Разница между лицензионным договором и договором франчайзинга

Энциклопедия франчайзинга

Разница между лицензионным договором и договором франчайзинга
Зачастую и франчайзеры, и франчайзи путают договор коммерческой концессии и лицензионный договор. В целом, оба эти договора весьма схожи: и тот, и другой касаются передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и подлежат обязательной регистрации в Роспатенте. Более того, согласно п. 4 ст. 1027 ГК РФ к договору коммерческой концессии применяются правила Гражданского кодекса о лицензионном договоре.

Но между лицензионным договором и договором коммерческой концессии существует и несколько значительных различий. Договор коммерческой концессии заключается для создания новых хозяйственных комплексов, расширения сети рынков сбыта товаров и услуг под маркой правообладателя. В этом заключается его главное отличие от традиционных лицензионных договоров, которые позволяют использовать отдельные объекты интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другому лицу.

Предметом договора франчайзинга является комплекс исключительных прав (ст. 1027 ГК РФ), который включает в себя права на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, товарный знак, а также коммерческую информацию, охватывающую опыт организации соответствующей предпринимательской деятельности (ноу-хау). Коммерческие информация и опыт, предоставляемые пользователю по договору, как правило, предполагают профессиональное обучение персонала, информационную помощь в течение всего периода действия договора по различным вопросам организации хозяйственной деятельности (например, эксплуатация оборудования, ведение учета и отчетности, обслуживание клиентов, технология приготовления фирменных блюд и т. д.). В договоре может быть также предусмотрена передача прав и на иные объекты интеллектуальной собственности (к примеру, промышленный образец). Впрочем, по договору коммерческой концессии могут передаваться не только исключительные права, но и право на использование франчайзи деловой репутации и предпринимательского опыта головной компании. Франшизодатель может ограничивать возможности их использования по территории и по объему применительно к конкретной предпринимательской деятельности (п. 2, ст. 1027 ГК РФ).

Еще одно отличие заключается в том, что лицензионный договор, в целом, имеет более узкую сферу применения и не обязывает участников действовать в рамках одной системы. Договор же франчайзинга изначально предполагает развитие предприятия внутри определенной франчайзинговой системы. Согласно ст. 1027 ГК РФ комплекс исключительных прав передается по договору коммерческой концессии для использования в предпринимательской деятельности. И, следовательно, в качестве его сторон могут выступать лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (п. 3 ст. 1027 ГК РФ). В случае с лицензионным договором такого ограничения нет: он может заключаться между любыми юридическими и физическими лицами. Кроме того, последний может быть как возмездным, так и безвозмездным, что определяется условиями соглашения. А договор коммерческой концессии всегда будет возмездным.

(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Ювелирный магазин по франшизе АДАМАС
Инвестиции от 8 000 000
Срок окупаемости от 18 мес.

Ювелирный магазин по франшизе АДАМАС

Партнерство с одним из самых узнаваемых ювелирных брендов. Товарное наполнение с учетом статистики федеральной сети, 100% возврат неликвида, гарантия фиксированного дохода, выезд start-up команды.

Магазин электроинструмента по франшизе «220 Вольт»
Инвестиции от 1 600 000
Срок окупаемости от 12 мес.

Магазин электроинструмента по франшизе «220 Вольт»

Готовый бизнес на продаже электроинструментов под брендом федеральной сети "220 Вольт". Модель, опробованная в течение 16 лет, опыт открытия более 200 магазинов, поддержка выездной группы, низкие заку...

Франшиза онлайн-подготовки к экзаменам «ЯГЭ» (Я готов к экзамену)
Инвестиции от 550 000
Срок окупаемости от 1 мес.

Франшиза онлайн-подготовки к экзаменам «ЯГЭ» (Я готов к экзамену)

Франшиза онлайн-подготовки к экзаменам «ЯГЭ» - первый сервис, позволяющий решать задания прямо на компьютере/планшете/смартфоне. Качественно меняет подход к сдаче выпускных экзаменов, упрощая процесс.

Производство светящихся отделочных материалов и тротуарной плитки по франшизе "Оскар"
Инвестиции от 60 000
Срок окупаемости от 2 мес.

Производство светящихся отделочных материалов и тротуарной плитки по франшизе "Оскар"

Новые виды отделочных материалов, которые можно производить даже в домашних условиях.  Мы предлагаем производить:  светящуюся брусчатку, плитку для дома, фасадный камень.