Свой бизнес: этапы создания, выбор оборудования, организация водоснабжения автомойки
* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.
Интерес к автомоечному бизнесу в России растет не по дням, а по часам. Автомобилей стало много, моек в стране не хватает, на всех мойках — длинные очереди. И все больше и больше предпринимателей задумываются об открытии своей собственной мойки. А задумавшись, начинают искать информацию по этой теме и... мало что находят. Мы решили восполнить этот пробел и дать вам, уважаемые читатели, всю необходимую базовую информацию о том, как открыть мойку.
Если говорить о строительстве автомойки с нуля, основная проблема — получить землю под застройку и согласовать размещение автомойки. В больших городах с этим вообще туго, и денег придется потратить кучу.
Например, в Москве получить у города участок в аренду, построить ручную мойку на четыре-пять постов и ввести ее в эксплуатацию может стоить от $500 тыс. до нескольких миллионов. В небольших городах с этим, конечно, попроще, но тоже придется побегать. В случае с арендой все дешевле, тут нет таких огромных расходов. В зависимости от региона мойку в арендованном помещении можно открыть, имея даже $20 тыс.
В среднем весь процесс строительства новой мойки занимает полтора-два года. Если арендовать помещение — до одного года.
Самые большие затраты времени будут на:
• землеотвод — до 24 месяцев;
• согласование проекта — до 6 месяцев;
• строительство и ввод в эксплуатацию — до 3 месяцев.
Опять-таки это все приблизительные цифры. Очень часто, особенно в небольших городах, мойки начинают строить без согласований, а все разрешения получают уже по ходу дела. То же самое и с арендой — помещение начинают реконструировать и в процессе получают все нужные бумажки.
Как оценить доходность автомойки?
Тут по большому счету все достаточно просто. Минимальную доходность можно подсчитать, наблюдая за уже работающими автомойками. Можно потратить несколько дней и посмотреть, сколько машин приезжает на мойки в течение суток. Так вы получите примерные цифры загрузки. Здесь, конечно, есть зависимость от сезона и от погоды, но зато это будут реальные цифры. После этого смотрите на цены действующей автомойки и вычисляете примерную стоимость среднего чека. В зависимости от города и типа мойки это может быть 150–400 руб. Умножаете количество клиентов на средний чек и получаете примерный размер дневной выручки.
Например, мойка на четыре поста в Москве со средним чеком 300 руб. приносит около $30 тыс. прибыли в месяц. При общих затратах на открытие такой мойки в $850 тыс. окупаемость будет где-то 2,5–3 года.
Само собой, если брать помещение в аренду с небольшими начальными вложениями, окупить расходы можно и за год. Тут опять-таки есть зависимость от города, от типа мойки, от контингента клиентов, от количества машин в городе и т. д.
С чего начать создание автомойки
Ну, во-первых, вам нужно определиться с вашими целями. Вы должны решить, для чего вам нужна мойка. Хотите ли вы заниматься этим бизнесом долгие годы и активно его развивать; или вам достаточно вложить деньги и получать часть прибыли, пока другие люди будут управлять мойкой; или вы хотите построить мойку, чтобы потом ее выгодно продать. От конечной цели очень многое зависит.
Обязательно определите для себя, кого вы будете обслуживать. Именно с этого нужно начинать все дальнейшие действия. Невнимание к этой «маленькой» детали, которая на самом деле является залогом будущего успеха мойки, приводит к тому, что на открытие тратится больше денег, чем нужно, и прибыль получается намного ниже, чем ожидалось изначально.
Вы должны определить вашу будущую целевую аудиторию. Какие именно машины вы собираетесь обслуживать? Только легковые или легковые + мини-вэны + внедорожники. Это будут иномарки или отечественные машины? Каков уровень доходов у владельцев этих машин? И так далее до тех пор, пока у вас в голове не появится четкий образ вашего типичного будущего клиента.
Именно исходя из этого нужно будет выбирать тип и место под автомойку, подбирать оборудование, проектировать мойку, составлять бизнес-план, разрабатывать систему продаж, планировать раскрутку и рекламу на начальном этапе и многое другое.
Не пропускайте этот шаг ни в коем случае — изначально определите, кто будет вашим клиентом, и тогда все остальное станет намного легче. Это действительно очень важно, поверьте.
После этого стоит определиться с типом мойки и вашими возможностями. Есть ли у вас необходимый стартовый капитал для реализации своих целей или нужно искать партнера или инвестора? Вполне может быть, что у вас есть деньги на открытие ручной мойки, но вы хотите туннель и в ваши цели не входит ежедневное участие в бизнесе. Так что помните о своих целях.
Далее определите все возможные места размещения будущей мойки и расставьте их в порядке привлекательности. Очень редко бывает так, что вы увидели хорошее место, оно вдруг оказалось свободным и вам разрешили открыть там автомойку. Чем больше запасных вариантов, тем лучше.
После этого, исходя из ваших условий, переходите к составлению чернового варианта бизнес-плана.
После этого можете зарегистрировать фирму или оформиться как индивидуальный предприниматель.
В принципе, на этапе получения предварительных разрешений и прав на аренду земли можно все делать как физическое лицо, но по мне лучше сразу иметь готовую фирму.
Если это стройка с нуля, вам нужно получить принципиальное согласие администрации и провести технический осмотр участка, чтобы выяснить, возможно ли там построить вашу мойку. После этого необходимо оформить имущественные права на участок и выполнить предпроектные проработки. Если вы хотите взять помещение в аренду, вам нужно согласие арендодателя на реконструкцию помещения под мойку.
Далее идет этап создания рабочего проекта. Проект нужен и в случае строительства с нуля, и в случае реконструкции арендованного помещения. Готовый проект согласуется с соответствующими органами и получается разрешение на строительство/реконструкцию.
Теперь нужно выполнить строительные работы, закупить оборудование и установить его согласно проекту. После чего сдать готовое здание комиссии и получить разрешение на ввод в эксплуатацию. В случае строительства с нуля нужно будет оформить права собственности на здание.
Пока будет идти возня с бумажками, вам необходимо найти персонал, разработать план привлечения клиентов, а после того, как мойка начнет работу, нужно будет заняться выстраиванием системы продаж.
Иногда предприниматели начинают работать «вчерную», а уже по ходу дела получают разрешения — не самый лучший способ, и можно сильно «попасть». Но если у вас есть хорошие связи в нужных инстанциях, может
быть, и получится. Если такой уверенности нет, лучше все делать в соответствии с законом.
Теперь об оборудовании для автомоек:
Мойка может быть ручной, портальной или туннельной, и отдельно можно выделить мойки самообслуживания и мобильные мойки. Это если по размеру и начальным затратам. По типу воздействия на машину можно поделить способы мойки на контактные, бесконтактные и комбинированные.
Ручная автомойка:
Самый главный плюс при старте — низкие расходы на открытие. Оборудование стоит относительно недорого, и если мойку не строить с нуля, а взять в аренду помещения, получается вполне бюджетно. Войти в рынок можно, имея на руках $20 тыс.
Следующий плюс — возможность предоставлять большой набор дополнительных услуг на небольшой площади. В одном и том же боксе можно заниматься полировкой машины, глубокой химчисткой салона, дитейлингом, нанесением специальных защитных покрытий и т. д.
Также на ручной мойке самое высокое качество мытья. Ни один автомат никогда не сможет промыть
все труднодоступные места так, как это сделает человек с АВД.
Обратная сторона медали — зависимость качества мытья от персонала. И собственно сам персонал, который нужно искать, обучать и контролировать.
Портальная автомойка:
Затраты на открытие портальной мойки существенно выше и найти подходящее помещение в аренду сложнее. Площадь помещения больше, нужно проводить сложные фундаментные работы для установки оборудования. Стоят сами порталы от $30 тыс. Качество мытья автоматики ниже, чем на ручной мойке, и главное ее преимущество — скорость и минимальное влияние человеческого фактора. Через портал можно пропустить 150–400 автомобилей в сутки.
Туннельная автомойка:
Открывать туннельную мойку стоит только после очень тщательного анализа рынка. Если город небольшой — однозначно не советую. Инвестиции очень серьезные, ошибка может обойтись очень дорого.
Начнем с того, что под туннельную мойку практически невозможно найти подходящее помещение, и единственным приемлемым вариантом открытия я считаю строительство с нуля. А участок понадобится
очень немаленький.
С другой стороны, туннель — это огромная производительность (до 3500 автомобилей в сутки) и автоматизированный процесс мытья.
Система водоснабжния автомойки:
Один из самых частых вопросов, которые возникают у предпринимателей, желающих открыть мойку: куда девать грязную воду? Само собой, просто так ее в канаву выливать нельзя, и у Роспотребнадзора есть требования как к степени очистки оборотной и сбросной воды, так и к организации моечных процессов. Без соблюдения этих требований вам не согласуют проект и не позволят ввести мойку в эксплуатацию. А если найдут нарушения уже во время работы, грозит нехилый штраф.
В чем состоит основная проблема? По нашим законам, вы не можете сливать грязную воду в канализацию — ни в хозбытовую, ни тем более в ливневую.
Таким образом, для мойки возможны следующие варианты работы.
1. Сделать абсолютно герметичные емкости для грязной воды и по мере заполнения вывозить эту воду машинами Спецтранса. Не факт, что проект такой мойки согласуют, хотя все возможно. Гораздо более важный момент — стоимость вывоза грязной воды просто съест всю прибыль автомойки. На мытье машины в зависимости от сезона и погоды уходит 100–200 литров воды. Утилизация кубометра воды стоит около 2 тыс. руб. Получается, что к себестоимости каждой мойки добавляется около 300 руб. Тут даже не прибыль, тут уже одни убытки.
2. Использовать систему оборотного водоснабжения, когда вода после мойки проходит очистку и ее можно использовать снова. Общий принцип работы системы оборотного водоснабжения: грязная вода после мойки
стекает в водосборный лоток на полу, а оттуда попадает в специальный отстойник, который еще называют кессоном. Там она проходит глубокую очистку и поступает обратно на вход АВД. Ополаскивание автомобиля делается свежей водой, чтобы не оставалось разводов. Чтобы система не переполнилась, расход свежей воды на ополаскивание составляет 10–15% от общего расхода воды на мойку.
Если используется 150 литров, то на ополаскивание нужно примерно 15 литров свежей воды. Стандартные очистные установки позволяют использовать воду до 50–100 циклов, после чего ее нужно утилизировать.
Однако же с обороткой есть существенные проблемы. Во-первых, оборотная вода чаще всего со временем начинает тухнуть и приобретает характерный запах, и чем дольше вода стоит в отстойниках, тем сильнее
запах.
Второй момент: сложности с оборудованием. Во-первых, оборотная вода не всегда очищается до качества водопроводной и сильно снижает ресурс АВД.
Вода, прошедшая через дешевую очистную установку, содержит мелкие взвеси, которые работают как абразив и изнашивают движущиеся части насосов высокого давления, засоряют форсунки моечного оборудования и портят ЛКП моющихся автомобилей.
Все это приводит к тому, что большинство владельцев моек, особенно ручных, покупают очистную установку только для того, чтобы согласовать проект и ввести мойку в эксплуатацию. То есть, грубо говоря, очистная стоит, но не работает, машины полностью моют водопроводной водой, а в отстойниках делают секретную сливную пробку и грязную воду сбрасывают в канализацию. Это, само собой, незаконно.
Более или менее приличная очистная установка стоит минимум $10–15 тыс. Предложений на российском
рынке достаточно много — «АРОС», «АРГО», «СОРВ-2», «КАСКАД». Перед тем как выбирать очистную, нужно сходить в местное отделение Роспотребнадзора и узнать, какую очистную установку они точно готовы согласовать, и уже после этого думать над выбором.
Сезонность и загруженность автомойки по времени суток
На стандартной автомойке количество клиентов зависит от погоды и сезона. Большинство людей не видит смысла мыть машину в дождь, все равно через полчаса грязная будет. Дождливые периоды чаще всего бывают осенью и весной, также сюда можно отнести период оттепели, когда на улице слякоть. В такое время машину тоже мало кто моет. Спрос падает и в разгар лета: машина долго остается чистой, поэтому средняя частота посещений мойки падает.
Наибольший спрос возникает осенью, в момент похолодания, и в конце весны — после установления сухой погоды, т. е. в период межсезонья. А самая прибыльная погода — после дождя, когда высохли лужи. В тот момент, когда падает спрос на мойку кузова, внимание переключается на «внутренние» услуги: химчистку салона, протирку пластика, мойку ковриков и т. п.
Если брать круглосуточную мойку, в будний день спрос на базовые услуги примерно таков: между двумя и четырьмя часами ночи полный штиль, ближе к шести утра машины начинают приезжать, и от восьми и десяти утра идет утренний пик загрузки, который немного падает к часу дня.
С двух часов дня загрузка снова начинает расти и достигает максимума в вечерние часы, между шестью и десятью часами вечера, когда все возвращаются с работы. Пиковая вечерняя загрузка может превосходить утреннюю в два раза.
В выходные перепады выражены меньше и загрузка почти стабильна в течение дня. Само собой, все зависит от каждой конкретной ситуации, но примерная картина должна быть вам понятна.
Напоминаем, что это был всего лишь небольшой фрагмент книги Дубровского Д.А. «Автомойка: с чего начать, как преуспеть» издательства «Питер». В самом же руководстве вы найдете развернутые советы не только по составлению бизнес-плана и выбору оборудования будущей автомойки, но и пошаговый алгоритм действий по подготовке и согласованию проекта на ее открытие.