Ежемесячно 700 000 предпринимателей России и СНГ выбирают бизнес здесь

Масштабный бизнес: производство алюминиевой банки

Масштабный бизнес: производство алюминиевой банки
 

Алюминиевая банка представляет собой контейнер, изготовленный из алюминия и предназначенный для хранения и транспортировки прохладительных (газированных безалкогольных напитков, чайных напитков, напитков с содержанием сока) и алкогольных напитков. Эта распространенная в наши дни упаковка имеет одно неоспоримое преимущество перед другими – она пригодна для переработки какое угодно количество раз, независимо от того, как долго ее используют. Дополнительный плюс алюминиевой банки – ее небольшой вес, что позволяет значительно сократить стоимость перевозки продуктов в такой упаковке. Например, современные банки для напитков емкостью 0,33 литра весят примерно 25 грамм. При этом толщина их стенки составляет не более 0,08 мм.

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что производство алюминиевых банок получает в последнее время все большее распространение. Упаковка из алюминия оказывается достойной заменой более дорогой в изготовлении жестяной. Стоимость белой жести, из которой раньше делали все банки, увеличивается с каждым годом. Другие же виды жести (например, черная с лаковым покрытием с двух сторон или рулонная хромированная) не обладают коррозионной стойкостью. По этой причине жестяную тару практически не используют для пищевых продуктов. Как правило, она применяется для расфасовки нейтральных материалов, а для укупорки пищевых продуктов производители отдают предпочтение алюминиевой таре.

Алюминий обладает хорошими антикоррозионными свойствами. Кроме того, с использованием современного оборудования с высокой производительностью себестоимость производства алюминиевой банки значительно снижается. Алюминий отличается хорошими физико-механическими свойствами (текучесть, мягкость и т. д.), поэтому из него можно изготавливаться изделия разнообразных размеров, форм и объемов. Например, из алюминия производятся тубы сложной формы из тонкого алюминиевого листа, штампованные алюминиевые крышки, алюминиевые банки различных форм и размеров, большие емкости и т. д. Для изготовления упаковки для пищевых продуктов используются специальные алюминиевые сплавы, которые имеют определенные показатели деформируемости. Эти показатели свидетельствуют о том, что материал может принимать какую угодно форму (даже самую сложную) без разрушения. К таковым сплавам относятся: отожженный дюралюмин (АДО), дважды отожженный дюралюмин (АДОО), сплав алюминия с магнием (АМг2), сплав алюминия с марганцем (АМц). В качестве уплотняющего материала для герметизации соединений и шва между корпусом банки, донышком и крышкой используется специальная тонкая, но прочная пленка.

В ассортимент компаний, которые занимаются производством алюминиевой упаковки, как правило, входят банки объемом 250, 330, 440 и 500 мл с крышками различных видов – SOT 200, 202 и 206, а также RPT 200 и 206. Они используются для розлива пива, соков, минеральной воды, газированных напитков. Корпус алюминиевой тары можно покрывать матовыми, термочувствительными и флуоресцентными лаками, а также лаками с различными фактурными эффектами, которые значительно повышают привлекательность товара в такой упаковке на полках в магазине. Также многие производители алюминиевой упаковки предлагают клиентам возможность изготовления эксклюзивной тары с использованием печати внутри корпуса банки, тиснения элементов корпуса банки или ее крышки, выполнения лазерной печатки на ключиках-открывашках, тиснения и выполнения нарезки внутри ключика.

Как же выглядит процесс производства алюминиевой банки? Сначала алюминиевые листы в рулонах привозятся на завод. Затем алюминиевый лист разматывается и направляется под пресс, при помощи которого в нем выбиваются кружочки. Эти кружочки и являются заготовками для производства алюминиевых банок. Штамповочный пресс одновременно выполняет сразу две операции. Сначала он выбивает из листа металла диск диаметром около 14 сантиметров, а потом загибает их в виде чаши. Заготовки отправляются в другой автомат, который делает корпуса для банок, растягивая кусочки алюминия под высоким давлением.

Алюминий – прочный металл, но и он при повышенных механических нагрузках может деформироваться. Чтобы этого не произошло, в автомате используется специальная смазка, предохраняющая алюминий от разрывов при натяжении. Кроме того, смазка выступает в роли охладителя (при растяжении алюминий, как и многие другие металлы, сильно нагревается). Корпуса будущих банок формируются, а их края очищаются и выравниваются. Банки переворачиваются вверх донышком и в таком положении подаются в моечные машины. Мойка разбивается на целых шесть операций. Первые две заключаются в мытье заготовок соляной кислотой, нагретой до 60 градусов Цельсия, а последние четыре – поэтапное мытье банок деионизированной водой (это нейтральная вода с нулевым водородным показателем), которая также нагревается до температуры 60 градусов. После мойки баночки направляются на сушку. Этот этап проходит при участии сушильного автомата. Кислота удаляет с поверхности алюминия тонкий слой металла, что придает банкам характерный блеск. После сушки при помощи валика донышко банок покрывается тонким слоем лака, который облегчает скольжение банки по конвейеру (при розливе напитков в тару) и в торговых автоматах, через которые продается готовая баночная продукция. Надписи и рисунки на банки наносятся при помощи ротационной печатной машины, которая позволяет наносить по очереди до пяти различных цветов.

Производительность этого оборудования составляет около 1500 баночек в минуту. Чтобы закрепить слой краски на алюминии, поверх него наносится защитный лак. После нанесения краски банки снова переправляются в сушильную камеру, где краска тут же высыхает, а лак отвердевает. Затем заготовки снова лакируются, но на этот раз – с внутренней стороны. Для этого используется безопасный лак на водной основе. Он образует защитную пленку, предохраняя содержимое банки от непосредственного контакта с алюминием. Иначе напиток может приобрести неприятный металлический привкус, а алюминий может подвергнуться коррозии под действием агрессивных веществ, входящих в состав кислых газированных напитков.

Наконец, на предпоследнем автомате формируется горловина банки шириной в пять сантиметров. Это достаточно сложный процесс, так как алюминий по тонкости может сравниться с бумагой. Чтобы при формировании горлышка он не порвался, вся операция подразделяется на 11 этапов. После того, как горлышко будет готово, специальная машина образует изогнутый верхний край банки, к которому чуть позже прикрепляется крышка с язычком для открывания. Сами крышки производятся отдельно от банок, и поставляются в таком виде на производство напитков. Уже после наполнения банки крышка надежно заваривается на горлышке.

Готовые банки оцениваются по качеству. На крупных производствах для этого используется целая видеосистема, при помощи которой фотографируется внутренняя часть банки. Упаковка с любыми дефектами (вмятинами, трещинами, посторонними вкраплениями, краской с внутренней стороны и т. д.) направляется на вторичную переработку.

Производство упаковки из алюминия требует значительных инвестиций. Так, например, сметная стоимость предприятия по производству алюминиевой банки проектной мощности до 800 миллионов банок объемом 0,3 и 0,5 литра в год составит около $75 млн.

Неудивительно, что в нашей стране баночные заводы можно пересчитать по пальцам. Можно выделить три самых крупных предприятия – завод Rexam (Московская область), принадлежащий британской компании, и два предприятия «Ростара» (Московская и Ленинградская области). Причем все они появились в нашей стране лишь в 1998 году. Ранее алюминиевые банки в России, вообще, не производились.

Мощность общего мирового производства банок из алюминия составляет свыше 250 млрд. изделий. Причем в этом списке лидирует США с долей 40 % от общего объема производства. После Америки идут Япония, Бразилия и Китай. Самый высокий уровень потребления напитков в банках приходится, как и следовало ожидать, на Америку (по разным данным примерно 50 % - напитки и 60 % - пиво). Самым перспективным и динамично-развивающимся считается рынок Восточной Европе, где доля алюминиевой пивной тары емкостью 0,5 литра увеличилась на 50 % по отношению к стеклянной таре за несколько лет. В нашей стране сегмент рынка по производству алюминиевых банок отличается самой высокой динамикой на рынке упаковки. За последние годы он вырос до 4,5 млрд. банок в год (против 300 млн. банок в 1999 году).

Конечно, без сложностей и в этой отрасли не обойтись. Одна из главных проблем производителей алюминиевой тары – изменение цен на алюминий. Объемы его потребления во всем мире стремительно увеличиваются с каждым годом. Так, например, в 2010 году рост составил около 13 %, в 2011 году – около 10 %, а в 2012 году – примерно 7 %. Производители рассчитывают, что к 2020 году потребление алюминия удвоится по сравнению с показателями 2010 года. Правда, основные их надежды возлагаются на Китай, рынок которого развивается еще более стремительно. Вторая проблема – рост потребления и удорожание электроэнергии.

Производители алюминиевой упаковки отмечают следующие направления развития своего бизнеса: расширение количества банок по емкости и размеру (в качестве такого приводится в пример сегмент так называемых «слим-банок» объемом 0,25 л), а также разработка новой, более удобной и привлекательной конструкции алюминиевой банки. Дизайн упаковки напрямую влияет на продажи, поэтому этот фактор может стать одним из главных. А увеличение или уменьшение размера банки помогает производителям напитков выделять свою продукцию среди прочих на полке и привлечь внимание потребителей к своему товару.

К факторам, которые способствуют развитию баночной промышленности в нашей стране, относят более простую с технологической точки зрения переработку вторичного сырья (хотя бы по сравнению со стеклянной тарой). В нашей стране уже есть несколько компаний, которые занимаются сбором и переработкой использованных алюминиевых банок, и в ближайшие годы их количество будет только расти, если не будет найдена достойная альтернатива алюминиевой упаковке. Кроме того, в России особенно высоким спросом пользуются слабоалкогольные напитки (доля их продаж оказывается выше безалкогольных газированных напитков).

Сысоева Лилия
(с) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств

Мгновенный подбор бизнеса

Эксперты портала openbusiness.ru

Татьяна Никитина
Татьяна Никитина

Основатель портала openbusiness.ru. Предприниматель. Бизнес-тренер

Буду рада видеть вас в числе моих друзей

Моя компания - моя крепость

Половину преступлений на предприятии можно предотвратить, скорректировав дизайн пространства. В этой статье рассмотрим, как организовать безопасность на прилегающей территории, в здании и в кабинете.

Экология офиса или работа, которая нас убивает

Офисную работу принято считать одной из самых безопасных, но это далеко не так. В этой статье мы поговорим о безопасности офисной среды и источниках заболеваний, которые находятся в офисе.

10 главных способов произвести впечатление на инвестора

Продолжаем публикацию переводов статей известных западных бизнес-консультантов. На этот раз представляем вашему вниманию перевод статьи Гая Кавасаки «Вперед за золотом».

Все статьи эксперта
Валерий Аллавердян
Валерий Аллавердян

Ведущий эксперт портала openbusiness.ru. Инвестиционный консультант. Бизнес-аналитик

Получить консультацию


Маркетинговая разведка

Инсайдерская и текущая коммерческая информация о конкуренте или её нехватка иногда может привести к серьезным проблемам или, наоборот, к весомым успехам в бизнесе. В этой статье поговорим о разведке.

Как анализировать конкурентоспособность предприятий

Конкуренция и конкурентоспособность - что означают эти термины? По каким показателям можно судить о том, что одна из компанией более конкурентоспособна нежели другая? Ответим на эти вопросы.

Несколько слов о рентабельности…

Рентабельность в бизнес-планировании - штука очень мифологизированная, и далеко не все понимают, что же это такое, зачем она нужна и что показывает. Попробую донести простыми словами.

Все статьи эксперта
Что интересует предпринимателей России?

Бизнес-планы и руководства (openbusiness.ru)

за сегодня 6 316 просмотров

за 30 дней 1 379 823 просмотров

за 365 дней 17 001 384 просмотров

Необычные идеи бизнеса (1000ideas.ru)

за сегодня 984 просмотров

за 30 дней 203 090 просмотров

за 365 дней 3 245 725 просмотров

Нам доверяет
7 673 276
предпринимателей страны*

по данным Google Analytics за последние 365 дней

Максимальный эффект от рекламы на openbusiness.ru