Портальная автомойка: вход в успешный бизнес?
* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
Стартовые вложения
Выручка
Чистая прибыль
Срок окупаемости
Несмотря на популярность автомоек самообслуживания, далеко не всем клиентам удобно и хочется мыть авто своими силами. В этой статье рассмотрим открытие портальной автомойки, где процесс мойки практически полностью автоматизирован.
Ушедшее десятилетие в автобизнесе ознаменовалось настоящим бумом на мойки самообслуживания. Доступные цены для автолюбителей, отсутствие очередей, большой выбор среди поставщиков оборудования из Китая — все это привело к тому, что теперь самостоятельно помыть машину можно практически на каждом углу.
Однако есть у такого формата оказания услуг по уходу за машиной и многочисленные противники. Например, перспектива мыть автомобиль своими силами в морозную погоду довольно сомнительна — недолго и простудиться. А как быть девушкам, пожилым людям, да и попросту тем, кому неохота приводить в порядок «железного коня» своими силами?
На этот случай есть решение, которое подойдет и клиентам, и предпринимателям — это портальные мойки, в которых весь процесс практически полностью автоматизирован и позволяет обойтись без участия человека. При этом порог входа в такой бизнес сопоставим с затратами на открытие моек самообслуживания, а конкуренция существенно ниже. Интересно? Тогда давайте рассматривать нюансы открытия портальной автомойки — их на самом деле немало.
Регистрация бизнеса
Для открытия портальной автомойки достаточно будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя на «упрощёнке» — большинство участников этого сегмента бизнеса работают именно в таком формате. Лишь небольшой процент бизнесменов работает в качестве ООО.
Основной код деятельности согласно классификатору ОКВЭД при этом аналогичен традиционным мойкам:
-
45.20. Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
В него входит подраздел, непосредственно подходящий под услуги по уходу за авто:
-
45.20.3 Мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг.
Срок запуска проекта обычно составляет порядка 3 месяцев — в эти 90 дней входит поставка оборудования, возведение помещения и пусконаладочные работы на мойке. Параллельно со строительно-монтажными работами необходимо будет успеть получить все сопутствующие разрешения в следующих муниципальных органах: Роспотребназдор (СЭС), МЧС/Госпожнадзор, архитектурное управление муниципалитета.
Выбор местоположения и помещения
Один из ключевых факторов, выгодно отличающий бизнес на портальной мойке от «собратьев» из сегмента самообслуживания — потребность в значительно меньшем помещении. При этом пропускная способность таких моек не уступает своим конкурентам — весь процесс занимает от 2 до 5 минут. То есть 10-15 машин в час для портальной мойки — не проблема. Это значительно выше показателей автомоек традиционного формата.
Специфика портальных моек позволяет разместить их на парковках торговых центров, в помещениях небольших СТО и дилерских центров, рядом с АЗС и в густонаселенном центре города. В случае с портальной мойкой близость мойки самообслуживания не является препятствием — скорее наоборот, расширит поток возможных клиентов. Интересно, что некоторые предприниматели в последнее время стали добавлять П-образные порталы с щетками на уже действующие «самомойки».
Востребованы портальные мойки и на федеральных трассах, где их открывают зачастую вместе с кафе или магазинчиками, что очень удобно для проезжающих.
Закупка оборудования портальной мойки
Купить оборудование для портальной мойки можно у многочисленных дистрибьюторов в России, либо непосредственно у поставщиков за рубежом. Первый вариант будет несколько дороже, однако в комплексе с приобретением оборудования вам помогут с пуском и наладкой оборудования, проконсультируют на стадии строительства, а зачастую и предложат построить портальную мойку «под ключ». Это избавит от ряда сложностей, которые неизбежны для новичка в этом бизнесе.
Тем не менее, можно взять заботы по строительству и обустройству портальной мойки на себя, при этом самостоятельно выйти на поставщиков оборудования. Как правило, это либо многочисленные производства из Китая (ценники на оборудование из Поднебесной как правило ниже), либо более именитые бренды из Европы, использующие комплектующие Siemens, Schneider Electric и т. д. Сэкономить или выбрать более доступный вариант — решать вам.
Теперь о ценах. Стоимость оборудования для портальной автомойки напрямую зависит от дополнительных опций, которые вы сможете предложить клиентам. Рассмотрим различия на примере оборудования Leisuwash. Базовый вариант в исполнении S90 стоит от 1 690 000 рублей, однако в нем будут присутствовать только самые необходимые функции:
-
Система мойки днища и колес;
-
Мойка высоким давлением;
-
Автоматический переход на автономный режим;
-
Функции поиска неисправностей через самопроверку и аварийное отключение при необходимости;
Более продвинутый вариант Leisuwash 360 стоит почти в два раза дороже, от 3 150 000 руб., однако работа с ним позволит расширить спектр услуг для клиентов. Такая портальная мойка будет располагать следующим дополнительным функционалом:
-
Смешивание автохимии;
-
Нанесение воска на кузов;
-
Встроенная сушка поверхностей;
-
Подворачивание к зеркалам;
-
Система подсказок для водителя, впервые использующего портальную автомойку;
-
Трёхмерная система обнаружения — система сама «видит» габариты и местоположение машины.
Расширенный вариант предыдущего исполнения, Leisuwash SG, располагающий горизонтальным рукавом и более точными датчиками, будет стоить от 3 950 000 рублей.
Таким образом, закупка оборудования для портальной автомойки обойдется в среднем до четырех миллионов рублей. Еще минимум порядка полутора миллионов уйдут на строительство. Итого, на возведение портальной мойки под ключ уйдет порядка 5 500 000 рублей.
Повреждение лакокрасочного покрытия на портальных автомойках — миф или реальность
В среде автомобилистов бытует мнение, что частое использование портальных автомоек вредит лакокрасочному покрытию автомобиля. Дескать, если постоянно мыть машину на роботизированном оборудовании, это неизбежно скажется на внешнем виде — появятся микроцарапины и блеск краски помутнеет.
А вот продавцы портальных моек наоборот не преминут напомнить вам, что именно портальные мойки пользуются в Евросоюзе большим спросом. При этом качество лакокрасочного покрытия привезенных оттуда автомобилей даже лучше тех, что моются на традиционных мойках в России.
Кто же прав? Скорее, истина где-то посередине. Современные моющие комплексы однозначно не наносят урона лакокрасочному покрытию автомобиля — допуски всех производителей по толщине и прочности окраски кузова изначально рассчитаны на воздействие щеток портальных автомоек. Однако заявлять, что портальные мойки ухаживают за кузовом машины лучше других аналогов — тоже не совсем верно, это подтвердят вам те же детейлеры. Идеальное состояние краски на привезенных из Европы машинах — скорее следствие условий, в которых они использовались и качества дорожного покрытия (отсутствие такого количества щебня, гравия и мелких камешков, как у нас в стране).
Персонал на портальных автомойках — нужен или нет
Многие предприниматели, насмотревшись красивых видеопрезентаций поставщиков, думают что смогут обойтись без наемных сотрудников. В теории это действительно так — процесс обслуживания клиентов можно полностью автоматизировать, внедрив платежные терминалы. Однако на практике без помощи одного-двух администраторов не обойтись. Причин тому несколько.
Почему портальной автомойке все-таки понадобятся сотрудники:
-
Во-первых, использование портальной мойки некоторых автомобилистов, ранее не пользовавшихся ее услугами, может ввести в ступор. Все не так однозначно, как на той же мойке самообслуживания. Поэтому желательно присутствие человека, который сможет в случае необходимости проконсультировать клиентов.
-
Во-вторых, техника в портальных автомойках используется достаточно сложная — а потому пусть и изредка, но возможны незначительные сбои по техническим или программным причинам. Поэтому всегда предпочтительнее, если на мойке будет присутствовать техник с хотя бы минимальными знаниями устройства работы оборудования.
-
Наконец третья причина, по которой на мойке не обойтись без сотрудника совсем — это попросту присмотр за недешевым оборудованием. К сожалению, на любом объекте без охраны не исключены случаи краж или вандализма.
Таким образом, стоит признать, что совсем без персонала портальную автомойку лучше не открывать. По крайней мере, в России. При этом вполне можно обойтись по минимуму — функции администратора, техника и охранника вполне осуществимы 1-2 дежурящими в смену сотрудниками. Если исходить из предложений на рынке труда для мойщиков, затраты на заработную плату будут небольшими — порядка 20-25 тысяч на человека.
№ |
Должность |
Оклад, руб. |
Кол-во, чел. |
ФОТ, руб. |
---|---|---|---|---|
Административно-производственный отдел |
||||
1 |
Зарплата дежурного сотрудника (функционал администратора, техника, охранника) |
25 000 |
2 |
50 000 |
Финансовый отдел |
||||
2 |
Зарплата бухгалтера (удаленно на фрилансе) |
10 000 |
1 |
60 000 |
Итого: |
60 000 |
Помимо двух сотрудников мойки, вам потребуется бухгалтер для ведения соответствующего документооборота и налоговой отчетности перед государственными органами. Брать на полный рабочий день человека необходимости нет — вполне достаточно будет обойтись сотрудничеством по фрилансу. Затраты на бухгалтера в таком случае будут небольшими — от 5 до 10 тысяч рублей.
Маркетинг и реклама
Для формирования маркетинговой стратегии рекомендуем четко сформулировать плюсы для целевой аудитории портальной автомойки. Итак какие преимущества предлагает ваш бизнес по сравнению с конкурентами:
-
Водитель не участвует в процессе мойки машины и даже не покидает салона;
-
Нет нужды долго ждать в очереди либо записываться заранее, как это происходит на автомойках с использованием ручного труда наемного персонала;
-
Использование технологии бесконтактной мойки кузова, которая сохраняет ЛКП в лучше виде (как мы выяснили, это скорее маркетинговый ход нежели неоспоримый факт, но тем не менее).
Основной минус по сравнению с другими мойками - более высокий ценник. Например, перед написанием данной статьи за мойку машину на портальной мойке автор статьи отдал 450 рублей. Наведение чистоты кузова этого же автомобиля на мойке самообслуживания обходится обычно в 100-150 рублей. Таким образом, прайс на услуги портальных моек сопоставим с ценами на традиционных мойках с персоналом и при этом выше моек самообслуживания в 3-4 раза.
В случае с портальной автомойкой онлайн-реклама работает не столь эффективно как с другими направлениями автобизнеса, но тем не менее совсем сбрасывать со счетов продвижение в сети не стоит. При открытии в определенном районе города мы рекомендуем разместить соответствующую информацию в тематических группах в соцсетях, а также разместить данные о себе на картах “Яндекс” и “Гугл”, а также в специализированных интернет-справочниках наподобие 2ГИС.
Наиболее эффективна яркая и заметная оффлайн-реклама на билбордах и баннерах рядом с мойкой. Хороший поток клиентов может дать партнерство с рядом автоклубов и сервисов.
Не стоит забывать и про корпоративных клиентов — для этого придется постараться выйти на менеджеров отделов Car Fleet крупных российских и международных компаний, имеющих свой автопарк. Это могут быть как легковушки сотрудников отдела продаж (торговые и региональные представители, супервайзеры), так и легкий коммерческий транспорт отделов доставки. Оплата в таком случае предпочтительна по безналу.
Хорошим способом наработать постоянную клиентскую базу может стать внедрение дисконтной системы для постоянных пользователей вашей мойки. Наиболее распространенный способ — бонусная бесплатная мойка после определенного количества посещений (например, 8-ая или 10-ая).
Финансовые показатели портальной автомойки
При подсчете затрат на открытие портальной автомойки мы не упоминали непосредственно стоимость земельного участка, на котором вы планируете строиться. Если у нас нет в собственности подходящей земли, можно будет не тратить существенные суммы на покупку участка, а взять его в аренду.
Особое внимание при строительстве мойки нужно будет уделить канализационным инженерным сетям, водопроводу и электросетям — от их грамотной организации будет зависеть успешная работа вашего проекта.
Основные вложения, которые потребует запуск бизнеса:
№ |
НАИМЕНОВАНИЕ |
СУММА, руб. |
---|---|---|
Закупка оборудования для мойки |
||
1 |
Средняя стоимость нового оборудования с опционными услугами |
3 500 000 |
Строительство |
||
2 |
Аренда земельного участка |
80 000 |
3 |
Строительство помещения |
1 500 000 |
4 |
Обустройство помещения техникой (системы видеонаблюдения, платежные терминалы) |
200 000 |
Рекламные конструкции |
|
|
5 |
Изготовление неоновой вывески, оффлайн-реклама на баннерах по городу |
100 000 |
Итого: |
5 380 000 |
Помимо начальных затрат при старте бизнеса не стоит забывать про закупку расходных материалов (автохимии). Это порядка 100 000 рублей на начальном этапе.
Прибыльность проекта
Средняя пропускная способность портальной мойки составляет порядка 20 автомобилей в час, однако такой трафик будет разумеется не все 24 часа в сутки. Тем не менее, даже если учесть, что средняя посещаемость бизнеса составит порядка 50 автомобилей, ежедневная выручка составит 25 000 рублей.
Месячная выручка при таком потоке транспорт составит 750 000 рублей. Чистая прибыль (уже с учетом вычета зарплат, затрат на расходные материалы, электроэнергию и воду) составляет порядка полумиллиона рублей.
Таким образом, заявленный поставщиками оборудования период окупаемости составляет порядка 10-12 месяцев. Однако мы советуем быть более осторожными в прогнозах и закладывать минимум 1,5 года. Причины — сезонность и конкуренция со стороны моек самообслуживания, которые почему то не всегда фигурируют в расчетах поставщиков оборудования. Предприниматели, которые уже владеют подобным бизнесом, считают что более реалистичным выглядит чистый доход не более 300 000 рублей с проекта.
Краткое резюме
Открытие портальной автомойки — дело перспективное и весьма доходное. Если готовы вложить на начальных порах порядка 5,5-6 миллионов рублей, такая модель бизнеса может стать отличным решением.
Тем нем менее, важно учитывать платежеспособность населения в том месте, где вы планируете открываться — неспроста большинство предпринимателей продолжает отдавать предпочтение именно мойкам самообслуживания как более доступному населению варианту. В кризис вероятность того, что бизнес «пойдет» , у второго варианта чуть выше.
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса