Свой бизнес: производство фигурного сахара
* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
Мы уже писали о том, как открыть собственный бизнес по производству сахара-песка и сахара-рафинада. Сахар относится к продуктам первой необходимости, поэтому очевидно, что спрос на него всегда будет высоким. Правда, производителей сахара в нашей стране также немало. Да и для того, чтобы попасть на этот рынок с высокой конкуренцией, потребуется немало средств. Минимальный стартовый капитал для открытия мини-завода по изготовлению сахара исчисляется не одним миллионом рублей.
Если вы не обладаете необходимыми знаниями, возможностями и капиталом для открытия завода по производству сахара, можно выбрать более узкую нишу и определенную специализацию для вашей компании. Например, таковой может стать изготовление так называемого фигурного сахара. Казалось бы, сложно придумать что-то новое, когда речь идет о столь распространенном продукте, как сахар. Но предпринимателям это удалось. Так как кардинально изменить технологию изготовления и потребительские качества сахара-песка и сахара-рафинада невозможно (а если и возможно, то очень затратно и рискованно, ведь потребители достаточно консервативны), то единственное, что еще можно поменять, - это внешний вид привычного продукта. Так появилась на свет идея создания фигурного сахара. По вкусу он практически не отличается от обычного, за исключением разве что отдельных видов фигурных изделий из сахара, которые дополнительно ароматизируются. Главное отличие этого продукта заключается в форме и иногда цвете изделий. Обычный рафинад выпускается в виде сахара-песка и кускового сахара. Последний вариант идеально подходит для чаепития – вам не требуется ложка, чтобы добавить немного сахара в свой чай или кофе.
Многие взрослые и дети любят есть сахар кусочками, вместо конфет. Но кусочки стандартной прямоугольной формы выглядят слишком обыденно и неинтересно. Отдельные компании прислушались к пожеланиям клиентов и стали выпускать ограниченные партии кускового сахара в виде не обычных параллелепипедов, а различных фигурок. Изначально их форма была достаточно простой, а выбор не отличался разнообразием (например, в виде четырех карточных мастей). Фигурный сахар, если и присутствует в ассортименте крупного производителя, то, как правило, в виде 2-3 позиций из обычного и тростникового сахара ограниченного выбора форм. Основную прибыль крупным и средним предприятиям приносит все же реализация сахара-песка и сахара-рафинада. Но для небольшой компании производство необычных сахарных фигурок различных форм и цветов может стать отличной бизнес-идеей.
Мелкие производители выпускают сахарные фигурки различных цветов в форме сердечек, уточек, звездочек, человечков, черепов, зайчиков, денежных знаков (значки доллара, евро и пр.), елочек и пр. Такой сахар позиционируется как подарочный вариант и упаковывается в картонные коробочки и стеклянные банки, выпускается в виде наборов ассорти. Розничная стоимость разноцветного фигурного сахара зависит от расфасовки. Например, стеклянная банка с разноцветным сахаром (550-600 г) стоит около 650-750 р. Подарочный набор в картонной коробке весом до 1 кг обойдется в 800 р. Набор с ароматизированным сахаром весом 200-250 г продается по цене 550-600 р. Небольшие наборы сахара одного вида весом 420 г стоят в розницу от 320 р. Оптовая цена такого сахара в два раза ниже розничной. В качестве сырья для производства фигурного сахара используется обычный сахар-песок в соответствии с ГОСТ 21-94 и пищевые красители. Если вы собираетесь работать в промышленных объемах, понадобится специальное оборудование – автоматизированная линия по производству кускового, в том числе и фигурного сахара производительностью минимум 3 тонны продукции в сутки. Габариты такой машины достигают 2,5 метров в высоту и 25 метров длину. Для работы с нею потребуется два рабочих-оператора. Стоимость ее составляет несколько миллионов рублей. Кроме того, дополнительных вложений потребует и изготовление фигурных форм. Конечно, при таких инвестициях подобный бизнес не назовешь мелким. Приобретать дорогостоящее и габаритное оборудование имеет смысл лишь в том случае, если, помимо фигурного сахара, вы собираетесь производить и другие виды продукции. Однако можно не покупать линию, а размещать заказы на уже функционирующих заводах, которые имеют все необходимое оборудование, либо заказать изготовление более простой линии под свои нужды и самостоятельно разработать ТУ на изготовление сахарных фигурок. Такая линия не будет отличаться большой производительностью, а часть операций все равно нужно будет осуществлять вручную. Технология производства фигурного сахара предполагает следующие этапы: разведение пищевого красителя в воде, разбавление сахара с водой, перемешивание сахарной массы, наполнение форм, сушка, извлечение фигурок из форм и расфасовка в бумажные и полиэтиленовые пакеты.
Фигурки из сахара – относительно новое явление в нашей стране. Пока количество компаний, которые занимаются их производством, можно пересчитать по пальцам. Свою продукцию они позиционируют как подарочную. Сахарные фигурки могут стать украшением для кондитерских изделий, оригинальным сувениром, лакомством для детей (хотя последний вариант позиционирования нового продукта достаточно спорный, ведь малополезный сахар все равно остается таковым). Реализуются они, в основном, через интернет-магазины, группы в социальных сетях и небольшие торговые сети в отдельных регионах. Практически полное отсутствие конкуренции на этом рынке и высокая себестоимость фигурок из сахара (за счет использования при их производстве ручного труда) обусловливают розничные цены на продукцию, которые значительно превосходят стоимость обычного сахара, в том числе и кускового. Поэтому продукту такой ценовой категории сложно попасть на полки крупных розничных сетей (включая супер- и гипермаркеты). Во-первых, сумма «входного билета» для такой категории продукции (кондитерских изделий) будет выше средней в сравнении с другими товарными группами. Причем, скорее всего, если речь идет о сети из нескольких магазинов, то платить придется за присутствие каждой позиции вашего ассортимента в каждом отдельно взятом магазине. Во-вторых, придется больше средств вложить в упаковку (включая упаковочную пленку поверх картонной коробки), чтобы максимально обезопасить свою продукцию от воровства. И наконец, велика вероятность того, что хотя сам продукт оригинален и необычен, но потребители не захотят платить за него намного большую сумму по сравнению со стоимостью обычного сахара.
Сысоева Лилия