Готовые руководства по открытию любого вида бизнеса

Свой бизнес: производство носков

(ОКВЭД 2) Раздел C: Обрабатывающие производства
(ОКВЭД 2) 14.31 Производство вязаных и трикотажных чулочно-носочных изделий

Инвестиции от 6 000 000 руб.

Все материалы по тегу: носочно-чулочный бизнес
Свой бизнес: производство носков

Если вы подыскиваете идею для собственного прибыльного бизнеса, не требующего при этом больших вложений, обратите внимание на производство… носков. На первый взгляд, это такая мелочь, на которой невозможно хорошо заработать. Однако даже без этой мелочи современному человеку не обойтись.

Носки, колготки и другие чулочно-носочные изделия всегда пользовались повышенным спросом среди российских потребителей. В советские времена наша страна даже занимала одно из первых мест в мире по объемам потребления чулочно-носочных изделий на душу населения. На протяжении последних нескольких лет спрос на эти товары продолжает расти. Правда, на отечественном рынке преобладает продукция китайских производителей.

По разным оценкам доля импортных товаров в чулочно-носочном сегменте составляет в среднем около 70 %. Однако постепенно этот рынок начинает интересовать и российские компании. Такой интерес обусловлен высокой рентабельностью носочного производства, которая может достигать 100 %. Стоит заметить, что в чулочном сегменте этот показатель несколько ниже.

Главная проблема, которую пытаются решить российские предприятия, выпускающие чулочно-носочные изделия, связана с оборудованием. На многих фабриках используются давно устаревшие и изношенные машины, сохранившиеся еще с советских времен. При помощи такого оборудования можно выпускать лишь низкокачественную продукцию. Более дальновидные компании стараются постоянно обновлять свои машины. Кроме того, увеличивается количество мелких производств, которые имеют небольшой парк современного оборудования и могут выпускать ограниченный ассортимент чулочно-носочной продукции (например, только носки).

Всю продукцию, которая представлена на отечественном рынке в наши дни, можно разделить на три отдельные группы, в зависимости от ценовой категории и качества. Самая дорогая продукция, отличающаяся высоким качеством, занимает наименьшую долю в этом сегменте. Она производится, в основном, на немногочисленных крупных фабриках и небольших частных предприятиях на современном оборудовании и из импортного сырья. Однако большая часть дорогих носков, колготок и чулок ввозится в Россию из других стран – Польши, Германии, Турции, Франции, Англии, Италии, Египта и Китая. Доля импорта в этом сегменте самая существенная – 90 %.

Ко второй группе специалисты относят изделия зарубежного или российского производства среднего качества, изготавливаемые из импортного или отечественного сырья. Доля импортной продукции в этом сегменте меньше и составляет не более 37 %. Основная часть носков и колготок средней ценовой категории завозится из Чехии, Венгрии, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Турции. Самые дешевые носки изготавливаются на устаревшем оборудовании из низкокачественного сырья. Причем производят их как большие фабрики, так и частные (зачастую нелегальные или полулегальные) частные предприятия на юге России. Дешевые носки завозятся также из Турции, Вьетнама, Китая, Туркмении, Таджикистана и Узбекистана. Доля импорта составляет в этой категории около 30 %.

Как правило, новые компании, которые только выходят на рынок чулочно-носочных изделий, стараются сразу же производить максимально широкий ассортимент такой продукции. Это вполне понятно, ведь чем больше ассортимент, тем выше прибыль и тем скорее вы сможете окупить свои вложения. Однако вам потребуется и больше средств на закупку оборудования и аренду помещения, нежели при выборе одного направления для работы хотя бы на первом этапе.

Российские банки крайне неохотно дают кредиты на открытие производства чулочно-носочных изделий, объясняя это тем, российский рынок этой продукции уже давно перенасыщен. Однако эксперты и сами предприниматели считают, что это верно лишь отчасти и касается, в первую очередь, самой дешевой низкокачественной носочной продукции. А вот в сегменте недорогих, но качественных изделий, наоборот, наблюдается дефицит. Доказательством успешности этого направления является тот факт, что ранее производители активно открывали собственные фирменные магазины, а теперь торговые компании, которые занимались оптовыми продажами чулочно-носочных изделий, активно интересуются их производством.

Несмотря на казалось бы однообразный ассортимент, носки бывают нескольких видов. Они различаются в зависимости от способа изготовления (трикотажные и вязаные), в зависимости от материала (натуральные растительные волокна, животные волокна, синтетические волокна, комбинированные ткани), в зависимости от вида используемого станка (круглочулочные станки, плоскочулочные машины, плоские фанговые станки). К натуральным тканям растительного происхождения относят лен и хлопок, к животным волокнам – шерсть и шелк, к синтетическим – нейлон, спандекс, полиэстер, эластик и т. д. Комбинированные материалы, соответственно, сочетают в себе волокна натурального и искусственного происхождения.

По ассортименту, оптимальному сочетанию цены и качества, а также востребованности на первом месте стоят мужские трикотажные хлопчатобумажные носки темных цветов размеров от 25 до 31 (размер определяется длиной ступни в сантиметрах). Темный (обычно черный) цвет универсален и подходит практически под любую мужскую обувь и одежду. Хлопок впитывает влагу и позволяет коже дышать. Этот материал неприхотлив в уходе, такие носки легко стираются и высушиваются в стиральной машине. При этом мерсеризованный хлопок предпочтительнее обычного хлопка, так как этот материал тоньше и имеет небольшой блеск, как у шелка. Носки из мерсеризованного хлопка подходят для летнего сезона. Зачастую в хлопок добавляют вискозу, которая еще лучше поглощает избыток влаги и дарит коже ощущение прохлады в жаркое время года. Кроме того, вискоза легко окрашивается и хорошо сохраняет свой цвет, поэтому она используется при производстве цветных мужских носков, которые особенно часто подвергаются стирке.

Технология производства носков довольно простая и состоит из нескольких основных этапов: изготовление основы или заготовки носка, зашивка мыска, формовка носка, нанесение маркировки и вспомогательных элементов, упаковка готовой продукции. Без специального оборудования здесь не обойтись. Основа носка изготавливается на носочном вязальном автомате. Это оборудование различается по типу применяемого сырья, диаметру цилиндров и по классу вязки. Автоматы бывают одно- или двухцилиндровыми. В зависимости от количества игл в обойме можно регулировать плотность вязки трикотажного полотна, а толщина игл определяется плотность заготовки. Чем тоньше используемые иглы, тем плотнее будет изделие.

Размер носка зависит напрямую от диаметра рабочего цилиндра. Для производства мужских носков применяются станки с цилиндрами диаметром 3,5 дюйма, 3,75 дюйма, 4 дюйма. Сначала на шпулярник устанавливается пряжа, нити которой заправляются в нитеводители. Таким образом изготавливаются носки без мыска. Машина начинает вязать сначала эластичные манжеты, потом паголенок, пятку со стопой и мысок без зашивки. По завершению работы нити пряжи обрезаются при помощи автоматизированного оборудование, и заготовка будущего носка подается через вакуумный отборник в специальную корзину-накопитель.

На втором этапе производственного процесса применяются полуавтоматические кеттельные машины, на вход которых операторы закладывают заготовку. Все остальное осуществляется уже автоматически, без помощи человека. Впрочем, иногда для зашивки мыска на заготовке используется и ручная кеттельная машина. После зашивки носок снова поступает в корзину-накопитель.

Формование носков осуществляется путем прессования и последующего отпаривания основы на отдельном оборудовании. На полуавтоматических прессовых станках с возможностью влажностной и термической обработки осуществляется формовка, прессование, сушка носков. Причем для управления и обслуживания этого оборудования достаточно одного человека.

Готовое изделие может маркироваться различными способами, например, в виде наклейки ярлыков на сшитой между собой носочной паре или путем персональной парной пришивки. Оборудование, используемое для маркировки в первом и втором случае, различается. На последнем этапе изделие упаковывается по паре или по несколько пар в пакете. Иногда на упаковку наносится логотип. Недорогие носочные изделия могут, вообще, не упаковываться. В качестве сырья для производства носков используется 100 % хлопчатобумажная пряжа черного цвета и оплетенная латексная нить.

Для изготовления носков можно использовать отечественное оборудование (его производит одно предприятие, расположенное в Туле). Стоимость такого автомата составляет от 100 до 450 тысяч рублей. Кроме того, можно купить отечественный автомат, бывший в употреблении, который обойдется в несколько сотен долларов. Минимальный комплект нового оборудования, включающий в себя хотя бы пять чулочно-носочных автоматов, машину для зашивки мыска и формовочную машину, стоит больше полумиллиона рублей.

Впрочем, как утверждают опытные предприниматели, отечественное оборудование – не лучший выбор, если вы хотите производить продукцию высокого качества и с перспективой дальнейшего расширения ассортимента. Ведь даже если вы начинаете с производства одних лишь носков, после выхода на уровень самоокупаемости вы все равно задумаетесь о дальнейшем развитии своего предприятия. Еще один недостаток машин российского производства – их низкая надежность.

Учитывайте, что чулочно-носочные автоматы работают, как правило, круглосуточно, и не каждое оборудование выдержит такую нагрузку. Это же нужно принимать во внимание при выборе подержанных машин. Желательно перед покупкой проконсультироваться со специалистом, иначе из-за долгих простоев производства по причине оборудования, которое постоянно выходит из строя, вы понесете больше убытков, чем сэкономите при его покупке. Оборудование итальянского производства, которое отличается намного более высоким качеством и надежностью, обойдется в круглую сумму – от 150 тыс. евро. Однако оно имеет более высокую производительность и позволит выпускать до 50 тысяч пар носков в месяц.

Итальянское оборудование можно также приобрести в состоянии б/у. Такой вариант будет стоить раза в два дешевле нового. Риски в этом случае будут ниже, нежели при покупке отечественных машин, так как срок службы итальянских автоматов составляет около тридцати лет. Неплохое оборудование производится в Чехии. По качеству оно вполне сопоставимо с итальянским (но и по цене тоже не сильно ему уступает). Корейские и китайские автоматы стоят значительно дешевле, но менее надежны, нежели их европейские аналоги.

Для организации крупного производства потребуется не менее двадцати чулочно-носочных автоматов и сопутствующее оборудование. Прибавьте к этому стоимость сырья для производства носков, заработную плату обслуживающего персонала, стоимость аренды и коммунальные расходы. Объемы такого производства составляют около 2,5 миллионов пар в год. Отпускная цена зависит от используемого сырья и может составлять от 15 рублей (как правило, в этом случае используется самая дешевая узбекская пряжа) до нескольких десятков рублей. Чем дороже продукция, тем выше рентабельность. Это связано с тем, что дорогие носки реализуются через магазины (в этом случае рентабельность может достигать 100 %), а дешевая – через рынки (и тогда рентабельность не превышает 30 %). С другой стороны, в последнем случае оборачиваемость средств будет на порядок выше, что немаловажно для молодой производственной компании, которая еще не вышла на уровень самоокупаемости.

При грамотном подходе, как утверждают специалисты, расчетная полная окупаемость проекта мощностью до 650 тысяч пар носков в месяц достигает 1,5-2лет. При больших объемах производства сроки практически не меняются, но потребуется больше оборотных средств.

По мнению аналитиков, производство носков более привлекательное направление по сравнению с иным трикотажным или швейным производством, имеющее большие преимущества. Одним из главных плюсов является продолжительность технологического цикла, которая в случае с носочным производством будет намного короче. На изготовление одного носка уходит всего лишь пять минут!

Кроме того, на носочном производстве не требуется большое количество персонала. Один человек может обслуживать десять и более вязальных автоматов, производительность которых достигает одного миллиона изделий в год. Оборудование достаточно компактное, для его размещения достаточно площади от 50 до 100 кв. метров.

Для изготовления носков используется уже готовая цветная пряжа, которая не требует предварительного крашения и, соответственно, избавляет производителя от головной боли по поводу соблюдения экологических норм. Еще одно большое преимущество связано с тем, что дизайн мужских носков остается практически неизменным. Если у вас нет средств или желания разрабатывать дизайны для детских и женских моделей, можно остановиться на всегда востребованной классике. Впрочем, забавные яркие носки будут пользоваться не меньшим спросом, а стоимость услуг художника-дизайнера можно заложить в себестоимость изделия. Даже с учетом более высоких цен креативные носки не теряют своей популярности.

Главное преимущество открытия носочного производства в нашей стране заключается в близости к потребителям. Вы сможете оперативно реагировать на изменения спроса, отслеживать основные тенденции на рынке, учитывать пожелания своих покупателей.

Основные риски такого бизнеса связаны с повышением цен на сырье и материалы, с недостаточным спросом (из-за обилия китайской дешевой продукции на рынке), с нестабильным качеством сырья. С рисками первого и последнего вида можно бороться путем расширения количества поставщиков и тщательным выбором каждого из них. Для того чтобы ваша продукция оказалось конкурентоспособной, придется вложиться в ее рекламу. Разработайте систему скидок для своих оптовых покупателей и программы лояльности, которые действуют в сегменте B2B не менее эффективно (хотя об этом забывают многие российские производственные компании). Делайте ставку на высокий уровень качества своей продукции, на привлекательность внешнего вида своих изделий, на качество и привлекательность упаковки. Последнее нередко упускается из виду отечественными производителями чулочно-носочной продукции. Однако не стоит забывать, что основные покупатели таких изделий – это женщины. Они приобретают носки для себя, для своих детей и мужей. Известно, что покупательницы, в первую очередь, обращают внимание на оригинальный дизайн и художественное оформление не только самих носков, но даже их упаковки и этикеток.

Многие отечественные производители считают, что вкладывать деньги в разработку этикеток и упаковки, которые сразу же после распаковки отправятся в мусорную корзину, - это непозволительное расточительство. Но как показывают многочисленные исследования маркетологов, прежде всего именно на упаковку обращают свое внимание покупатели. Благодаря ее удачному оформлению они выделяют продукцию определенного производителя среди конкурентов и запоминают ее. При использовании ярких этикеток и запоминающегося логотипа вероятность того, что именно ваши изделия покупатель выберет и в следующий раз повышается до 75 %.

Лилия Сысоева  
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Выберите подходящий для вас бизнес: