Свой бизнес: производство платков

Свой бизнес: производство платков

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Бизнес, связанный с изготовлением и продажей декоративных платков, как правило, можно отнести скорее к кустарному производству. По крайней мере, начинается он, в большинстве случаев, больше как хобби или подработка, а не как основной источник доходов, хотя многое зависит от масштабов и направления работы, вашей целевой аудитории, ценовой категории и других факторов.

Платки (многие также относят к этой категории и шарфы) – это модные и красивые аксессуары, которые отлично дополняют почти любой наряд. Платки реализуются как через обычные магазины одежды, магазины аксессуаров и подарочной продукции, магазины сувениров и даже супер- и гипермаркеты, так и через специализированные фирменные магазины и торговые точки в крупных торговых центрах.

Существует большое разнообразие такой продукции, классифицировать которую достаточно сложно. Платочные изделия могут иметь различные расцветки и размеры, они изготавливаются из разных материалов. Например, часто для производства платков используют ситец, шерсть, полиэстер, пух, шелк и т. д. Хотя размеры тоже могут варьироваться, но самыми распространенными являются следующие: 100х100, 120х120 и 140х140 см (такие большие квадратные платки часто используются как головные, но их также можно носить и на плечах в качестве шали); 30х140, 45х180, 45х200 см (узкие длинные платки обычно носят на шее или используют в качестве пояса); платки-косынки, представляющие собой треугольный кусок ткани, который повязывается на голову.

Большим спросом среди отечественных и зарубежных покупателей пользуются платки с ярко выраженным народным колоритом: знаменитые оренбургские пуховые платки и шелковые платки с русскими узорами. Пуховые платки более простые в изготовлении, нежели шелковые изделия с принтами. Впрочем, простота эта относительна, ведь пуховые изделия отличаются тонкой работой, красотой отделки и трудоемкой ручной работой. В то время как организация производства шелковых платков сопряжена скорее с трудностями поиска качественных материалов и оборудования для печати принтов как в нашей стране, так и за рубежом.




Пуховые изделия оренбургских мастеров известны во всем мире. Самым большим спросом пользуются ажурные платки (так называемые «паутинки»), которые, несмотря на свой большой размер – 210 на 210 см, невероятно тонкие: один такой платок можно без труда пропустить через обручальное кольцо.

Пуховязальный промысел появился в нашей стране более двух веков назад. Изначально первые пуховые изделия вязались в Оренбургском крае (благодаря чему они и получили свое название). Затем же появились мастерицы и в соседней Пензенской губернии. За двести с лишним лет технология изготовления Оренбургских платков практически не претерпела изменений. Причем соседние области и регионы неоднократно пытались перенять мастерство оренбургских вязальщиц, но так и не преуспели в этом. Причина их неудач заключается как в самой технологию, которую нужно соблюдать с максимальной точностью, так и в сырье. Для изготовления платков используется пух с особой породы коз, которые разводят в этом крае. Этот пух считается самым тонким и нежным в мире, что и обуславливает характерные особенности изделий из него. Оренбургских коз можно разводить и в других регионах, но качество их пуха там бывает хуже, что объясняется климатическими условиями региона и особенностями питания животных.

Хотя, в целом, технология осталась по сути неизменной, но большую часть ручного труда на определенных этапах производства удалось заменить машинной работой. Правда, на стоимости готового изделия это практически не отразилось, так как творческий этап работы (разработка узора и орнаментов) напрямую зависит от мастерства и воображения вязальщицы.

Весь ручной процесс изготовления пуховых платков можно разделить на несколько основных этапов. На изготовление одного теплого платка мастерица тратит около 260 часов, а на изготовление легкой «паутинки» уходит 200 часов.
На первом этапе подготавливается пуховая нить. Как уже упоминалось выше, в качестве сырья для ее производства используется пух определенной оренбургской породы коз, который отличается особой мягкостью, легкостью и отлично сохраняет тепло. Для того чтобы удалить весь мусор и посторонние примеси, а также отдельные частички козьей шерсти, пух перебирают руками (от трех раз и более). Затем очищенный от грязи пух прочесывают на специальном гребне. Он состоит из двух досок, скрепленных под косым углом в виде козел. В месте, где доски сходятся, прикреплен ряд острых толстых игл. Пух продергивают через эти игры, пока он не приобретет вид тонкой ваты. Саму же нить прядут при помощи прялки (обычной или «чигирь»), веретена и моталки.

На втором этапе вяжется само изделие. Именно этот этап считается самым главным и ответственным. От того, насколько качественно вязальщица выполняет свою работу, будет зависеть и внешний вид платка, и его долговечность. Каждое изделие является оригинальным и неповторимым. У каждого мастера есть собственные уникальные узоры, по особенностям которых можно определить, кто именно вязал тот или иной платок.

На третьем этапе изделие необходимо вымочить. Связанный платок имеет довольно непривлекательный вид, он грязный, липкий и маслянистый на ощупь из-за козьего жира. Кроме того, козья шерсть в необработанном виде обладает специфическим запахом. Для придания изделию «товарного вида» его аккуратно выполаскивают в воде со специальными моющими средствами, потом осторожно выжимают, растягивают и высушивают в натянутом состоянии при комнатной температуре. Этот этап, на первый взгляд, простой, но очень ответственный. Если готовое изделие при сушке будет натянуто слишком слабо или, наоборот, сильно, оно может потерять свою форму и растянуться. Такой платок уже считается браком.

На последнем этапе готовое изделие тщательно расчесывается при помощи специальных щеток, чтобы придать ему пушистость и воздушность, а затем упаковывается. На изготовление платка большого размера с узором вязальщице требуется около месяца. Каждый платок является сам по себе оригинальным художественным произведением, в который вкладывается немало труда и времени. Конечно, стоимость такого изделия не может быть низкой. В нашей стране пуховые платки пользуются меньшим спросом, нежели за рубежом. Поэтому если вы ориентируетесь на западный рынок сбыта, вложения окажутся на порядок выше. Конечно, при таких объемах сбыта ручное производство оказывается не столь рентабельным. Механизированным способом платки изготавливают на фабрике в Оренбургской области. Технологический процесс в этом случае также состоит из нескольких последовательно сменяющихся операций.

Сначала пуховое волокно направляется в подготовительный цех, где его очищают от пыли, грязи и мусора. Пуховая смесь подготавливается из различных компонентов. На щипально-замасливающей машине она перемешивается, замасливается и оставляется на сутки. Затем отлежавшаяся пуховая смесь передается в чесальный цех, где ее пропускают через трехпрочесный аппарат. В результате этого получается полуфабрикат пряжи под названием «ровница». Ровница отправляется в прядильный цех, где на прядильных машинах ее вытягивают и скручивают. Полученная пряжа наматывается на картонную трубку «патрон». В крутильном цехе пуховая пряжа стращивается с хлопчатобумажной нитью. Готовая к вязке пряжа передается в вязальный (его также называют оборотным) цех. Для вязки пуховых платков с широкой художественной каймой используются плоскооборотные машины.

Связанные платки механическим способом очищаются от загрязнений в стиральных машинах в красильном цехе. При этом в мыльную воду добавляются нашатырь и спирт, а вода нагревается до температуры 50°. После стирки платки прополаскиваются в той же машине при температуре 40°. Если изделие должно быть окрашено (в первозданном виде оно имеет серый цвет), то после стирки его погружают в резервуар с раствором прямого красителя. Там платок находится 15-20 минут. После окраски платок еще раз прополаскивают и отжимают при помощи центрифуги. Затем платок передается в сушильный цех, где его натягивают на пяла, которые подаются в сушильную камеру. Готовые платки транспортируются в разбраковочный цех, где их осматривают на предмет брака, а потом передают на упаковку. На пуховязальных предприятиях, которых в нашей стране осталось очень мало, производят пять видов платков: пуховые серые платки ручной выработки, ажурные белые платки «паутинка» ручной вязки, платки машинной вязки без рисунчатой каймы, платки типа оренбургских машинной вязки, платки типа оренбургских с художественной каймой из пряжи машинного прядение (смешанный тип изделия, так как середина платка изготавливается на машине, а кайма вяжется вручную).

Среди отечественных потребителей очень популярны платки с традиционными русскими узорами (или стилизованными принтами) из натурального шелка. Для их изготовления используются следующие виды материалов: атлас, саржа, шифон, крепдешин. Атлас представляет собой гладкий и блестящий шелковый материал. Чаще всего именно он используется для изготовления платков и шарфов, так как позволяет добиться высокой яркости и насыщенности цветов. Для производства шарфов и небольших платков обычно применяется тонкий атлас, а для изготовления платков размером 65 на 65 см и более предпочтение отдается атласу средней плотности. На втором месте по популярности стоит саржа (или твил) – благородная шелковая ткань с диагональным переплетением. Из качественной тонкой саржи обычно шьют шейные платки. Шифон – тонкий и воздушный шелк без блеска – используется для изготовления платков, шарфов, шалей и парео. Крепдешин – это мягкий, нежный и легкий шелк, из которого шьют большие платки и шарфы.

В нашей стране производство таких платков осложняется тем, что прямая цифровая печать, используемая для нанесения принта на натуральные ткани, еще не получила широкого распространения в России. Например, владелица первой российской компании, которая производит шелковые платки с узорами по мотивам произведений русского народного искусства, так и не смогла найти в столице нашей страны компанию, которая оказывает услуги по широкоформатной цифровой печати надлежащего качества. Сейчас предпринимательница ищет партнеров за рубежом – в Италии. Кроме того, при размещении производства в Европе возникают проблемы и дополнительные расходы, связанные с доставкой продукции и таможенным оформлением. При этом учредитель компании работает в одиночку, сама занимается разработками рисунков (на каждый принт уходит около недели), отрисовывая каждый из них от руки, сканируя эскиз и обрабатывая его затем на компьютере.

Несколько иначе производятся тканые платки из шерсти. Как и в предыдущем случае, художник рисует эскиз будущего принта. Нити, из которых ткут платки, обрабатываются специальным раствором (шлихтой). Благодаря этой обработке, нити становятся прочнее. Обработанные нити помещаются в стиральную машину в воду, нагретую до 100°. Ткань из натуральной шерсти имеет светло-желтый оттенок, поэтому ее отбеливают перед покраской в перекиси водорода. Для этого используется специальная камера, в которой осуществляется химическая обработка. Количество и виды краски определяются при помощи компьютерной программы, с которой работает колорист. Этот специалист делает несколько пробных набивок краски на ткань, чтобы сравнить результат с экскизом. Затем подготавливаются шаблоны (слои рисунка, количество которых составляет около тридцати). Шаблоны устанавливаются на станок с ракелями. Затем платки передаются в зрельник с паровой баней. Под воздействием влажности и высокой температуры основа становится мягче, а краска более устойчивой. После этого платки поступают на пресс. Готовые платки разрезаются. На дорогие модели вручную привязываются кисти. Наконец, шерстяные платки отпариваются и упаковываются.

Известные западные компании-производители платков на протяжении нескольких десятилетий используют одни и те же сложные, трудоемкие и дорогие технологии производства. Например, на изготовление классического шелкового платка от Hermes размером 90 на 90 см требуется в среднем 250 коконов бразильского тутового шелкопряда. Работа над одной коллекцией может занять от полугода до года, в зависимости от сложности дизайна. Новые принты для платков выбираются очень тщательно, так как изделие не должно терять свой вид в любом состоянии. Рисунки на такие платки наносятся вручную. Сначала принт методом шелкографии переносится на трафарет, а затем путем смешивания более 75000 различных оттенков определяется цветовая палитра конкретного аксессуара. Для каждого платка специалисты выбирают около пятнадцати вариантов цветовых решений. Даже края платков подшиваются исключительно вручную, а перед упаковкой каждое изделие тщательно проверяют на качество. При обнаружении дефектов (непрокрашенных участков, зацепок, разводов и пр.) бракованный платок сжигается. Такой аксессуар, который по праву можно назвать произведением искусства, стоит дорого, но находит своих покупателей во всем мире.

Если же вы только начинаете свое производство, безусловно, высокое качество вашей продукции должно стоять на первом месте. Но опытные предприниматели советуют стремиться снижать себестоимость изделия. Качественная цифровая печать обойдется дешевле ручной работы, сам принт при этом будет ярким и красивым, а стоимость готового платка окажется доступной для большего количества потенциальных покупателей. Не экономьте на упаковке продукции: дорогой платок не может быть упакован в обычный полиэтиленовый пакет. Заранее позаботьтесь о регистрации торговой марки, разработке логотипа. Обратитесь за помощью к профессиональному фотографу, который сделает красивые снимки вашей продукции. Их вы будете использовать в своих печатных каталогах, на сайте и в группах в социальных сетях.

Оценить размер стартового капитала для организации собственного бизнеса по изготовлению и продаже платков очень сложно. Кто-то начинает с небольших вложений (100-150 тыс. рублей), выпуская ограниченное количество изделий и продавая их через группы в социальных сетях и собственный сайт, обходясь при этом совсем без рекламы. А кто-то предпочитает изначально вкладывать немало средств в разработку целых коллекций. Впрочем, последний вариант встречается крайне редко, так как бизнес по производству платков (пуховых или шелковых) не отличается высокой рентабельностью и поэтому не представляет большого интереса для инвесторов. Спрос на такую продукцию практически невозможно предугадать. Очень многое зависит от правильного позиционирования, грамотного продвижения, выбранной ценовой категории, ассортимента, дизайна, оформления и других факторов. С другой стороны, это вовсе не значит, что производство платков не может стать прибыльным делом. Спрос на рынке на качественную продукцию, несомненно, есть. В последнее время эксперты отмечают возрастающий интерес как отечественных, так и зарубежных покупателей к аксессуарам и одежде с традиционными русскими мотивами. Из платков с узнаваемыми принтами (в основном, павлопосадских) изготавливают сумочки, кошельки, из них шьют одежду и даже используют для отделки обуви. Сам по себе платок может стать украшением гардероба и оригинальным подарком для модниц любого возраста. Однако стоит учитывать тот факт, что первую прибыль от продажи вашей продукции придется потратить на развитие производства и продвижение бренда. На одном «сарафанном радио» вы вряд ли сможете достичь больших объемов продаж. Одно из направлений работы производителей дорогих аксессуаров – изготовление платков под заказ по эскизам клиентов. Такое изделие стоит намного дороже обычного, но желающих стать обладателем эксклюзивного платка это не останавливает.

Сысоева Лилия 

01.01.1970

Все материалы по тегу: производство платков

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: