Разница между лицензионным договором и договором франчайзинга

Разница между лицензионным договором и договором франчайзинга
* В расчетах используются средние данные по России
Зачастую и франчайзеры, и франчайзи путают договор коммерческой концессии и лицензионный договор. В целом, оба эти договора весьма схожи: и тот, и другой касаются передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и подлежат обязательной регистрации в Роспатенте. Более того, согласно п. 4 ст. 1027 ГК РФ к договору коммерческой концессии применяются правила Гражданского кодекса о лицензионном договоре.

Но между лицензионным договором и договором коммерческой концессии существует и несколько значительных различий. Договор коммерческой концессии заключается для создания новых хозяйственных комплексов, расширения сети рынков сбыта товаров и услуг под маркой правообладателя. В этом заключается его главное отличие от традиционных лицензионных договоров, которые позволяют использовать отдельные объекты интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другому лицу.

Предметом договора франчайзинга является комплекс исключительных прав (ст. 1027 ГК РФ), который включает в себя права на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, товарный знак, а также коммерческую информацию, охватывающую опыт организации соответствующей предпринимательской деятельности (ноу-хау). Коммерческие информация и опыт, предоставляемые пользователю по договору, как правило, предполагают профессиональное обучение персонала, информационную помощь в течение всего периода действия договора по различным вопросам организации хозяйственной деятельности (например, эксплуатация оборудования, ведение учета и отчетности, обслуживание клиентов, технология приготовления фирменных блюд и т. д.). В договоре может быть также предусмотрена передача прав и на иные объекты интеллектуальной собственности (к примеру, промышленный образец). Впрочем, по договору коммерческой концессии могут передаваться не только исключительные права, но и право на использование франчайзи деловой репутации и предпринимательского опыта головной компании. Франшизодатель может ограничивать возможности их использования по территории и по объему применительно к конкретной предпринимательской деятельности (п. 2, ст. 1027 ГК РФ).

Еще одно отличие заключается в том, что лицензионный договор, в целом, имеет более узкую сферу применения и не обязывает участников действовать в рамках одной системы. Договор же франчайзинга изначально предполагает развитие предприятия внутри определенной франчайзинговой системы. Согласно ст. 1027 ГК РФ комплекс исключительных прав передается по договору коммерческой концессии для использования в предпринимательской деятельности. И, следовательно, в качестве его сторон могут выступать лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (п. 3 ст. 1027 ГК РФ). В случае с лицензионным договором такого ограничения нет: он может заключаться между любыми юридическими и физическими лицами. Кроме того, последний может быть как возмездным, так и безвозмездным, что определяется условиями соглашения. А договор коммерческой концессии всегда будет возмездным.

(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

01.01.1970

450 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 6921 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Франшизы салонов товаров для сна. Обзор предложений

Франшизы салонов товаров для сна. Обзор предложений

Инвестиции в открытие салона товаров для сна по франшизе составят от 800 тыс. до 2 млн. рублей. Бизнес привлекателен высокими товарными наценками (до 70-100%) и возможностью работать сразу в нескольких ценовых категориях для аудитории с различны...

Салон оптики по франшизе: обзор рынка

Салон оптики по франшизе: обзор рынка

Диапазон стартовых капиталовложений для открытия бизнеса по франшизе широк и начинается от 1,3 млн. рублей (категории «доступной оптики») и заканчивается суммами в 5-8 млн. рублей (для VIP-категорий). Паушальный взнос и роялти – как показывают предло...

Договор коммерческой концессии: права и обязанности сторон, подводные камни

Договор коммерческой концессии: права и обязанности сторон, подводные камни

В зависимости от конкретного договора некоторые его условия могут изменяться. Однако в договоре коммерческой концессии всегда прописываются определенные права и обязанности для обеих сторон соглашения, которые остаются неизменными в большинстве случа...

Франшизы свадебных салонов. Обзор рынка

Франшизы свадебных салонов. Обзор рынка

Франшизы свадебных салонов встречаются на российском рынке довольно редко, поэтому выбор будет ограничен 2-3 вариантами. Тем не менее, франчайзинг для начинающего предпринимателя может оказаться хорошим способом избежать всех основных ошибок и подвод...

Франшизы магазинов одежды. Обзор рынка

Франшизы магазинов одежды. Обзор рынка

В среднем для открытия магазина одежды, если верить сетевикам, понадобится сумма от 4 млн. рублей. В отличие от других сфер франчайзинга взносы за пользование брендом сети не требуют. Ни паушального взноса, ни роялти не устанавливаются.

Обзор франшиз общественного питания

Обзор франшиз общественного питания

Наименее затратный вариант открытия своего точки общественного питания по франшизе – это заключение договора коммерческой концессии с компанией, которая занимается открытием мелких заведений быстрого обслуживания. Сюда относятся киоски...


Мгновенный подбор бизнеса