Готовые руководства по открытию любого вида бизнеса

Энциклопедия франчайзинга

Покупка франшизы: советы эксперта

Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться,
Чтобы никогда с пути не сбиться,
Чтобы в нужном месте приземлиться, приводниться,-
Начерти на карте план.

Покупка франшизы: советы эксперта

В.С. Высоцкий

В этой короткой статье по пунктам прописан алгоритм, с помощью которого потенциальный франчайзи сможет более объективно разобраться в достаточно сложном рынке предложений касаемых франшиз для принятия «управленческого» решения… «брать или не брать».

Первый совет

Первый совет звучит довольно просто – не делайте резких движений! Прежде чем что-то приобретать, желательно ознакомиться со всем каталогом франшиз, которые предлагаются к продаже на просторах нашей родины.

Второй совет

Определитесь со сферой деятельности, которая Вам интересна. После этого отберите для себя до десятка потенциальных предложений именно в этой сфере и приступите к переговорам с потенциальными франчайзерами.

Третий совет

Внимательно ознакомьтесь с тем, что они предлагают. Предлагают во всех возможных аспектах: юридических, экономических, консультационных, маркетинговых, финансовых и т.д. Действительно, а что Вам предлагает тот или иной франчайзер? Котэ в мешке? Насколько его предложение адекватно с текущими юридическими, организационными и финансовыми реалиями? Способна ли Ваша организация выполнить все его условия и требования?

Четвертый совет

Обратите внимание на несколько связанных между собой аспектов, а именно:

  1. Ху из ху франчайзер? Что это за организация? Насколько она успешна? Сколько франшиз продано? Кому, в какие регионы? Насколько организации приобретшие франшизы успешны? Каковы финансовые успехи деятельности франчайзера и купивших франшизу и т.д.? Не бойтесь задавать вопросы.

  2. Требования франчайзера к потенциальному франчайзи, а так же к т.н. инфраструктуре «покупаемого (создаваемого) бизнеса»?

  3. Проанализируйте договора-франшизы на наличие в нем т.н. «подводных камней».

  4. Разберитесь, что Вы КОНКРЕТНО ПОКУПАЕТЕ??? Это важно!

  5. И так 10 раз! Вернее, столько раз, сколько потенциальный франчайзеров Вы рассматриваете.

Пятый совет

После того, как Вы получили некое весьма разрозненное, разноплановое, скомканное понимание (или непонимание) по выше обозначенным вопросам (как правило, иначе и не получится) в процессе общения с франчайзерами Вам необходимо:

  1. Оценить рынок, на котором Вы собираетесь работать с позиции «ёмкости рынка» по каждой из детально рассматриваемой Вами франшизе. Очевидно, что открывать, к примеру, автошколу в населенном пункте в 5 000 человек не имеет глубокого смысла, так как клиентов просто не будет.

  2. Сделать финансовые расчеты по предполагаемым бизнесам. Спрогнозировать (исходя из ёмкости рынка) предполагаемую выручку от реализации (доход), рентабельность продаж (рентабельность продаж - это чистая прибыль, деленная на выручку от реализации без ндс и перемноженная на 100) и точку безубыточности. Сравнить полученные результаты с финансовой информацией, которую предоставил франчайзер (если предоставил), и сделать утешительные и неутешительные выводы.

  3. Оценить, хватит ли у Вас сил, средств и других ресурсов, чтобы в течении определенного времени перескочить точку безубыточности и начать получать прибыль?

  4. Оценить полученные финансовые результаты по каждой рассматриваемой франшизе и сравнить эти результаты между собой. В первую очередь, внимание необходимо уделить следующим показателям: инвестиционные затраты, чистая прибыль, срок окупаемости.

Эти показатели, можно даже свести в табличку и нарисовать графики… Выглядеть будет красиво, примерно так (6 франшиз):

Таблица № 1


Наименование франшизы:

Инвестиционные затраты, млн. руб.

Франшиза 1

Открытие "Антикафе"

2,5

Франшиза 2

Открытие кафе "Три кенгуренка"

1,5

Франшиза 3

Открытие кафе "Веселая лошадка"

2,6

Франшиза 4

Открытие кофейни "Зернышко"

4,5

Франшиза 5

Открытие кофейни "Пектусин"

2,6

Франшиза 6

Открытие ресторана "Ацетон"

6,0

Таблица № 1

Основные расчетные показатели:

Таблица № 2


Чистая прибыль в год, млн. руб.

Рентабельность продаж, %

Срок окупаемости, лет

Франшиза 1

0,7

30

3,1

Франшиза 2

0,7

28

2

Франшиза 3

0,5

22

5

Франшиза 4

0,9

45

4,5

Франшиза 5

0,9

40

2,6

Франшиза 6

2,8

50

2

Таблица № 2

Конечно, в идеале, необходимо считать т.н. «Интегральные показатели», о которых речь шла тут и делать определенные выводы, но, увы, наш мир, далек от идеалов... Необходимо понимать, что расчет предполагаемой прибыли и срока окупаемости дает лишь некие ориентиры и не более того.

Согласно табл. № 2 подвести итоги расчета и принять управленческое решение… А принимать управленческое решение – это непростая задача! Ещё древние мудрецы востока писали следующее: 

«Всякий раз, когда стоишь перед выбором, будь внимателен: не выбирай то, что удобно, комфортно, респектабельно, признано обществом, почётно. Выбирай то, что находит отклик в твоём сердце. Выбирай то, что ты хотел бы сделать, невзирая ни на какие последствия»

Ошо

© Аллавердян В.В., ООО "Оценочно-консалтинговая компания "ИКР-Консультант", 2015 г. специально для проекта www.openbusiness.ru

05.08.2015 10:38:00

Выберите подходящий для вас бизнес: