Готовые руководства по открытию любого вида бизнеса


Мобильный планетарий: образование, развлечение и бизнес

(ОКВЭД 2) Раздел J: Деятельность в области информации и связи
(ОКВЭД 2) 59.14 Деятельность в области демонстрации кинофильмов

Инвестиции от 300 000 руб.

Все материалы по тегу: планетарий

МОБИЛЬНЫЙ ПЛАНЕТАРИЙ: ОБРАЗОВАНИЕ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ И БИЗНЕС

Родина планетариев – Германия. Первый в мире планетарий был построен в Мюнхене в 1925 годку, а в нашей стране первый планетарий открылся в 1929 году. С тех пор в мире появились тысячи мест популяризации астрономической науки, где миллионам детей и взрослых раскрывают тайны вселенной.

До недавнего времени под планетариями понимали синтезированную систему, состоящую из оптико-механического прибора «Планетарий» и цифрового проекционного устройства. Планетарии, как правило, занимали отдельное здание и существовали далеко не во всех городах России. По данным Ассоциации планетариев России на территории РФ функционируют 39 стационарных планетариев, распределены они неравномерно: на Урале, например, работает только один, а на Дальнем востоке не осталось ни одного.

В последнее время появились цифровые планетарии, которые возможно перемещать с места на место. Оборудование таких планетариев состоит из купола и системы проекторов. Они стали популярны благодаря дешевизне оборудования и удобству эксплуатации.

Что же собой представляет мобильный планетарий?

Тканевой надувной купол с застежкой «молния», тубусом системы подачи воздуха, диффузом распределения воздушного потока, светоизолирующим каналом выпуска с регулировкой выходной скважности; нагнетатель воздуха с обратным клапаном; регулятор скорости работы вентилятора; ремонтный набор, упаковочная сумка; а также проектор и плеер (Full HD), колонки, усилитель, купольное зеркало.

Вместимость купола может быть от 10-12 до 40 человек. Купол размером 4 на 2,7 метра предназначен для минимального количества зрителей, купол 5 на 3,3 метра (базовая модель) вмещает от 18 до 22 человек, купол 6 на 3,7 метра – до 30 зрителей, и купол 7 на 4,4 – до 38 человек. Вес купола колеблется от 20 до 40 килограмм. Все оборудование элементарно помещается в легковую машину. Стоимость полного комплекта оборудования составляет от 150 до 250 тысяч рублей.

К планетарию прилагается несколько Full HD программ. Фильмы посвящены рождению Солнечной системы, путешествиям среди звезд, астрономическим открытиям, основным созвездиям и т.д. Есть образовательные фильмы о подводном мире, явлениях природы. Они позволяют привлечь не только зрителей, интересующихся астрономией. Продолжительность сеанса составляет от 25 до 40 минут. Одни фильмы рассчитаны на дошкольников, другие на старшеклассников и взрослых. Лицензия на коммерческий прокат может быть на 1 год, 2 года, 5 лет и бессрочной. Средняя стоимость программы с бессрочной лицензией около 25 тысяч рублей. Приобрести медиа-контент можно у компаний, продающих оборудование для мобильных планетариев. Если вы работаете в регионах, возможна пересылка почтой.

Для кого работает планетарий? Прежде всего, для детей. В редких школах сейчас преподают астрономию, так что узнать о мире звезд ребенок может только из книг или образовательных передач. Тут планетарий весьма кстати. Отправиться в выходной день с ребенком в путешествие по Млечному пути согласятся и взрослые, но основную прибыль планетарии получают не от семейных визитов, а от сотрудничества со школами и детскими садами. Средняя комплектация класса составляет 25 человек. Билет в планетарий стоит 100 рублей. Пусть придет не весь класс, а 15-20 человек, за часовой сеанс получится от 1500 до 2000 рублей.

Для демонстрации фильма ведущий не нужен, то есть нанимать человека, умеющего рассказать о звездах, необязательно. Но поскольку продолжительность фильмов невелика, мало кто согласится платить деньги за 25-минутный сеанс. Поэтому составляется несколько небольших увлекательных лекций для разных возрастов. С детьми младшего возраста лектор ведет беседу в игровой форме, старшим предлагает сведения научно-популярного характера. Под содержание материала подбираются иллюстрации. После лекции следует просмотр фильма. Если лектор не умеет интересно излагать материал, детям быстро станет скучно, они перестанут слушать, и даже интереснейший фильм не изменит ситуацию, а другим классам расскажут, что делать в вашем планетарии нечего. Потому, решив удлинить сеанс, ответственно отнеситесь к выбору ведущего, если сами не можете выступить в этой роли. Иногда вместо вводного рассказа проводят викторину после фильма. Самым внимательным зрителям можно раздать символические призы.

Мобильный планетарий устанавливается в спортзале или вестибюле школы или детского сада, или же вы арендуете помещение, например, в городском музее (у них, как правило, есть залы для выставок). Вам может показаться, что работать на территории школы выгоднее, потому что нет арендной платы. Не заблуждайтесь. Чтобы вас хорошо приняла школьная администрация, и классные руководители организовали посещение как можно большего количества детей, придется предложить школе процент от выручки. Постарайтесь наладить отношения с заместителем директора по воспитательной работе, это как раз тот человек, который может помочь вам получить максимальную прибыль. Школе достается 10-20 процентов с каждого ученика, некоторые предприниматели соглашаются на 1500 тысячи с сеанса, а остальное берет школа, тут уж как решите.

Учителям удобнее привести детей в планетарий на своей территории, потому что вывоз класса часто бывает непростой задачей: использовать общественный транспорт сложно, а нанимать автобус дорого. Да и дети в пути часто шалят.

Выручка зависит от количества показов. В день обычно получается от 3 до 5 сеансов, то есть в среднем 6000 рублей. В одну и ту же школу можно смело приезжать раз в год, сменив репертуар фильмов. Если работать в одиночку, то при вложении 200 тысяч рублей бизнес окупится за 2 месяца.

Планетарий удобен тем, что его легко вывезти в соседний город или не избалованную зрелищами сельскую школу. «Гастроли» требуют дополнительных расходов на бензин, а иногда и на ночлег, но всегда окупаются. Можно заработать, показывая фильмы в период народных гуляний на государственные праздники, день города и т.д. Большой успех планетарии имеют в летних загородных лагерях.

Хорошая реклама - залог успеха этого бизнеса. Если вы работаете в одном городе и арендуете постоянное место, имеет смысл создать свой сайт, разместить яркий баннер, рассылать приглашения по электронной и обычной почте школам и детским садам. Если вы приехали в чужой город, используйте радио, телевидение, местные газеты, Интернет-форумы, городские сообщества в социальных сетях, расклейте афиши возле образовательных учреждений или мест семейного отдыха. Перемещаетесь от школы к школе – вам нужно заинтересовать школьную администрацию, причем способ для этого существует один, но знать о нем должны только вы и заинтересованное лицо, потому что от оглашения этого способа пострадает как администрация школы, так и дальнейшая судьба вашего бизнеса.

В Интернете встречаются объявления о продаже действующих мобильных планетариев. Покупателям предлагается полный комплект оборудования, большой репертуар образовательных фильмов, наработанная клиентская база и собственный сайт. Средняя цена такого предложения 200 тысяч рублей.

Для открытия мобильного планетария вам достаточно зарегистрировать ИП, выбрав код ОКВЭД 92.51, «Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа», раздел «О предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», куда входит деятельность планетариев, предоставляющих услуги широкой публике или отдельным категориям пользователей.

Наталья Меркулова
(c) www.openbusiness.ru

Интересные бизнес идеи