Свой бизнес: производство резиновых игрушек

Свой бизнес: производство резиновых игрушек

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Бизнес, связанный с производством и продажей игрушек для детей , приносит высокую прибыль. Аналитики отмечают положительные тенденции на рынке детских товаров. Объем рынка игрушек, по данным РБК, оценивается примерно в $750 млн. в год. При этом эта цифра ежегодно возрастает в течение последних нескольких лет в среднем на 30%. Финансовый кризис, конечно, отразился на темпах роста, но затронул эту отрасль не так сильно, как остальные. Несмотря на столь благоприятные условия, российский рынок игрушек далек от насыщения. «Игрушечный» сегмент на рынке детских товаров, емкость которого оценивается в размере около $12,5 млрд., составляет менее 10%.

Главная проблема бизнеса по производству резиновых игрушек заключается в непрозрачности рынка, большом объеме нелегального импорта и контрафактной продукции из Китая и стран Азии (ее объем доходит по разным данным до 60-70% от всего импорта). Доля внутреннего производства детских игрушек очень небольшая – до 10-20%. В целом, структура российского рынка игрушек, в зависимости от стран-производителей, выглядит следующим образом: 70% игрушек произведено в Китае, 20% - в Европе (Германия, Испания, Польша), 10% - в России.

Однако по оценкам экспертов детские игрушки крупнейших российских производителей можно назвать конкурентоспособными на внутреннем и мировом рынке. Большинство из них успешно экспортируют свою продукцию. К числу крупнейших и известных отечественных компаний-производителей относятся ОАО «Звезда» (Лобня), ООО «Золушка», ООО «Комета Плюс», ЗАО «Степ Пазл» (Подольск), ЗАО «Завод «Огонек» (Москва), ООО «Нордпласт» (Санкт-Петербург), ОАО «Аэлита» (Санкт-Петербург) и др.



Одна из характерных особенностей российского рынка игрушек заключается в его диверсификации по группам товарам. По причине высокой конкуренции, невозможности устанавливать на свою продукцию низкие цены (по сравнению с товарами китайского производства) и высокой стоимости оборудования для производства игрушек различных видов, молодые компании-производители выбирают одну или несколько ниш.

В первую очередь это касается трудозатратных видов производства. Небольшие предприятия изготавливают деревянные и текстильные игрушки по собственным эскизам. Даже крупные фабрики имеют, как правило, собственную специализацию: пластмассовые игрушки, куклы, металлические конструкторы и т. д. Сюда же относится и производство игрушек из пластизоли.

Такие игрушки, которые потребители называют резиновыми, относятся к недорогим детским товарам и пользуются большим спросом, благодаря широкой цветовой гамме, легкости, прочности и привлекательному внешнему виду. Приобретают их, как правило, для детей от 0 до 3-4 лет. Их можно брать с собою в ванную, они приятные на ощупь, сделаны чаще всего в виде животных и издают различные звуки, благодаря специальным пищалкам.

В этом сегменте количество отечественных производителей до недавнего времени преобладало. Однако из-за проблем с дизайном (российские компании выпускают одни и те же резиновые игрушки на протяжении последних 10-20 лет) товары китайского производства постепенно завоевывают и этот рынок. Между тем, существует еще одна ниша, где на данный момент нет ни одной российской компании-производителя, – это коллекционные игрушки из пластизоли для детей и взрослых.

Один из самых сложных и затратных этапов работы связан с разработкой новой модели игрушки. В ней принимают участие сразу несколько специалистов – художники, конструкторы и даже психологи. Сначала составляется набросок будущей игрушки, затем создается макет в виде векторного рисунка изделия. Затем конструктор создает объемную 3D-модель, которая после раскрашивания утверждается, согласовывается и изменяется, в соответствии с рекомендациями специалистов. Лишь после этого по утвержденной объемной модели изготавливается специальная пресс-форма, и игрушка запускается в массовое производство.

Резиновые игрушки

Резиновые игрушки производятся в нашей стране уже несколько десятков лет. Во времена СССР они изготавливались тремя основными способами: формования в специальных пресс-формах, макания (из резиновых клеев на фарфоровых моделях) и надувания (из листовой резины методов штамповки). При производстве формованных игрушек резиновая смесь пропускается на листовальном каландре до определенного калибра и разрезается на пластины. Между двумя резиновыми пластинами помещается вздуватель, затем они накладываются друг на друга и склеиваются на механическом прессе.

После чего склеенная заготовка устанавливается в подогреваемые металлические формы (их температура достигает 150-180 градусов Цельсия) с гнездами по форме будущей игрушки. Под воздействием вздувателя резина принимает форму гнезда, а затем вулканизируется. Отформованные игрушки обтачиваются по шву и раскрашиваются вручную кистью или аэрографом, в соответствии с эталоном. В некоторых случаях в нижнюю часть игрушки вставляется пищик. Пищики производятся отдельно из пластмассы и металла, обладающего антикоррозийными свойствами. Впрочем, большая часть современных резиновых игрушек, как правило, не озвучивается.

Маканые резиновые игрушки производились путем макания с помощью специального оборудования фарфоровых моделей в резиновый клей (смесь из резины, растворенной в бензине). После снятия игрушки с модели открытая ее часть закатывалась венчиком, куда монтировалось донышко из резины. Такие игрушки были только озвученными. Сейчас эта технология производства практически не используется.

Надувные игрушки выдавливаются на прессе из двух листов резины, полученных после каландрирования, по заданному шаблону. Одновременно с этим края изделия склеиваются между собой. После чего игрушка вулканизируется и раскрашивается под трафарет аэрографом.

Процесс производства

Процесс производства монолитных резиновых игрушек состоит из следующих этапов: прессования и одновременной вулканизации резины, обточки изделия, промывки и его раскрашивания. Такие игрушки выпускались небольших размеров.

За прошедшие 10-15 лет технология производства резиновых изделий и игрушек в частности претерпела значительные изменения и до сих пор совершенствуется. Современные предприятия используют и новое сырье. Теперь вместо натурального каучука, который имеет ограниченное применение, для производства игрушек используются пластифицированные поливинилхлоридные полужесткие и мягкие пленки, ПВХ-пасты (пластизоли) и листовой винипласт (непластифицированный ПВХ).

Самый распространенный основной компонент игрушек нашего времени, которые в обиходе называют резиновыми, – поливинилхлорид – относится к термопластичным синтетическим материалам и представляет собой порошок белого цвета без вкуса и запаха.

Большая часть отечественных резиновых игрушек производится из пластизоля – термоотверждаемого полимера на основе поливинилхлорида, который называется ПВХ-пластизоль. Неокрашенная пластизолевая масса жидкая и напоминает по цвету и консистенции сметану. В нее добавляется органический краситель, что позволяет обеспечить равномерный прокрас изделия. Используются следующие колеры: желтый, желто-оранжевый, оранжевый пигменты, алый, красный, рубиновый, бирюзовый лаки, голубой фталоцианиновый пигмент. Для получения массы телесного цвета обычно используется лак рубиновый СК и пигмент оранжевый 2Ж в соотношении 1:2. Такая краска не стирается и не выцветает, отлично переносит воздействие воды, моющих средств, включая мыло, и безопасна для ребенка.

После заливки пластизоля в пресс-форму и его полимеризации под воздействием высоких температур он приобретает свойства мягкой резины. Этот способ производства называется ротационным формованием. Определенное количество пластизоля заливают в металлическую форму, которая герметично закрывается и вращается с одновременным нагревом в печи.

После того как пластизоль желатинизируется, форма перемещается в охлаждающую камеру. После охлаждения она останавливается, и из нее извлекается готовое изделие. Затем игрушка окрашивается с помощью аэрографа и/или кисти и упаковывается в полиэтиленовый пакет, полимерную сетку или силиконовую сумку. Готовая продукция хранится в чистых, сухих и хорошо вентилируемых складских помещениях, где поддерживается определенная температура воздуха (10-20 градусов Цельсия) и уровень влажности (65%). Игрушки не должны находится под прямым воздействием солнечных лучшей, их нужно оберегать от попадания пыли и грязи.

Надувные игрушки изготавливаются из газонепроницаемой ПВХ-пленки методом СВЧ-сварки с помощью контурного электрода. Предварительно в пленку закладывается специальный клапан, через который готовая игрушка надувается воздухом.

Особое внимание необходимо уделять качеству готовой продукции, что напрямую связано с используемым сырьем и технологией производства игрушек. Зачастую в качестве связующего реагента выступает сера, в качестве пластификатора – фталат, в роли антиоксиданта – фенол. Компоненты, из которых производятся игрушки, далеко не столь безопасны, как кажутся. Сомнения вызывает в первую очередь фенол, который используется для придания форме пластической массе или резине, как в данном случае. Фенол (другое название монооксибензол или карболовая кислота) является ароматическим углеводородом. При нарушении технологии и попадании в организм человека он может привести к серьезному отравлению. При этом в малых дозах фенол не представляет опасности. В дешевых игрушках, которые привозят из Китая и стран Юго-Восточной Азии, количество фенола превышает допустимую дозу в десятки раз, поэтому такая продукция представляет большую опасность для детей.

Качество производимой вами продукции должно соответствовать требованиям стандартов ( ГОСТ 25779-90, ГОСТ Р 51555-99, ГОСТ Р 51557-99, ГОСТ Р ИСО 8124-1-99, ГОСТ Р ИСО 8124-2-99, ГОСТ Р ИСО 8124-3-99, СанПиН 2.4.7.007-93, СанПиН 42-123-4240-86 ) и подтверждается документами: гигиеническим сертификатом и сертификатом соответствия. Продукция должна иметь гладкую поверхность, быть безопасной, гигиеничной, не иметь царапин и заусенцев, хорошо держать форму (не допускается слипание поверхностей), хорошо очищаться. Санитарными правилами по производству и продаже игрушек по Госстандарту РФ определяется перечень разрешенных красителей и другие требования к качеству готовой продукции.

Обратите внимание: на игрушке, ее упаковке или на вкладыше обязательно должна быть нанесена четкая, хорошо различимая и несмываемая маркировка. Она должна содержать следующую информацию: наименование игрушки и предприятия-изготовителя, возрастное назначение, адрес производителя, дату изготовления, предупредительные надписи и рекомендации по безопасной эксплуатации. Если изделие предназначено для детей в возрасте до трех лет (как многие резиновые игрушки), то в ее маркировке в обязательном порядке должно присутствовать графическое условное обозначение возраста, согласно ГОСТ Р 51556-99: перечеркнутый по диагонали слева направо красный круг, на белом фоне внутри которого черным цветом указана возрастная группа 0-3 и изображен контур лица.

Реализация

Детские игрушки реализуют оптовым компаниям, напрямую в специализированные магазины, в аптечные сети (игрушки для детей до трех лет). Если вы собираетесь выпускать коллекционные серии для детей постарше и взрослых, нет смысла приобретать собственное оборудование. Тиражи таких выпусков, как правило, не столь большие, чтобы окупить все затраты. В этом случае дизайн и модель будущих игрушек разрабатывают сотрудники компании, а заказ на их производство размещается на фабрике (чаще всего в Китае). Таким образом, компания занимается только разработкой моделей и организацией их сбыта.

Оборудование, необходимое для открытия своего бизнеса по производству резиновых игрушек (литьевые и формовочные машины, вальцы, каландр, миксер, пресс, печи), обойдется в несколько миллионов рублей (подержанное оборудование можно приобрести за 3 млн. рублей). Пресс-формы, как правило, заказываются отдельно.

Около одного миллиона рублей потребуется на закупку первой партии сырья импортного производства без содержания фталатов (минимальная партия пластизоля составляет 100 кг). Для обслуживания производства потребуется около 10-15 рабочих, работающих посменно. Также не обойтись без помощи опытных дизайнеров и конструкторов. Зарплата одного такого специалиста составляет минимум 20 тысяч рублей в месяц. Не забудьте учесть расходы на сертификацию. Не стоит рассчитывать на получение стабильной прибыли раньше, чем через три года после запуска производства.

Лилия Сысоева

01.01.1970

Все материалы по тегу: производство игрушек

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: