах используются средние данные по России
Спикер: директор по франчайзингу Domino's Pizza Ирина Топоркова

Отечественный рынок франчайзинга процветает, а по темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. Однако столь стремительный рост имеет и обратную сторону.

Согласно данным Российской Ассоциации Франчайзинга, по темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. Но, в отличие от США, где франчайзинг появился более ста лет назад, в России отсутствует четкая правовая система, юридически регулирующая отношения франчайзи и франчайзера, — за исключением 45 главы ГК РФ. РАФ — единственная организация, оказывающая всевозможную поддержку франчайзи, не является официальным исполнительным органом.

В таких условиях на рынке России появляется множество недобросовестных франчайзеров, которые искажают понятие франчайзинга, предоставляя лишь бренд или свод инструкций по действиям. Очень часто, у таких франчайзеров отсутствует собственная сеть, а франчайзинговая сеть быстро меняется ― на смену закрывшимся партнерам идет набор новых и далее процесс повторяется. Как правило, такие франчайзеры гарантируют высокую рентабельность и краткие сроки возврата инвестиций, однако не предоставляют какую-либо поддержку операционных процессов.

Если франчайзер при первой встрече быстро переходит к обсуждению оплаты, не готов досконально обсуждать план реализации открытия нового объекта, обучения персонала, предоставляет для получения обратной связи от действующих франчайзи лишь один контакт или, что тоже случается,  только отзывы в интернете без живого общения— это может быть сигналом, что франчайзер не имеет достаточного опыта и знаний для развития сети посредством партнерства. Сильный франчайзер обладает опытом построения собственной сети, за время развития которой уже отработаны все возможные процессы, вопросы, есть понимание как решать возникающие сложности, как выстраивать коммуникации и управлять всеми операционными процессами. Все эти нюансы он не только готов обсуждать на встречах, но и будет претворять в жизнь, поскольку задачей является не продажа бренда и получение платежа, а рост сети и успешность в бизнесе – франчайзинговая модель строится на принципах взаимовыгодности для всех сторон. Поэтому выход на завершение сделки требует времени на детальную проработку и обсуждение с потенциальным франчайзи.


Если вам предоставляют типовую бизнес-модель, вне зависимости от специфики региона, локации, фактических данных по помещению, то риск, что реальные финансовые показатели будут далеки от прогнозируемых, очень велик.  При принятии решения, помимо прочего, необходима обратная связь по локации, так как именно она является одним из существенных факторов успеха. Сильный франчайзер неоднократно открывал собственные локации и имеет четкую систему и поиска, и оценки. Если франчайзер не проводит оценку локации, не оказывает сопровождение в поиске, вы можете получить очень небольшой клиентопоток, а иногда ― и непрофильный.

По данным РАФ, на данный момент в России существует около двух с половиной тысяч франшиз, из которых 50% разработаны не очень качественно. И чаще всего в их число входят те, кто предоставляет очень оптимистичные прогнозы по окупаемости и доходности, не приводя примеры по собственной сети или по уже действующим франчайзи.

Одна из причин, по которой франчайзеры решаются разрабатывать и продавать недееспособные франшизы, — это получение от франчайзи выплат паушального взноса. Также любая компания понимает выгоду позиционирования себя на рынке как компании, которая продает франшизу. Это свидетельствует о зрелости и устойчивости бизнеса. Однако в этом случае необходимо видеть не только рост, но и стабильность сети ― без перепродаж и/или хаотичного закрытия-открытия новых локаций.

Лучший способ избежать сотрудничества с недобросовестным франчайзером — убедиться в наличии многолетнего опыта работы с собственной сетью, в предоставлении полной поддержки по операционным процессам, обучению персонала и готовности детально погружаться в экономические модели, базируясь на текущих показателях действующей сети.


Зачем нужна франшиза?

Несмотря на риски, отечественный рынок франчайзинга процветает. Это связано с тем, что в условиях экономического кризиса выгодно развивать бизнес по франчайзинговой модели.

Главные преимущества франчайзи заключаются в том, что вы приобретаете бизнес-модель, гарантирующую стабильную прибыль и мировое имя. Не менее важно и то, что эта концепция действительно работает, и это проверено временем, а все процессы отшлифованы и идеально функционируют.

Проблема собственного бизнеса в том, что он совершенно не защищен от рисков. Не только во время кризиса, но и в благоприятной обстановке, часто случается так, что самостоятельно открытый бизнес оказывается нежизнеспособным и быстро закрывается, не сумев окупить даже те средства, которые были затрачены на его открытие.

Первый шаг к успешному бизнесу — выбрать качественную франшизу. Гарантия устойчивости — ключевой плюс франчайзинга. Благодаря своей надежности Domino’s Pizza заняла достойное место на рынке общественного питания: компания успешно работает на протяжении не одного десятка лет на рынках многих стран, включая Россию, как с собственной, так и с франчайзинговой сетью.

Еще одна сильная сторона франшизы в том, что она обеспечивает хорошее имя компании. На российском рынке брендированный товар выходит на первый план, практически не оставляя шансов на выживание маленьким частным брендам. Приобретая франшизу, франчайзи избегает трудностей работы с собственными концепциями, которые, не имея громкого имени, просто теряются на фоне известных торговых марок. В столице эта тенденция прослеживается еще сильнее. В результате конкуренция сводится на нет, и маленькие локальные бренды, как правило, быстро покидают рынок.

Работа без франшизы предполагает вложения дополнительных средств в команду сотрудников разного профиля: маркетологов, IT- и HR-специалистов. Франчайзер же берет ответственность за предоставление такой команды на себя. Грамотно подобранный штат сотрудников снижает риски не только на этапе открытия, но и на последующих ступенях развития. Наличие подробных руководств для специалистов по маркетингу, HR, IT и операционной деятельности оберегает франчайзи от многих проблем, которые могут возникнуть в самый неподходящий момент.


Сам франчайзер на регулярной основе выезжает на проверку заведения, работающего по франшизе. Проявление внимания к объекту необходимо для дальнейшего развития, в ходе проверки предоставляется обратная связь с указанием сильных зон, которые франчайзи должен поддерживать и выявления слабых зон, которые необходимо развивать. Такая систематическая оценка позволяет качественно наращивать эффективность франчайзи.

Вместе с открытием нового заведения, пусть даже и по франшизе, на плечи предпринимателя ложится большая ответственность. Даже для тех, кто имеет за спиной приличный опыт, ведение бизнеса неизбежно связано с рисками. Нельзя исключить возможность того, что что-то может пойти не так. Чтобы снизить вероятность неблагоприятного развития событий, разрабатываются франшизы, которые предполагают наличие образовательного центра компании. Как правило, обучение проходит персонал всех уровней, от младших сотрудников до франчайзи. В конце курса сдается экзамен. Такая система укрепляет репутацию компании и дает гарантию качественной работы штата сотрудников.

Успешное партнерство можно построить только в том случае, если франчайзер обеспечивает вам комплексную поддержку, контролирует качество оказываемых услуг, чтобы, по мере выявления проблем, оперативно их решать. Поддержка по всем возможным направлениям свидетельствует о профессионализме и компетентности управляющей компании.

Несмотря на все подводные камни, франчайзинг все больше и больше набирает популярность на отечественном рынке. Во избежание неприятных ситуаций франчайзи должен прибегать ко всем возможным способам защиты от рисков: консультироваться со специалистами, изучать рынок, ответственно подходить к поиску качественной франшизы и добросовестного франчайзера.

Помните, что любой предпринимательский бизнес не застрахован от неудач, но, выбрав успешную бизнес-модель, вы значительно сокращаете возможные риски.



17.07.2018

450 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 6921 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Налоговый и бухгалтерский учет у франчайзера (правообладателя)

Налоговый и бухгалтерский учет у франчайзера (правообладателя)

То, как ведется учет доходов и расходов франчайзера по договору коммерческой концессии определяется, прежде всего, тем, является ли франчайзинг основным видом его деятельности. Рассмотрим наиболее распространенный вариант, исходя из того, что франчай...

Франшизы барбершопов: предложения, преимущества, подводные камни

Франшизы барбершопов: предложения, преимущества, подводные камни

Минимальная сумма инвестиций для входа в бизнес мужских парикмахерских начинается от 800 тыс. рублей, на практике наиболее «реальная» цифра несколько выше – около 2 млн. рублей. Размеры паушального взноса у сетей довольно высоки и начинаются с 250-30...

Франшизы юридических услуг. Обзор рынка

Франшизы юридических услуг. Обзор рынка

Основной продукт юридических франшиз - не столько бренд или раскрученная торговая марка, сколько отработанный сценарий решения проблем с использованием богатого собственного опыта и «лазеек» в законодательстве. Благодаря специфике бизнеса в некоторых...

Франшизы продуктовых магазинов. Под диктовку сетевиков

Франшизы продуктовых магазинов. Под диктовку сетевиков

Франшизы продуктовых магазинов на рынке практически не встречаются. Лишь немногие федеральные сети развиваются с помощью франчайзинга. При этом под свое крыло они согласны принимать в основном региональные сети и одиночные магазины.

Налоговый учет у пользователя франшизы (франчайзи)

Налоговый учет у пользователя франшизы (франчайзи)

На сегодняшний день в российском налоговом законодательстве нет каких-либо особенностей налогообложения, присущих исключительно франчайзингу. Это означает, что индивидуальный предприниматель, заключивший договор коммерческой концессии, как и в случае...

Как зарегистрировать интеллектуальную собственность

Как зарегистрировать интеллектуальную собственность

Защита интеллектуальной собственности – это чаще всего забота самого правообладателя. В настоящее время вопросами выдачи патентов и регистрации товарных знаков занимается Федеральная служба по интеллектуальной собственности, которую чаще называют «Ро...

Франшизы магазинов нижнего белья. Преимущества и подводные камни

Франшизы магазинов нижнего белья. Преимущества и подводные камни

Сумму инвестиций, необходимых для открытия бельевого салона, франчайзеры обозначают в теории в среднем от 1,8-3,3 млн. рублей. Внесение паушального взноса и оплата роялти от франчайзи требуется лишь в редком случае.

Как избежать обмана со стороны франчайзи (покупателя франшизы)?

Как избежать обмана со стороны франчайзи (покупателя франшизы)?

Так как франчайзинг предполагает наличие и равноправное участие двух сторон, то, следовательно, риск стать жертвой мошенничества есть не только у франшизополучателя, но и у франшизодателя. На первый взгляд, франчайзер защищен законом и условия франча...

Франшизы научных шоу. Обзор рынка

Франшизы научных шоу. Обзор рынка

Чтобы организовать компанию по организации праздников в формате научного шоу по франшизе можно уложиться в 200-250 тыс. рублей. Стоимость пакета будет возрастать в зависимости от количества покупаемых сценариев и требуемого для него реквизита. 


Мгновенный подбор бизнеса