Свой бизнес: магазин филателии

Свой бизнес: магазин филателии

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Ещё с советских времён распространено такое явление как филателия – коллекционирование различных знаков почтовой оплаты, как правило, почтовых марок. Сегодня такое хобби можно обнаружить у всё меньшего количества людей, но свои приверженцы ещё пока имеются, готовые платить за трёхкопеечную марку немалые суммы денег. Да и сама почтовая связь переживает далеко не лучшие времена в связи с расцветом интернета – теперь почти никто уже не отправляет почту реальным письмом. Верные своему увлечению филателисты поэтому готовы скупать старые марки, почтовые штемпели и этикетки, зачастую не смотря на заявленную стоимость. 

Но помимо филателии существуют и другие виды коллекционирования, не угасающий интерес проявляется уже на протяжении многих лет к нумизматике и бонистике – собиранию монет (нумизматика) и бумажных банкнот, ассигнаций, банковских билетов, купюр и денежных знаков (бонистика). На перепродаже таких вещей можно зарабатывать немалые деньги, но самое существенное ограничение – это необходимость очень хорошо разбираться в этом вопросе, чтобы не просто извлекать максимальную выгоду, но и хорошо уметь определять ценность предмета. Также открытие магазина по продаже коллекционных предметов рентабельно только либо в большом городе, либо в населённом пункте, где существует чуть ли не свой культ коллекционирования, иначе в силу специфики товара продажи будут незначительными.

Чтобы стать профессионалом нужно изучить немало информации о ценных вещах, знать где, когда и каким тиражом была выпущена та или иная марка, понимать, как образуется стоимость коллекционных вещей. Всё, как правило, сводится к редкости, за уникальные, существующие в нескольких или одном экземпляре монеты, марки или банкноты можно получать крупные суммы. Лишь после изучения всех тонкостей стоит приступать к перепродаже подобных вещей. 



Чтобы открыть свой магазин, нужно оформить регистрацию субъекта предпринимательской деятельности (код (ОКПД 2) 47.78 Услуги прочей розничной торговли в специализированных магазинах).

Важно понимать, что все ценные банкноты, марки и монеты условно можно поделить на 2 категории – просто ценные и уникальные. В первую категорию попадают просто объекты, выпущенные значительным, но ограниченным тиражом, существующие в свободном обращении или просто сохранившееся в значительных количествах. Именно их реализация будет происходить в магазине, для получения таких монеток, марок, ярлыков или банкнот существует множество способов. Приобретением таких товаров будут интересоваться не только коллекционеры, но и просто люди, ищущие оригинальный подарок.

Начнём с поиска марок. Ввиду стремительного сокращения объёмов пересылаемых писем марки печатаются уже очень сокращёнными тиражами. Прознав об увлечении населения, почта сама начинает печатать определённые ценные серии, зарабатывая на этом сама. Но особенность таких товаров заключается в том, что их цена со временем не падает, а наоборот стремительно растёт, что роднит такой бизнес с торговлей антиквариатом. 

Для развёртывания полноценного поиска марок следует дать объявления об их покупке. Обывателю, как правило, ничего не известно об их стоимости, и он готов продать вам целые книги с марками, оставшиеся в наследство от бабушек или родителей. Приобретать такие коллекции лучше полностью, отдавая символическую сумму за кипу марок, ярлыков, этикеток и штемпелей. Для человека, не увлекающегося филателией, вся эта книга с коллекцией не более, чем мусор, и он будет рад выручить за неё хоть какие-то деньги. В скором времени в ваш магазин потянутся люди, отдающие завалявшиеся на чердаках и чуланах марки; среди всего этого обилия вряд ли найдётся что-то ценное, но может и сильно повезти. 

Уникальные и поэтому дорогие экземпляры оставлять на продажу не стоит, ими в дальнейшем вплотную заинтересуются профессиональные филателисты, а у вас же есть возможность из всего многообразия составлять упорядоченные коллекции (например, по годам или тематике, благо марки печатались по совершенно разным поводам) и выставлять их в уже красивых сборниках по значительной большей цене. Покупатель найдётся – начинающие любители за раз купят уже своего рода коллекцию, а друзья таких людей будут приобретать им такие книжки с марками ко дню рождения или на другие праздники. 

Есть огромная разница между профессиональным хобби и простым увлечением, в первом случае человек готов хоть на край света лететь за редким экземпляром, да и к огромному перечню в своём собрании он не стремится – для него главное ценность. Любители же, простые коллекционеры, занимаются именно собирательством, накопительством разнообразных и не повторяющихся марок, испытывая эстетическое удовольствие от пополнения коллекции. Они никогда и не купят редкую марку по большой цене – им это не интересно, факт их существования в количестве всего 2 штук не интересует. 

Обращайте внимание на то, произведено ли было гашение марки или была ли она вообще приклеена на конверт, потому что такие экземпляры нисколько не интересуют филателистов, даже если таких марок 5 штук в мире (это особенность филателии как коллекционирования – считается, что марка должна быть «неиспользованной», готовой к отправке на письме, хотя, конечно, никто их использовать по прямому назначению не собирается). При этом начинающие любители могут приобретать и такие знаки почтовой оплаты, и стоит предлагать коллекции гашённых марок в магазине, пусть и по сниженной цене. Редкость марки может зависеть не только от объёма тиража, которым они были напечатаны, но и от сложности получения в каком-либо регионе. 

Если вы профессионально занимаетесь изучением филателии, нумизматики и бонистики, то не стоит брезговать обменом с коллекционерами из других городов. Позволяют средства – ездите по стране (а может, и по миру), общайтесь с филателистами, иногда они готовы обменять более ценную марку на дешёвый экземпляр просто потому, что у них в коллекции их две, а такой, как у вас – нет вовсе. 

Для торговли в магазине можно начать приобретать этикетки, конверты, ярлыки, почтовые карточки, провизории, марки, почтовые штемпели и штампы в других странах, в том числе и выпускающиеся в настоящий момент. Вам они будут обходиться по незначительной цене, в то время как реализовывать такой товар можно будет по цене более значительной в силу специфики и сложности приобретения. Здесь вы выигрываете, заказывая своего рода товар оптом. А на собранную коллекцию, к примеру, «марки всех стран» посмотрит с интересом уже и прожжённый филателист, пусть и цена каждого экземпляра в ней незначительна. Отдельно стоят марки с браком, отпечатанные в типографии с ошибкой или дефектом. Ценны они становятся именно за эту особенность и порою имеют стоимость только будучи неразрезанными (например, одна перевёрнутая марка среди нормально отпечатанных – для определения подлинности лист марок должен быть целым).

Расположив в своём небольшом магазинчике книги с марками, можно начать изучать вопросы нумизматики. Монеты интересны большему кругу людей, чем весьма специфические марки, чеканятся они до сих пор огромными количествами и имеют историю ещё более продолжительную, чем почтовые знаки. Монета может стоит больше своего номинала либо в силу того, что была отчеканена в давно минувшей исторической эпохе (такие монеты переходят скорее в разряд культурного наследия) или же тираж её выпуска оказался небольшим. Нумизматы, как и филателисты, любят производственные дефекты, поэтому обычная медная монетка может стоить состояние просто потому, что на ребре не было выбито две полоски. 

Поиск уникальных монет похож на ювелирную работу, порою специфичность монеты действительно не определяется невооружённым глазом. При этом помимо ценности монеты ярко выражена ценность коллекции – хоть без одного экземпляра она будет неполной, а значит, и не представляющей интереса. Население расставаться с металлическими деньгами будет более неохотно, чем с марками, ведь сейчас очень известен факт, что в развалах мелочи можно найти целый клад. Вам могут продавать монеты советского периода, среди них тоже попадаются уникальные, но вот скупать все принесённые абсолютно не выгодно. Монета – не марка, она должна быть либо уникальной для нумизмата, либо просто труднодоступной для любителя. Продавать широко растиражированные монеты не получится, только если не упаковывать их в коллекции, но, как было сказано выше, они должны быть полными, а монетки некоторых годов или образцов встречаются как раз очень редко. Придётся выкупать у клиентов ценные монеты – их цена начинается от 500 рублей, но продать можно значительно дороже. Для штучных экземпляров наценка для нумизматов потом может составить 1000%, а то и больше. Хорошо продаваться в магазине будут редкие для населения монеты – например, монеты других стран или из юбилейной серии. Последние особенно могут заинтересовать любителей-коллекционеров. Например, если собрать все виды монет серии «Города» или «События», можно выставить коллекцию на сумму, значительной превышающую стоимость каждого экземпляра в отдельности, потому что некоторые серии юбилейных монет распределяются по стране, как правило, неравномерно. Вы тратите силы на поиски и собрание, и клиент оплачивает готовую коллекцию. 

Вообще в магазине из нумизматики логично держать юбилейные монеты текущего денежного оборота и некоторый процент монет иностранных или просто необычных – всё это делается для любителей коллекционирования. И хорошим подспорьем будет наличие специальных подарочных монет из драгоценных металлов, которые выпускаются банками к какому-либо событию. Только если заказанные иностранные подарочные наборы можно сразу выставлять на продажу, то в случае с отечественными лучше выждать время, пока они перестанут выпускаться – так можно будет продать их с наибольшей наценкой. Такая перепродажа будет приносить хороший и, главное, относительно стабильный доход для такого бизнеса; при этом нумизматам эти монеты, как правило, не интересны, а вот простые клиенты будут отдавать за них хорошие деньги, ведь это, по сути, инвестирование в драгметаллы. Средняя стоимость такого набора – около 10 тысяч рублей, но стоит иметь в наличии и обычные монеты в индивидуальном закрытом прозрачном футляре, их стоимость начинается от 2 тысяч рублей. Закупив такой продукции на 50 тысяч рублей, реализовать их можно будет по цене в полтора раза большей. И лучше всего запомнить, что в нумизматике ценятся неповреждённые экземпляры; а футляр подарочной монеты не стоит открывать – её цена упадает в 2 раза.

Реализация же бумажных купюр не сильно отличается от бизнеса в нумизматике и филателии. Всё так же стоит искать уникальные и необычные экземпляры, но среди банкнот их процент несколько ниже. Ценны те боны, которые были выпущены так же ограниченным тиражом, но если в монетах определяющим фактором является год, то банкнота помимо времени выпуска ещё может быть уникальной из-за номерной серии. Бизнес в бонистике очень схож с бизнесом в нумизматике, только сохранность бумажных денег гораздо хуже, поэтому целые и немятые купюры могут быть в несколько раз дороже своих повреждённых аналогов. Для магазина также стоит закупить деньги, ассигнации, чеки, акции разных времён и государств, привлечь покупателя могут и совсем доступные, но необычные (например купюра в 1 секстиллион пенгё – банкнота с самым крупным номиналом за всю историю человечества). И, конечно, подарочные банкноты, как правило, позолоченные – всё это позволит клиентам не просто приходить в ваш магазин за пополнением коллекции, но и получать удовольствие, рассматривая товар.

Для того, чтобы открыть подобный магазин, потребуется порядка 200 тысяч рублей (регистрация, аренда на первый месяц, закупка товара, оборудование помещения, реклама в интернете и создание сайта). Арендуемый магазин не должен быть большим, но рекомендуемое расположение для него – какой-нибудь торговый центр или просто место с высокой проходимостью. Так вы сможете реализовывать товар не только людям, целенаправленно едущим за редкой маркой или монетой по предварительной договорённости, но и случайным клиентам, зашедшим посмотреть столь необычный магазин. Уровень конкуренции будет минимальным, обычно перепродажа филателистских или нумизматических предметов проходит через интернет или аукционы. Но именно поэтому у вас будет много любопытствующих, которые, видя интересные банкноты или марки по невысоким ценам, будут покупать их. Значительная часть ваших продаж будет идти через интернет, развитие своего сайта вообще можно считать отдельным бизнесом; магазин будет интересен, в основном, любителям и непрофессиональным коллекционерам. 

Посчитать доходы от такого бизнеса весьма трудно, многое зависит от того, насколько редкие и интересные товары вы найдёте. Увеличить доход можно продажей дополнительной сувенирной продукции, для этого подойдут красиво оформленные колоды карт или оригинальные шахматные наборы, а также альбомов для марок, монет или банкнот, футляры для них же, оригинальные сундучки, портмоне и прочие подобные товары. Успех дела зависит от того, насколько интересно клиенту будет приходить к вам, он должен видеть богатый ассортимент, причём не только монет, бонов и знаков почтовой оплаты, но и сопутствующих товаров и сувенирной продукции, им должно двигать любопытство – превратите свой магазин в маленький музей с распродажей экспонатов. Вам большинство продукции будет обходиться совсем недорого, а клиент не пожалеет ста рублей за какую-нибудь вьетнамскую монетку с отверстием посередине. Если покупателям будет интересно находиться в вашей торговой точке, они расскажут о ней своим знакомым, и клиенты постепенно начнут подтягиваться. Ускорить этот процесс можно простыми маркетинговыми решениями вплоть до рекламы в интернете или раздачи листовок возле входа в торговый комплекс, в котором вы начали торговлю.


Розничная торговля филателистскими, нумизматическими и бонистическими товарами в специализированном магазине всё же сопряжена с риском не найти своего клиента, поэтому многие перекупщики подобной продукции ограничиваются лишь торговлей в интернете. Срок окупаемости такого проекта может существенно затянуться, поэтому всегда стоит иметь резервные средства. Для экономии лучше самого встать за прилавок. Но основная ошибка в таком бизнесе – это позиционировать себя как магазин для избранных и разбирающихся в вопросе людей и продавать только уникальные и редкие экземпляры. Возможности торговли через интернет на корню уничтожат подобную идею. Но если сделать из своего магазинчика не просто лавку для филателистов и нумизматов, а представлять свою торговую точку именно как сувенирный магазин, то вполне можно заинтересовать широкий круг публики, ведь многие ещё помнят собирательство марок, которым они увлекались в детстве. 

Низкий уровень конкуренции позволит вам быстро привлечь своего покупателя, которые с радостью будут разбирать старые и иностранные банкноты и красивые марки. И кто знает, быть может в очередной россыпи мелочи вам принесут редчайшую монетку, которую коллекционеры ищут уже не первый год. Но это уже совсем другой способ заработка.

Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
03.09.2014

Все материалы по тегу: филателия

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: