ТОСЭР в России: перечень территорий, преференции, подводные камни

ТОСЭР в России: перечень территорий, преференции, подводные камни

Для производственного сектора в России действуют экономические зоны с особыми условиями для создания и ведения бизнеса - территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Что это за зоны, и какие преференции на них действуют?

В России по закону существуют специальные экономические зоны, именуемые территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых установлены облегченный режим ведения бизнеса. Если ваш будущий бизнес связан с производством, то перед выбором места для его размещения обязательно стоит рассмотреть вариант его создания в подобной зоне. Начнем с официальных определений. 

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации с необходимой инфраструктурой, на которой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ, на основании предложения уполномоченного федерального органа и принятого решения правительства, резидентам ТОСЭР установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Цель создания ТОСЭР – на определенных территориях, нуждающихся в поддержке со стороны государства, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного экономического развития и улучшения социальных условий жизни населения.

Началом создания территорий опережающего социально-экономического развития стало Послание Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором Президентом России было объявлено: 

«на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств – льготная ставка страховых взносов.» 

О причинах создания и задачах ТОСЭР

Продолжающиеся с начала девяностых годов прошлого столетия после распада Советского Союза стремительное сокращение численности населения Дальнего Востока России, деградация моногородов, где большая часть трудоспособного населения была занята на одном предприятии или в одной отрасли – проблемы, стоящие перед государством уже длительное время, а решение их – основная задача государственной региональной политики. Поиском путей разрешения этих проблем государство занимается, пожалуй, со времени их появления. Так, например, работа по созданию специальных территорий и адресной поддержки их началась еще в девяностые годы, а с принятием Федерального закона от 22.07.2005 года №116 «Об особых экономических зонах в РФ» приняла системный характер. В этом законе определены типы особых экономических зон – промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, логистические и портовые. Определен также перечень требований к резидентам этих зон и льготы ими получаемые. Создавались такие зоны для развития территорий – приграничных, прибрежных или же просто депрессивных. Использование особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности в границах территориальных образований, фокусировка инвестиционных потоков на значимых для экономики страны направлениях, а, значит, и повышение инвестиционной привлекательности определенных территорий и отраслей – вот тот инструментарий, выбранный правительством для решения задач вывода из состояния депрессии отдельных регионов и отраслей.


Концентрация финансовых ресурсов государства и бизнеса на развитии конкретных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом, а также формирование в регионах со сложной социально-экономической ситуацией точек роста, способны привлечь инвестиции в дальнейшее развитие региона. Схожесть целей создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон в их направленности на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса и территорий с помощью привлечения инвесторов. 

Главное же отличие ТОСЭР от особых экономических зон в том, что в каждой территории для инвесторов предусмотрены налоговые льготы и административные послабления, но самое важное – создание инфраструктуры проекта производится за счет бюджетных средств. 

Еще одно важное отличие в существенном снижении ограничений для бизнеса, как это было в особых экономических зонах. Существенно также, что при строительстве инфраструктуры часть государственного заказа смогут получать небольшие предприятия. 

Планируется, что ТОСЭР смогут стать драйверами развития региональной экономики за счет соединения усилий федеральных и региональных властей на развитии инфраструктуры, создания максимально благоприятных условий для бизнеса на проблемных территориях и отраслях.

Мировая практика в создании “особых” территорий

Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.

В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».

Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах. 

Главное отличие и в то же время главное преимущество таких зон заключается в том, что на основе использования льготного правового, налогового и валютно-финансового режима в них обеспечивается ускоренное развитие производств с привлечением государственных, региональных, частных ресурсов, а также иностранных инвестиций. 

В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны. 

Успешные мировые проекты особых экономических зон

Создание особых экономических зон, как, собственно, и территорий опережающего развития используются как развивающимися, так и развитыми странами для стимулирования роста отдельных территорий, секторов экономики и привлечения в них иностранных инвестиций.

К концу прошлого века в мире насчитывалось 176 особых экономических зоны в 47 странах. К концу нулевых годов этот показатель вырос до 3,5 тысяч, теперь уже в 130 странах, которые обеспечивают работой не менее 66 миллионов человек и производят экспортной продукции на 600 миллиардов долларов США в год.

Самыми успешными примерами особых территорий в мире считаются:

  • Шэньчжэнь (Китай) – особая зона, созданная первой в Китае в 1980 году в городе с населением 30 тысяч человек, получила особый статус в рамках курса реформ Дэн Сяопина. В результате продуманной системе льгот для зарубежных компаний проект привлек более 87 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а средние темпы экономического роста за период с момента создания составили более 9%, при средних по стране, достаточно высоких 6%. Город за это время превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр региона. В 2008 году был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна», а в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду. Сегодня численность населения в Шэньчжэне составляет более 10 миллионов человек, при этом в городе самый высокий в стране показатель валового регионального продукта на душу населения – 22 тысячи долларов на человека, что составляет 2,5% валового внутреннего продукта и обеспечивает 13% экспорта Китая.


  • Бангалор (Индия) – крупнейшая в мире специализированная высокотехнологичная особая зона, включающая несколько информационных и технопарков. Сформировался в девяностые годы после создания властями режима наибольшего благоприятствования для ориентированных на экспорт информационных услуг. С 1991 года число работающих в кластере компаний увеличилось с 13 до более чем 2 тысяч. Экспорт услуг за десять последних лет вырос с 1 миллиарда до 17 миллиардов долларов США.


  • Джебель-Али (ОАЭ) – самая большая в мире комплексная экономическая зона, в состав которой входят логистические, индустриальные и бизнес-парки. Здесь инвесторам предоставляется полное освобождение от налогов и сборов на срок до 50 лет. Дата создания зоны – 1985 год, с тех пор число работающих в ней компаний выросло с 19 до более 7 тысяч, что  обеспечивает работой 135 тысячи человек, и более 20% от всех привлекаемых иностранных инвестиций, а также 50% экспорта ОАЭ.


Основные льготы и преференции резидентам ТОСЭР в России

Резидентам территорий опережающего развития предоставляются следующие привилегии:

  • применение заявительного порядка возмещения налога на добавочную стоимость;

  • нулевая ставка на налог на добавочную стоимость в отношении импортных товаров;

  • пониженная ставки по налогу на прибыль организаций;

  • пониженный коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых;

  • пониженная ставка по налогу на имущество организаций;

  • освобождение от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР в течение трех лет;

  • режим свободной таможенной зоны;

  • пониженные ставки на страховые взносы;

  • передача в собственность земельного участка и пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;

  • ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР.

Налоговые льготы в цифрах приведены в таблице:

Налоги,
страховые взносы

Общие
условия

Условия для резидента
ТОСЭР

Налог на прибыль:

20%

5% в течение 5 лет

10% в течение следующих 5 лет

Оплата в федеральный бюджет

2%

0% в течение 5 лет

Оплата в региональный бюджет

18%

5% в течение 5 лет

10% в течение следующих 5 лет

Налог на имущество:

2,2%

0%

1,1% в течение следующих 5 лет

Земельный налог:

1,5%

0%

Страховые взносы:

30%

7,6% в течение 10 лет

ПФР

22%

6% в течение 10 лет

ФСС

2,9%

1,5% в течение 10 лет

ФОМС

5,1%

0,1% в течение 10 лет


В течение 10 лет для резидентов ТОСЭР применяются следующие коэффициенты по налогу на добычу полезных ископаемых:

  • 0 – в течение первых двух лет,

  • 0,2 – с третьего по четвертый год,

  • 0,4 – с пятого по шестой год,

  • 0,6 – с седьмого по восьмой год,

  • 0,8 – с девятого по десятый год,

  • 1 – в последующие годы.

Общие условия уплаты налога на добычу полезных ископаемых – от 0 до 30% при использовании адвалорной ставки и от 11 до 919 рублей за тонну при использовании специфической ставки – понижающие коэффициенты не применяются.

Перечень территории опережающего социально-экономического развития в России в 2019 году.

Наименование

Нормативный акт

1

Абаза (Хакасия)

Постановление Правительства №870
от 24.07.2017.

2

Анжеро-Судженск (Кемеровская обл.)

Постановление Правительства №941
от 19.09.2016.

3

Бакал (Челябинская область)

Постановление Правительства №265
от 06.03.2017.

4

Белебей (Башкирия)

Постановление Правительства №1536
от 29.12.2016.

5

Варгаши (Курганская обл.)

Постановление Правительства №276
от 16.03.2018.

6

Верхний Уфалей (Челябинская обл.)

Постановление Правительства №1369
от 13.11.2017.

7

Вятские Поляны (Кировская область)

Постановление Правительства №1239
от 12.10.2017.

8

Гаврилов-Ям (Ярославская область)

Постановление Правительства №272
от 16.03.2018.

9

Галич (Костромская обл.)

Постановление Правительства №37
от 25.01.2019.

10

Губкин (Белгородская обл.)

Постановление Правительства №274
от 16.03.2018.

11

Гуково (Ростовская обл.)

Постановление Правительства №45
от 28.01.2016.

12

Дагестанские Огни (Республика Дагестан)

Постановление Правительства №1508
от 11.12.2018.

13

Далматово (Курганская обл.)

Постановление Правительства №267
от 16.03.2018.

14

Димитровград (Ульяновская область)

Постановление Правительства №848
от 19.07.2017.

15

Донецк (Ростовская область)

Постановление Правительства №280
от 16.03.2018.

16

Дорогобуж (Смоленская обл.)

Постановление Правительства №266
от 06.03.2017.

17

Емва (Республика Коми)

Постановление Правительства №267
от 06.03.2017.

18

Ефремов (Тульская область)

Постановление Правительства №269
от 16.03.2018.

19

Заринск (Алтайский край)

Постановление Правительства №279
от 16.03.2018.

20

Зверево (Ростовская область)

Постановление Правительства №263
от 16.03.2018.

21

Зеленодольск (Республика Татарстан)

Постановление Правительства №1611
от 22.12.2017.

22

Камешково (Владимирская обл.)

Постановление Правительства №1060
от 06.09.2018.

23

Канаш (Чувашская республика)

Постановление Правительства №270
от 16.09.2018.

24

Каспийск (Республика Дагестан)

Постановление Правительства №334
от 24.03.2017.

25

Кировск (Мурманская обл.)

Постановление Правительства №264
от 06.03.2017.

26

Котовск (Тамбовская область)

Постановление Правительства №1607
от 22.12.2017.

27

Кондопога (Республика Карелия)

Постановление Правительства №1608
от 22.12.2017.

28

Краснокаменск (Забайкальский край)

Постановление Правительства №675
от 16.07.2016.

29

Краснотурьинск (Свердловская обл.)

Постановление Правительства №942
от 19.09.2016.

30

Кумертау (Республика Башкирия)

Постановление Правительства №1550
от 29.12.2016.

31

Лесной (Рязанская обл.)

Постановление Правительства №1368
от 13.11.2017.

32

Линево (Новосибирская обл.)

Постановление Правительства №268
от 16.03.2018.

33

Набережные Челны (Республика Татарстан)

Постановление Правительства №44
от 28.01.2016.

34

Наволоки (Ивановская обл.)

Постановление Правительства №171
от 17.02.2018.

35

Надвоицы (Республика Карелия)

Постановление Правительства №940
от 19.09.2016.

36

Невинномысск (Ставропольский край)

Постановление Правительства №1606
от 22.12.2017.

37

Нижнекамск (Республика Татарстан)

Постановление Правительства №1609
от 22.12.2017.

38

Новоалтайск (Алтайский край)

Постановление Правительства №273
от 16 мар 2018)

39

Новокузнецк (Кемеровская обл.)

Постановление Правительства №278
от 16.03.2018.

40

Новотроицк (Оренбургская обл.)

Постановление Правительства №871
от 24.07.2017.

41

Онега (Архангельская обл.)

Постановление Правительства №266
от 16.03.2018.

42

Павловск (Воронежская обл.)

Постановление Правительства №264
от 16.03.2018.

43

Петровск (Саратовская область)

Постановление Правительства №1166
от 27.09.2017.

44

Пикалево (Ленинградская обл.)

Постановление Правительства №271
от 16.03.2018.

45

Прокопьевск (Кемеровская область)

Постановление Правительства №1470
от 03.12.2018.

46

Ростов (Ярославская обл.)

Постановление Правительства №762
от 30.08.2018.

47

Рузаевка (Республика Мордовия)

Постановление Правительства №1165
от 27.09.2017.

48

Сарапул (Республика Удмуртия)

Постановление Правительства №1178
от 29.09.2017.

49

Саянск (Иркутская обл.)

Постановление Правительства №262
от 16.03.2018.

50

Селенгинск (Республика Бурятия)

Постановление Правительства №898
от 29.07.2017.

51

Сердобск (Пензенская обл.)

Постановление Правительства №277
от 16.03.2018.

52

Сосенский (Калужская обл.)

Постановление Правительства №1370
от 13.11.2017.

53

Тольятти (Самарская обл.)

Постановление Правительства №974
от 28.09.2016.

54

Тутаев (Ярославская обл.)

Постановление Правительства №1170
от 28.09.2017.

55

Угловка (Новгородская обл.)

Постановление Правительства №275
от 16.03.2018.

56

Усолье-Сибирское (Иркутская обл.)

Постановление Правительства №135
от 26.02.2016.

57

Черемхово (Иркутская обл.)

Постановление Правительства №265
от 16.03.2018.

58

Череповец (Вологодская обл.)

Постановление Правительства №939
от 07.08.2017.

59

Чистополь (Республика Татарстан)

Постановление Правительства №1610
от 22.12.2017.

60

Чусовой (Пермский край)

Постановление Правительства №329
от 23.03.2017.

61

Южа (Ивановская область)

Постановление Правительства №1522
от 14.12.2018.

62

Юрга (Кемеровская обл.)

Постановление Правительства №641
от 07.07.2016.

63

Железногорск (Красноярский край)

Постановление Правительства №114
от 06.02.2018.

64

Заречный (Пензенская обл.)

Постановление Правительства №785
от 05.07.2018.

65

Озерск (Челябинская обл.)

Постановление Правительства №113
от 06.02.2018.

66

Саров (Нижегородская обл.)

Постановление Правительства №481
от 20.04.2017.

67

Снежинск (Челябинская обл.)

Постановление Правительства №115
от 06.02.2018.

68

Амуро-Хинганская (Еврейская АО)

Постановление Правительства №847
от 27.08.2016.

69

Белогорск (Амурская обл.)

Постановление Правительства №875
от 21.08.2015.

70

Большой Камень (Приморский край)

Постановление Правительства №43
от 28.01.2016.

71

Горный воздух (Сахалинская обл.)

Постановление Правительства №200
от 17.03.2016.

72

Индустриальный парк "Кангалассы" (Якутия)

Постановление Правительства №877
от 21.08.2015.

73

Камчатка (Камчатский край)

Постановление Правительства №899
от 28.08.2015.

74

Комсомольск (Хабаровский край)

Постановление Правительства №628
от 25.06.2015.

75

Курилы (Сахалинская область)

Постановление Правительства №992
от 23.08.2017.

76

Михайловский (Приморский край)

Постановление Правительства №878
от 21.08.2015.

77

Надеждинская (Приморский край)

Постановление Правительства №629
от 25.06.2015.

78

Нефтехимический (Приморский край)

Постановление Правительства №272
от 07.03.2017.

79

Николаевск (Хабаровский край)

Постановление Правительства №464
от 19.04.2017.

80

Приамурская (Амурская область)

Постановление Правительства №879
от 21.08.2015.

81

Свободный (Амурская обл.)

Постановление Правительства №673
от 03.06.2017.

82

Хабаровск (Хабаровский край)

Постановление Правительства №630
от 25.06.2015.

83

Чукотка (Чукотский АО)

Постановление Правительства №876
от 21.08.2015.

84

Южная (Сахалинская область)

Постановление Правительства №201
от 17.03.2016.

85

Южная Якутия (Республика Саха - Якутия)

Постановление Правительства №1524
от 28.12.2016.

86

Катайск (Курганская обл.)

Постановление Правительства №119
от 12.02.2019.

87

Ясный (Оренбургская обл.)

Постановление Правительства №120
от 12.02.2019.

88

Белорецк (Башкирия)

Постановление Правительства №121
от 12.02.2019.

89

Костомукша (Карелия)

Постановление Правительства №122
от 12.02.2019.

90

Менделеевск (Татарстан)

Постановление Правительства №123
от 12.02.2019.

91

Володарск (Нижегородская обл.)

Постановление Правительства №124
от 12.02.2019.

92

Глазов (Удмуртия)

Постановление Правительства №125
от 12.02.2019.

93

Чапаевск (Самарская обл.)

Постановление Правительства №126
от 12.02.2019.

94

Благовещенск (Башкирия)

Постановление Правительства №127
от 12.02.2019.

95

Решетиха (Нижегородская обл.)

Постановление Правительства №128
от 12.02.2019.

96

Нефтекамск (Башкирия)

Постановление Правительства №129
от 12.02.2019.

97

Новоуральск (Свердловская обл.)

Постановление Правительства №130
от 12.02.2019.

98

Лесной (Свердловская обл.)

Постановление Правительства №131
от 12.02.2019.

99

Северск (Томская обл.)

Постановление Правительства №132
от 12.02.2019.


Недостатки, критика и подводные камни ТОСЭР

Экономисты, бизнесмены и даже политики часто с большим скепсисом относятся к самой идее создания территорий опережающего социально-экономического развития, считая ее мало перспективной. Результаты опроса предпринимателей, проведенные экспертно-аналитическим центром Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) свидетельствуют, что территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) могут повторить судьбу особых экономических зон (ОЭЗ), которые начали создавать с 2005 года.

Ниже мы привели самые важные из озвученных специалистами проблем. Следует обратить внимание, что часть из них мешает, либо затрудняет реализацию этой государственной программы, другая часть проблем ставит под сомнение основные идеи, заложенные в создание ТОСЭР и, наконец, третья категорически оспаривает правильность выбранных правительством инструментов.

Проблемные моменты и критика ТОСЭР:

  • Льготные условия производства для резидентов ТОСЭР создадут конкурентные преимущества перед предприятиями региона, в том числе градообразующими.

  • Необходимость жесткого контроля со стороны местных органов власти над движением рабочей силы на территориях опережающего развития. Должно быть отдано абсолютное преимущество собственным трудовым ресурсам, но в законе, в тоже время, не указан приоритет местных кадров перед иностранными.

  • Изоляция – закон не стимулирует резидентов ТОСЭР к распространению позитивного социально-экономического эффекта от реализации проекта на остальную территорию региона и фактически способствует изоляции резидентов ТОСЭР от остальных инвесторов.

  • Слишком короткий льготный налоговый период – пониженные ставки применяется во время, по сути, проектно-сметных и строительных работ, а к моменту запуска предприятий льготный период заканчивается.

  • В законе нет четких гарантий социальной ответственности инвесторов.

  • Большая зависимость проектов, планируемых на территориях опережающего развития, от федерального центра, при этом развитие уже работающего местного бизнеса на таких территориях не стимулируется.

  • Усиление экономической зависимости дальневосточных областей и в целом всего региона от сопредельных стран.

  • Проигрышное положение местного бизнеса перед новыми резидентами ТОСЭР – если давать льготы бизнесменам, то всем, а не только резидентам ТОСЭР.

  • Идея ТОСЭРов и ОЭЗ взята из иностранного опыта, в том числе опыта некоторых стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где иные условия – доступ и наличие ресурсов, культурные, ценностные и ментальные ориентиры, учтенные правительствами этих стран, а не простого внедрения чужеродных проектов, как это вновь пытаются сдлать в России. В очередной раз переносить без соответствующей адаптации опыт зарубежных стран на Россию – стратегическая ошибка.

Резюмируя, заметим, что создание территорий опережающего социально-экономического развития в нашей стране актуально и необходимо. Но, при этом, обязательно нужно гораздо более серьезно учитывать местную специфику, специфику отраслей и, конечно, адаптировать закон к потребностям не только крупного бизнеса, но и всего предпринимательства на местах создаваемых территорий.

11.12.2019

544 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 51471 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по вашей теме:


Мгновенный подбор бизнеса