Порядок заключения договора франчайзинга

Порядок заключения договора франчайзинга
* В расчетах используются средние данные по России
Существует определенный, законодательно установленный порядок заключения гражданско-правовых договоров, к которым относится и франчайзинговый договор.

По закону договор считается заключенным в том случае, если стороны достигли соглашения по всем прописанным в нем существенным условиям. В свою очередь существенными являются условия о предмете договора (к таковым может относиться перечень исключительных прав, закрепленных за франшизодателем), условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида (представление этих исключительных прав франшизополучателю по договору франчайзинга), а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст. 432 ГК РФ «Основные положения о заключении договора»).

При этом франчайзер обязан оформить свой договор коммерческой концессии в письменном виде и зарегистрировать его в территориальном органе ФНМ России, осуществлявшим ранее регистрацию этого юридического лица, в соответствии со ст. 1028 «Форма и регистрация договора коммерческой концессии», 1036 «Изменение договора коммерческой концессии» и ст. 1037 «Прекращение договора коммерческой концессии» ГК РФ. Кроме того, головная компания регистрирует свой договор коммерческой концессии в Роспатенте, если в соглашении идет речь о передаче прав на использование охраняемых объектов промышленной собственности второй стороне. К объектам охраны промышленной собственности относятся промышленные образцы, патенты на изобретения, новые модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные названия и обозначение мест происхождения товаров, коммерческие наименования, топология интегральных схем, селекционные открытия, а также секреты и опыт производства. К объектам охраны относится и промышленный образец, определяющий внешний вид изделия.

Внимание: если эти условия не соблюдаются, то договор признается недействительным, а сделка считается ничтожной (ст. 167 ГК РФ «Общие положения о последствиях недействительности сделки»).

Заключение договора предполагает направление оферты, в качестве которой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, достаточно определенно выражающее намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым предложение будет принято (ст. 435-437 ГК). Это предложение должно содержать все существенные условия договора (см. выше) и четко выражать намерение того, от кого оно исходит (оферента), считать себя заключившим договор с адресатом (акцептанта). С офертой в некоторых случаях может выступать не только франчайзер, но и франшизополучатель.

Но все же практика публичной оферты, предполагающая заключение договора с любым адресатом, который откликнулся на предложение, не относится напрямую к франчайзингу, так как франшизодатель проводит определенный отбор желающих приобрести франшизу, а не продает ее всем подряд.

Оформление договора коммерческой концессии

Как было упомянуто выше, договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме, и к его оформлению предъявляются довольно жесткие требования. Такое соглашение в обязательном порядке регистрируется в территориальном органе ФНС России, который ведет реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и в котором была ранее зарегистрирована головная компания. Лишь в том случае если франчайзер – это международная компания, зарегистрированная за рубежом, регистрация договора осуществляется по месту регистрации франчайзи.

На следующем этапе договор регистрируется в ФИПС (Роспатенте), так как в нем идет речь об использовании объектов исключительных прав. Цель государственной регистрации договора франчайзинга заключается в установлении определенности в отношении возникновения, изменения и прекращения прав на такие объекты. Если в договоре концессии содержатся секреты производства (ноу-хау), то на регистрацию может направляться лишь та часть документа, в котором не содержится секретной информации.

Размер государственной пошлины за регистрацию договора коммерческой концессии составляет 10 000 рублей за одно свидетельство на товарный знак, упомянутое в договоре. За каждое дополнительное свидетельство размер государственной пошлины увеличивается на 8 500 рублей. Размер государственной пошлины за регистрацию договора коммерческой субконцессии также составляет 10 000 рублей за одно свидетельство на товарный знак, упомянутое в договоре. За каждое дополнительное свидетельство свыше этого размер государственной пошлины увеличивается на 8 500 рублей.

(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

01.01.1970

450 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 6921 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Разница между лицензионным договором и договором франчайзинга

Разница между лицензионным договором и договором франчайзинга

Зачастую и франчайзеры, и франчайзи путают договор коммерческой концессии и лицензионный договор. В целом, оба эти договора весьма схожи: и тот, и другой касаются передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и подлежат обя...

Франшизы интернет-магазинов автозапчастей. Особенности рынка и преимущества франчайзинга

Франшизы интернет-магазинов автозапчастей. Особенности рынка и преимущества франчайзинга

Бизнес по продаже автозапчастей может быть выгоден при текущей конъюнктуре рынка. Объем стартового капитала при сотрудничестве на условиях франчайзинга будет составлять от 50 до 300 тыс. рублей.

Франшизы кофеен формата «кофе с собой». Преимущества и подводные камни

Франшизы кофеен формата «кофе с собой». Преимущества и подводные камни

Чтобы открыть свою кофейню формата «кофе с собой» по франшизе, начинающим предпринимателям может хватить 150-200 тыс. рублей стартовых инвестиций. Рынок франшиз перенасыщен предложениями различных компаний, уровень которых может вызывать сомнение. В...

Франшизы соляных пещер. Предложения, схемы работы и требования

Франшизы соляных пещер. Предложения, схемы работы и требования

Чтобы открыть свою соляную пещеру по франшизе, предпринимателю потребуется около 500 тыс. - 1 млн. рублей. В этом виде бизнеса бóльшую роль играет не столько раскрученность бренда, сколько размер пакета услуг от франчайзера и наработанный им опы...

Франшизы центров подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. На волне спроса

Франшизы центров подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. На волне спроса

Для открытия учебного центра по подготовки к госэкзаменам по франшизе потребуется сумма от 1,2 млн. рублей. Франчайзинг в этой области только зарождается, но уже есть несколько предложений от компаний, которые вышли на федеральный уровень развития.

Становление и перспективы развития франчайзингового бизнеса в России

Становление и перспективы развития франчайзингового бизнеса в России

Как же сейчас обстоит дело с франчайзингом в нашей стране? Количество российских франчайзинговых систем увеличивается с каждым годом, постепенно повышается качество франшизных предложений и появляется успешный опыт развития таких компаний. Но, несмот...


Мгновенный подбор бизнеса