Рекреационный туризм: возможности для бизнеса в ЮФО

Рекреационный туризм: возможности для бизнеса в ЮФО
* В расчетах используются средние данные по России

Давайте признаемся, что рекреационный туризм в пределах нашей страны не пинал только ленивый российский и зарубежный отдыхающий. Несмотря на патриотические призывы чиновников и родственных им бизнесменов развивать направления отечественных туристических маршрутов и насильственно введённую моду на Сочи и Красную Поляну, отдых в России лучше не стал. Он только стал хуже – в смысле дороже. В самом деле, всё большее число потенциальных потребителей рынка туристического сервиса из тех, кто умеет считать и экономить свои небольшие деньги, предпочитает Турцию, Тунис и Египет как альтернативу Лазаревской и Геленджику.

Обветшалые бетонные постройки брежневской архитектуры, столовская кормёжка, грязь на пляжах, неработающие кондиционеры и при этом «охамевшие» цены отпугивают уже даже тех, кто не привык себя любить и уважать. Те же, кто понимает отдых не только как «лежание влёжку» на шезлонге у бассейна (особенно студенческая молодёжь) мечтают о познавательных и таких же бюджетных экскурсиях в Прагу, Рим или выбирают автобусные «марш-броски» по 10 странам Европы. Как же выжить российскому туризму, в условиях, когда власть не помогает, а только делает всё для разрушения этого сектора экономики?

На помощь придут вечные, вневременные или так называемые «непреходящие» ценности и люди, которые умеют ценить эти ценности и заплатить за них из своего кошелька. Как бы плохо ни жила страна и народ в этой стране, у любой страны и у любого народа есть свои святыни.

Но для того, чтобы к ним привлечь интерес и туристический поток это должны быть не какие-то там культурно-исторические святыни, чаще называемые «памятниками», а это должны быть места, попасть к которым для многих – вопрос жизни и смерти.

Верующий человек или же просто человек, попавший в тяжёлую жизненную ситуацию и не знающий, где ему искать выход, как правило, направляется к религиозной, сакральной, мистической точке как паломник, при этом мало обращая внимание на неудобства и сопутствующий дискомфорт. Паломник – не отпускник-отдыхающий, придирчиво изучающий парковку и столики в шашлычной, готовый к претензиям и рекламациям. Паломник – это совсем другой статус, другая философия пути.

Человек, отправившийся в паломничество, смотрит и замечает совсем другие вещи, он как бы выпал из привычного мирского контекста. Ценность географии паломник меняет с точностью до наоборот.

Так, например, любавические хасиды, съежающиеся со всего цивилизованного мира в жалкую белорусскую деревушку на могилу основателя своего учения раби Бешта любят повторять поговорку: «Париж? Лондон? Какая провинция! Они ведь так далеки от города Любавичи!». Очень часто паломники бредут весь путь пешком, или же встречают по дороге свою смерть и относятся к этому иначе, чем обычные путешественники. Многие вещи воспринимаются ими как подготовка к инициации, как послушание, испытание плоти. Особенно часто это было в 19 веке с мусульманами, совершавшими хадж – недобросовестные перевозчики грузили их на корабли как скот, бросали в грязных караван-сараях без пищи, наживаясь на беспомощных иностранцах.

Но наше время не терпи т таких «подвигов», он воспитало совершенно других людей. Сегодня даже очень верующие, воцерковлённые люди, принимающие путешествие как испытание-послушание не будут идти пешком до святыни и будут возражать против дискомфорта, форс-мажора и других накладок, возникших из-за чужой халатности или жажды наживы.

Достаточным испытанием на сегодня будет уже само перемещение по российским дорогам и ночлег в провинциальных гостиницах-общежитиях.

Поэтому, давайте организовывать внутрироссийский туризм, ориентируясь на посещение святых мест, монастырей, целебных источников, чудотворных икон теми, кому это необходимо или просто интересно.

Кто-то думает, что все лучшие монастыри и чудотворные иконы расположены только вокруг Москвы и Золотого (хотела написать Садового :)) кольца. Некоторые что-то слышали про Иоанна Кронштадтского. Но мало кто знает, что вокруг Ростова-на-Дону существуют не менее «сильные» места концентрации православных святынь (и не только этого, но это другая тема для другой статьи). Дефицит информации в этой области в определённой степени поможет восполнить предлагаемый нами материал.

Определимся с целями и задачами.


Существует два основных вида религиозного туризма:
  1. Религиозный туризм экскурсионной направленности;
  2. и собственно паломнический туризм.

Типичный пример первого типа – тур по Золотому Кольцу. Путешествия второго типа часто организуются самими храмами и монастырями. Иногда паломники добираются до пунктов назначения средствами транспорта, предоставляемыми самими этими организациями. Но так бывает только в цивилизованных странах. Опыт показывает, что на нашем рынке эта ниша пуста, а спасение утопающих, как всегда, дело рук самих утопающих. Поэтому Вам есть, где развернуться и конкуренции бояться не нужно.

Далее. По числу человек, входящих в тургруппу, паломнические поездки делятся на:

  •  а) индивидуальные, 
  • б) семейные, в) групповые.

Особенности и сложности организации религиозного туризма первого типа:

  1. Достаточно высокие требования к комфорту, так как туристы могут быть людьми вообще нерелигиозными, и соответственно, отношение к действительности у них будет несколько потребительским, придирчивым. Но требование комфорта у такой категории туристов всё равно намного ниже, чем у тех, кто едет, например, в миланский шоптур…
  2. Как правило, параллельно с культурно-просветительской экскурсией на территорию храма или монастыря должна быть предусмотрена ещё одна, не менее сильная и интересная программа по развлечению и занятию досуга собранной группы.

Особенности и сложности организации религиозного туризма второго типа:

  1. Наибольший пик активности такого туризма – церковные праздники. Тогда у Вас начинается настоящее светопреставление… А в периоды затишья придётся поработать, чтобы заинтересовать потенциального клиента поездкой. Но справиться с такими трудностями – честь для любого уважающего себя бизнесмена.
  2. более серьёзную трудность представляет сам характер поездки некоторых людей – часть из них едут, чтобы пожить при монастыре, выполняя там работу-послушание. То есть довольно непредсказуемым становится вопрос: когда человек оттуда вернётся и на сколько вообще едет? Поэтому необходимо заранее оговаривать: на короткий или на длинный срок организуется поездка.

Специалисты рекомендуют, начиная свою деятельность, не ориентироваться ни на первый, ни на второй тип туризма в чистом их виде. Практика покажет, какой коктейль Вы смешаете из этих двух направлений.

Что в исследуемом плане могут нам предложить Ростовская область и Краснодарский край?

  1. Наибольшей популярностью пользуется маршрут к святому источнику Преподобного Феодосия Кавказского. Он находится у посёлка Горного Крымского района, в живописном ущелье. Это место замечательно тем, что в нём святому явилась Богородица. Сам же источник появился после его молитв.
  2. Неберджай. Рядом со святым источником Феодосия Кавказского, в районе посёлка Неберджай, расположены источники Божией Матери, Николая Угодника, Иоанна Крестителя. Все три источника целебны, имеют в своём составе катионы серебра. Самой большой целебной силой обладает источник Иоанна Крестителя. Храм, поставленный возле источника Иоанна Крестителя, расписан фресками, имеющими музейную ценность – их писали греческие иконописцы. Из многих регионов России сюда приезжают туристы, для таинства лечения водами этих «святых источников Неберджая».
  3. Усть-Лаба. Около станицы Некрасовской, за Усть-Лабинском на поверхность выходит святой источник Параскевы Пятницы. Святая великомученица Параскева Пятница является одной из наиболее почитаемых святых на Руси. Она представляет очень древний языческий культ Пятницы, связанный с главным женским божеством – Макошью. Пятница, Параська, Параскева, у болгар – святая Петка – связаны с водой и помогают, в основном, женщинам. Ей молятся также от засухи и наводнения (что логично), а самая традиционная просьба, обращённая к её иконе – хороший жених. Но также она исцеляет и болезни, так как, опять же, связана с чистыми водами – архетипом исцеления. По легенде она, украденная турками, бежала из гарема и по дороге, спасаясь от преследователей, обернулась криницей – колодцем. Вообще образа или артефакты, символизирующие Параскеву Пятницу, можно встретить у рек, источников и даже домашних колодцев. Но они работают лишькак талисманы-обереги от злых духов воды, а источник в Усть-Лабе – сам по себе целебный.
  4. Дивноморск В посёлке Дивноморский, под Геленджиком, есть известное подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Там, с 1977 года находится, привезённая в дар из Сергиева Посада икона преподобного Сергия игумена Радонежского Чудотворца с частичкой нетленных мощей.
  5. Подлинным местом паломничества может стать Ильичёвское городище в Отрадненском районе, возле хутора Ильич. Его основание уходит вглубь 8-10 вв. н.э. Этот город находился на Великом Шёлковом Пути, и его посещал апостол Андрей Первозванный. Также там проповедовали Кирилл и Мефодий. В этом дальнем уголке Кубани мы имеем святыню, которая сродни Иерусалиму, Киево-Печёрской Лавре или Афонской монашеской республике в Греции.

Много интересного и поучительного можно извлечь из посещения следующих мест:

  1. Мужской Свято-Духов монастырь в городе Тимашевске;
  2. Крестовая Пустынь в посёлке Солох-аул;
  3. Свято-Успенский женский монастырь в городе Кореновске;
  4. монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины в станице Роговская;
  5. обитель святого великомученика Георгия Победоносца в посёлке Лесном под Сочи.

Многие люди, которые являются Вашими потенциальными клиентами, боятся обращаться в турфирмы и не знают, что, в принципе, турфирмы занимаются направлениями религиозного туризма. Вы можете предложить особый, уникальный продукт для людей, которые хотели бы поехать к святым местам, но не могут добраться туда самостоятельно.

Назренко Елена

01.01.1970

11235 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 390391 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Обзор рынка: производство соков

Обзор рынка: производство соков

Опираясь на имеющиеся данные, можно сделать вывод о том, что отрасль находится в состоянии сжатия – мелкие игроки покидают рынок, крупные игроки останавливают часть производств. Падение объемов продаж, по прогнозам экспертов, едва ли замедлится в бли...


Мгновенный подбор бизнеса