Готовые руководства по открытию любого вида бизнеса


Свой бизнес: как открыть кофейню

(ОКВЭД 2) Раздел I: Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
(ОКВЭД 2) 56.10.2 Деятельность по приготовлению и/или продаже пищи, готовой к непосредственному употреблению на месте, с транспортных средств или передвижных лавок

Инвестиции от 1 200 000 руб.

Все материалы по тегу: кофейня


Кофейни являются бизнесом не только успешным, но и обладающим гигантским потенциалом. А порог входа на этот рынок и сейчас остается достаточно низким: в Москве на более 10 млн. жителей работает немногим более 100 кофеен.

Однако, помимо всего этого, кофейни являются бизнесом не только успешным, но и обладающим сегодня гигантским потенциалом развития. Никаких специальных исследований и оценок объема рынка московских кофеен не проводилось, но в прессе проскакивала цифра в 10 миллионов долларов. Кроме того , что порог входа на этот рынок и сейчас остается достаточно низким.

В Москве работает немногим более 100 кофеен. Но их число может запросто удвоиться в любой момент: уже сейчас на рынке действует несколько сетевых операторов, постоянно расширяющих свое присутствие в столице; и еще несколько сетей собираются начать активную экспансию.

Плюсы сетевого формата очевидны: это раскрученный брэнд, единые стандарты обслуживания, близкий ассортимент в каждом заведении сети, возможность снижать издержки за счет оптовых закупок и более простое решение проблемы узнавания марки.

Несмотря на то, что “индивидуалам“ открывать кофейни сложнее и в финансовом, и в организационном смысле, их доля на столичном рынке тоже растет. Здесь тоже есть свои плюсы: любая возможная ошибка в условиях “одиночной“ кофейни может быть эффективно локализована и устранена, тогда как в сетевой структуре с ее сложными коммуникациями у погрешности велики шансы оказаться растиражированной по всему городу и ее устранение может потребовать существенных усилий и вложений.

Центром притяжения кофеен, как сетевых так и одиночных является центр. Но месторасположение в центре не единственная гарантия успеха. Здесь существуют и свои тонкости. Так, выбирая место для кофейни, нужно обращать внимание на наличие перед входом некоторого пространства - площади, широкой пешеходной улицы. На посещаемости плохо сказываются узкие тротуары и поток автомобилей перед самыми окнами, а также невзрачные конструкции из стекла и бетона за окнами.

Основные посетители кофеен в вечернее время - студенты и работающие молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет. Интересно также, что, согласно наблюдениям, 20-30% столиков вечером заняты исключительно женскими компаниями. В дневное время существенную часть посетителей составляют деловые люди- сегодня становится модным проводить деловые встречи в тихих, не шумных кофейнях. Поэтому, собираясь открывать свое заведение в центре Москвы, стоит попытаться расположить его поблизости от ВУЗа, салона красоты или нескольких крупных офисных зданий.

Что касается спальных районов, то никто из кофейных заведений приходить туда пока не решается. Очевидно, что дело не в потенциальном количестве посетителей на квадратный метр - в окраинных новостройках живут миллионы. Интуитивно наличие такого явления понимают многие, но словами описать природу потенциально низкой посещаемости кофеен в спальных районах довольно сложно. Тем не менее, основываясь на таких методах, как наблюдение, анализ вторичной информации, экспертные и выборочные опросы посетителей, аналитики выделяют следующие наиболее часто встречающиеся ассоциации и представления о кофейне: первая группа относится к неуловимой атмосфере, сопровождающей этот тип заведений: “уютно, романтично, тихая музыка, приглушенный свет“, вторая группа - скрытые ассоциации посетителей, лежат в пределах их представлений о культуре кофеен во Франции.

Что касается окраин, то у спальных районов проблем предостаточно. Старые обшарпанные дома, отвратительная работа коммунальных служб, близость антисанитарных рынков и значительно большая, чем в центре, концентрация не всегда трезвых, озлобленных на жизнь и власть персонажей - не самое приятное соседство. Очевидно, логичным ходом будет открывать в таких районах не “кофейни для отдыха“ с креслами и десятками видов тортов, оставив их прерогативой центральных улиц, а другой тип - утилитарные “кофейни для завтрака“, куда заскакивают перед работой или в обеденный перерыв за “эспрессо“ и сэндвичем. Ниша эта в России практически на сто процентов пуста, а затраты на открытие заведений такого рода существенно ниже.

Понятно, что выбор места для кофейни - только первый шаг. Следующий – приобретение оборудования. Лучшими считаются итальянские марки: La Cimbali (в Италии за производительность и надежность эти машины называют “дойными коровами“), Faema, Franke, Rancilio.

Существует возможность выбора между автоматическими, полуавтоматическими машинами для варки кофе и суперавтоматами. Специалисты рекомендуют использовать полуавтоматы - в плане соотношения цена/качество на сегодняшний день это идеальное решение для небольшой кофейни, практически не требующее присмотра бармена за приготовлением кофе. Что же до суперавтоматов, могущих приготовить до 240 чашек кофе в час и цены на которые начинаются с 8 000 долларов, то использование их в небольших кофейнях вряд ли будет оправданным - оборудование будет банально простаивать и окупится нескоро. У суперавтоматов, впрочем, есть бесспорные преимущества - это полный контроль технологического процесса приготовления кофе и автоматический учет расходных материалов и продаж.

При выборе оборудования необходимо учитывать то, сколько чашек можно наполнять напитком одновременно - и емкость бойлера (здесь все просто: чем больше, тем лучше). Уровень цен на каждую из вышеназванных позиций сегодня примерно следующий: полуавтомат с одной группой, способный обслуживать небольшое кафе - 1 500-2 500 долларов; автомат с двумя-тремя группами - 2 500-5 000 долларов. Кофеварка является самым дорогим и важным элементом оборудования, под ее модель подбирается кофемолка (300 - 700 долларов) и обмягчитель воды (около 200 долларов), все остальное - витрина-холодильник и т.п. - суммарно обойдется в 3 000-4 000 долларов. Кстати, при покупке кофеварки следует обращать внимание на предлагаемые продавцом возможности ремонта и сервисного обслуживания - купив дешевую ненадежную кофемашину, можно потратить значительно больше на ее текущий ремонт. Еще примерно 7 000-10 000 долларов уйдет на оборудование кондитерского цеха, однако без него можно обойтись, закупая десерты у сторонних производителей.

Альтернативный вариант приобретение оборудования по системе Trade-In . Такую возможность предлагает компания Ioinia. Согласно этой системы, бывшие в употреблении кофемашины от любого производителя и в любом состоянии с доплатой меняются на новые. Кроме того, оборудование можно взять в аренду, стоит это 50-200 долларов в месяц в зависимости от типа машины. В стоимость аренды включается доставка и установка оборудования, обучение персонала, рекламная поддержка (чашки, блюдца и т.п.) и 20%-ная скидка на кофейные зерна.

Итак, получается, что кофейню сегодня можно открыть с первоначальным уровнем вложений в 30-40 тысяч долларов (не считая аренды помещения), окупятся же вложения, по разным оценкам и в зависимости от различных факторов, через 2-4 месяца.

Далее по плану - закупка кофейных зерен. Их цена зависит от сорта, страны производства и текущей ситуации на рынке, но диапазон российских оптовых цен на килограмм зерен сегодня 15-40 долларов. Средней кофейне в месяц требуется никак не меньше 20-30 кг.

Вернемся ненадолго к сумме первоначальных вложений. По мнению экспертов, в Москве эта сумма составляет минимум 100 000 долларов, причем значительная часть денег потребуется на аренду помещения: 800-3 000 долларов за кв.м в год, в зависимости от места расположения. Если помещение приобретается в собственность, то затраты на недвижимость увеличиваются до 1 000-10 000 долларов за кв.м, опять же, в зависимости от географии. Что касается регионов, то указанную выше сумму стартовых затрат можно делить на два. В регионах все проще- более низкие арендные ставки, очень дешевая мебель и неизбалованный чудовищными столичными зарплатами персонал - кроме того, что немаловажно, практически пустой рынок, где нет пока ни одной сетевой системы кофеен.

Аренда в регионах в среднем составляет 100-400 долларов за кв.м в год, выкупная стоимость - 300-1 000 долларов за кв.м. Ремонт квадратного метра помещения в регионах обойдется примерно в 100 долларов (это с учетом замены электрики, сантехники и т.д.), но если воспользоваться услугами стихийных бригад - выйдет в два-три раза дешевле.

Организуя кофейню на 50-60 посадочных мест, в провинции можно обставить ее за 1 000 долларов (без барной стойки) – если воспользоваться продукцией местных мебельных фабрик. Комплект из чашки с ложкой (понадобится штук 200) приобретается в регионе за 50-80 рублей, сахарница (60-80 штук) - за 50 рублей. На оборудовании, впрочем, сэкономить вряд ли удастся. Ситуация с персоналом в среднем по регионам выглядит следующим образом: повар будет стоить 100-200 долларов в месяц, кондитер - примерно столько же. Зарплата управляющего начинается от 300 долларов, бармена - от 150. 100 долларов - средняя региональная зарплата бариста (бармена, специализирующегося на приготовлении кофе), однако в провинции к услугам последнего пока прибегать не принято. Услуги официанта в тех кофейнях, где они предусмотрены, в регионах оцениваются примерно в 50 долларов в месяц.

Кроме всех указанных затрат, придется помнить еще о нескольких немаловажных вещах. Во-первых, открывая заведение в регионе, почти наверняка придется получать соответствующее разрешение в местной администрации, что выльется в определенную сумму. Во-вторых, кофейня сегодня - новый для регионов жанр, и на его пропаганду и рекламу также могут потребоваться средства.

Окупаемость кофейни в регионах зависит также от многих факторов. Так, в бедных регионах кофейня может не окупиться вообще: чашечка кофе и тортик, “тянущие“ вместе на 5-7 долларов, составляют треть средней местной зарплаты. Снижать же цены опасно - каким бы низким ни был сегодня порог входа на региональный рынок кофеен, работать по году и более в убыток могут позволить себе немногие.

Чтобы нормально функционировать, кофейня должна обслуживать в день порядка 200 человек.

Среднюю сумму на чек в регионах можно оценить на 4 доллара. Итого, примерная выручка в день составит 800 долларов, в месяц - 24 000 долларов. Вычитайте отсюда арендную и заработную плату, налоги и т.п. - на выходе получится примерный прогноз прибыли.

Сейчас время пилотных региональных проектов. Определить, пойдет или нет кофейня -достаточно сложно. Нужно смотреть на текущий уровень развития регионального ресторанного рынка: если он разделен как минимум на три ценовые категории, причем с самой большой по объему - средней, это означает, что существует развитый сегмент достаточно демократичных ресторанов; значит, деньги есть у значительной прослойки общества; значит, начинает появляться средний класс. Все это - верные признаки того, что в регионе пора открывать кофейню.

Можно попытаться оценить регион на предмет привлекательности и другим способом, ориентируясь на качественный стационарный фаст-фуд, в частности, на “Макдоналдс“. Эта сеть очень избирательно подходит к выбору нового региона для организации нового объекта. Если в регионе начали активно оперировать столичные сетевые структуры ресторанов, это можно воспринимать как гудок уходящего поезда: нужно поторопиться , у вас есть шанс на успех. А вот если опоздать - следующая возможность представится нескоро.

По материалам сайта Inrus.com

*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные

Интересные бизнес идеи