Свой грибной бизнес: начать производство шиитаке можно с 20 тыс. рублей

Свой грибной бизнес: начать производство шиитаке можно с 20 тыс. рублей
* В расчетах используются средние данные по России

По сведениям Школы грибоводства, в 2006 году в России было произведено 17 тонн шиитаке, вешенки — в 120 раз больше, шампиньонов — почти в 500 раз. Но есть статистика, которая греет душу немногочисленных российских шиитаководов. В азиатских странах шиитаке занял уже 50% рынка культивируемых грибов. В Европе и Америке ситуация схожая. Ждем когда очередь дойдет до России.

Технология выращивания древесного гриба шиитаке не простая. Во-первых, для его производства нужно создать два разных микроклимата и в определенный момент «разыграть» начало сезона дождей — как в природе, потому что только после этого гриб пойдет в рост. Во-вторых, шиитаке растет медленно. Если блок с вешенкой зарастает за 16–18 дней, то с шиитаке — за два месяца. А первый урожай можно снять только через 70 дней. К этому времени та же вешенка даст уже три волны урожая.

Насколько разумен выбор шиитаке в качестве главной специализации бизнеса? Опытные грибоводы уверяют, что рентабельность по выращиванию шиитаке составляет 25%, для сравнения с килограмма вешенки им удается заработать всего 12 рублей.

Какова стоимость входа в шиитачный бизнес?

Как уверяют игроки рынка, она варьируется от 20 тысяч рублей («самодельный» мини-цех в бюджетном исполнении) до 4–5 млн долларов (при использовании самого современного оборудования). По мнению тех же экспертов, эти вложения должны окупиться через три года. Существует еще оптимальный эконом- вариант – для производства трех тонн в месяц потребуется 300 тысяч долларов.

Свой грибной бизнес: Производство

Есть у шиитаководов и свои производственные сложности. Несмотря на то что шиитаке древсный гриб, он хорошо растет не только на древесных обрубках, но и на субстрате — смеси из пропаренной измельченной соломы или опилок широколиственных пород, мицелия и питательных добавок.

Отходы сельхозпроизводства — сырье копеечное, но не бесплатное. Поэтому некоторые грибоводческие хозяйства сами начинают заниматься его производством, сами поля засеивают, сами собирают.
Приготовленный субстрат «засеивается» семенами грибной культуры — посадочным материалом , который называется «мицелий», а затем расфасовывается в полиэтиленовые пакеты. Получается грибной блок весом в 2,5–10 кг, из которого со временем высунутся грибы.

Но все эти технологические сложности не идут ни в какое сравнение с проблемой сбыта.

Свой грибной бизнес: Особенности сбыта

Если бы не рестораны, шиитаководам было бы совсем худо. Почти все серьезные заведения с восточным уклоном так или иначе работают с этим грибом. Вот тут-то нашим грибоводам и пришлось столкнуться нос к носу с китайскими конкурентами. ГОСТов на грибную продукцию не существует, есть только техусловия, которые регулируют содержание опасных для здоровья веществ. Но наши производители и так уверены в качестве своего продукта. Более того многие рестораторы также сделали выбор в пользу свежего отечественного гриба.

Как говорят сами рестораторы, объем закупок шиитаке постепенно растет. Однако этот канал сбыта для производителей шиитаке не самый емкий. Крупные столичные ресторанные сети закупают всего по 300–500 кг в месяц по цене в 400–500 рублей за килограмм. Несетевым ресторанам достаточно по 5–12 кг.

Вялотекущая торговля свежим шиитаке зарубежного производства в премиальных магазинах ведется уже десять лет. В рознице его цена может доходить до 1 500–1 800 рублей за килограмм. Ажиотажного спроса на диковинный гриб не предвидится, поэтому у отечественных производителей единственный выход: теснить с рынка зарубежных конкурентов, продукцию которых можно встретить, например, в «Глобус Гурмэ», «Седьмом континенте» и «Азбуке Вкуса».

Но попасть в крупные столичные сети не так просто. Сети предлагают очень низкие закупочные цены, что совсем невыгодно отечественным грибоводам. Производители с небольшими объемами продают свою продукцию через оптовые продовольственные рынки, а также в некоторые некрупные сети столицы и регионов, предпочитая те, у которых есть свои торгово-распределительные центры.

Свой грибной бизнес: Тонкости маркетинга

Как многие энтузиасты, российские шиитаководы до сих пор сохраняют беззаветную веру в продукт: дескать, он настолько хорош, что постепенно начнет продавать себя сам. Они твердо уверены, что шиитаке вольется в ряд тех продуктов с негромкой славой, которые покупают сначала из-за того, что они вкусны, а уже затем — потому что известны. Но пока потребители не особо жалуют своим вниманием шиитаке. Культуру потребления шиитаке дома нужно насаждать.

Но большой маркетинговый бюджет грибоводам не по карману, поэтому они придерживаются простой стратегии – продавать меньше, но дороже. М выгоден дефицит продукта в магазине. Причем, начинать сбыт лучше с элитных магазинов, где покупатели не обращают внимание на цену. Высокая цена для шиитаководов сейчас — настоящий культ. Ведь именно на ней держится бизнес. Впрочем, даже если этот форпост рухнет, у них останется возможность переквалифицироваться на выпуск еще более экзотических и дорогих грибов.


01.01.1970

Все материалы по тегу: выращивание грибов

961 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 37103 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по вашей теме:


Мгновенный подбор бизнеса