Готовые руководства по открытию любого вида бизнеса


Нескучный бизнес: организация и проведение живых квестов

(ОКВЭД 2) Раздел R: Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
(ОКВЭД 2) 93.19 Деятельность в области спорта прочая

Инвестиции от 60 000 руб.

Все материалы по тегу: квест
Нескучный бизнес: организация и проведение «живых квестов»

Индустрия развлечений не стоит на месте. Привычные виды отдыха – от ужина в ресторане и верховой езды до прогулок в парк развлечений и боулинга – быстро надоедают взыскательной публике. Поэтому компаниям, которые занимаются организацией отдыха, приходится придумывать все новые и новые способы «убить время» в большой компании. Одним из таких направлений, которые набирают популярность стремительными темпами (правда, пока лишь в крупных городах), относятся так называемые «живые квесты». Живые квесты – это сюжетные ролевые игры, которые проводятся, как правило, в кафе. Изначально идея такого увлекательного времяпрепровождения появилась на Западе, где подобные игры называются Murder Mystery Games и носят, в основном, детективный характер. В нашей стране распространение живых квестов началось с культурной столицы – Санкт-Петербурга.

Идею быстро подхватили и в других крупных городах, включая Москву, Киев, Ростов-на-Дону… Впрочем, заниматься организацией и проведением живых квестов можно где угодно. Для этого не требуется больших вложений, особого опыта и умений. Конечно, в идеале человек, который занимается организацией таких развлечений, должен иметь определенный опыт работы в ивент-компаниях (тренинговых центрах), уметь общаться с людьми и иметь хотя бы базовые навыки ведущего различных мероприятий (аниматора).

Хотя слово «квесты» обычно упоминается в отношении компьютерных игр, живые квесты проводятся оффлайн – в компании знакомых или незнакомых между собой людей. В качестве места проведения чаще всего используются кафетерии или антикафе. Играть можно и на природе, если позволяют погодные условия. Главное требование – наличие достаточного свободного пространства (так как участники игры будут постоянно ходить по помещению, а не сидеть на одном месте за столом), свободного времени (хотя бы 2,5-3 часа), соответствующего настроя и желания использовать логику и интуицию для разгадывания зловещей тайны. Каждая игра основывается на одной истории по выбранному сюжету. Как правило, у организатора таких мероприятий есть в запасе несколько видов сюжетов, в зависимости от возраста и интересов аудитории. Например, это может быть классический детектив, вестерн, шпионский триллер, мистическая и пиратская история. Наибольшей популярностью пользуются детективные сюжеты, когда участники действия должны распутать дело и найти убийцу. Все сюжеты квестов одинаково интересны, запутаны, а развязка непредсказуема в каждом конкретном случае, так как ход сюжетной линии определяют сами игроки. На каждый сюжет разрабатываются отдельные сценарии по тому же принципу, что и сценарии для фильмов или спектаклей.

В крупных городах, где проведение живых квестов поставлено на поток, над составлением очередного сценария работает целая команда специалистов, которая включает в себя профессиональных режиссеров, сценаристов, редакторов, верстальщиков и т. д.

Независимо от контекста, к сценарию каждого квеста предъявляются особые требования:

  • он должен основываться на какой-либо тайне или загадке, которую участники квеста должны в процессе игры раскрыть или решить;
  • развязка должна быть логичной, но при этом не легко предсказуемой (вариант «убийца – дворецкий» не подойдет);
  • все роли должны быть уникальны. Они назначаются ведущим в соответствии с пожеланиями игроков или произвольно, если участник, к примеру, не оставил никаких пожеланий по своей роли.
  • В сценарии не должно быть второстепенных ролей: все игроки должны иметь возможность принять равнозначное участие в развитии сюжета. Однако некоторые роли могут требовать активного участия с первых минут игры, некоторые, наоборот, позволяют игрокам выжидать и собирать информацию.
  • Каждый персонаж может своими действиями кардинально изменить ход игры.
  • У каждого персонажа есть свои цели (избежать разоблачения, заработать деньги, украсть деньги, завоевать любовь, получить роль и т. д.).

До того как новый сюжет «поступит в массы» он в обязательном порядке проходит проверку и тестирование в «полевых условиях», по результатам которого исправляются все нечеты и вводятся при необходимости дополнительные персонажи и сюжетные линии.

Как проходит игра? Сначала ведущий рассказывает участникам завязку сюжета, потом просит каждого участника написать на отдельных листках бумаги свое имя и пожелания к роли (например, «активный персонаж», «персонаж с тайной» и т. д.). По этим пожеланиям каждому участнику выдается его роль. В отдельных папках игроки получают специальный набор, состоящий из карточки (бейджа) с именем персонажа, чью роль они исполняют, предмета одежды, присущего этому персонажу (например, повязка на глаз, шляпа или револьвер), брошюры с описанием персонажа, его целей, его видения ситуации, истории и т. д., карточек, которые позволяют персонажу выполнять определенные действия (красть у других вещи и деньги, «товары» на продажу, скрытые возможности и пр.), бумажных денег (у каждого персонажа на старте своя сумма). Игроки знакомятся со своим персонажем, узнают его цели и начинают взаимодействовать друг с другом для их достижения. К примеру, в детективном сюжете у всех игроков, кроме убийцы, есть одна основная цель – найти злоумышленника, а также есть свои собственные цели (получить роль, купить отель, раскрыть личность дилера, найти предателя и т. д.).

Основные расходы организатора такого вида активного отдыха – составление сценариев (для начала их должно быть хотя бы по одному на каждый сюжет), создание «портфеля игрока» и реклама. В каждый набор для игроков входит игровой реквизит, который можно приобрести в сувенирных и канцелярских магазинах, в магазинах игрушек или в магазинах, которые продают товары для розыгрышей. Карточки и брошюры со сценарием можно распечатать самостоятельно на цветном принтере, а затем заламинировать их, иначе после первой же игры их можно будет выкинуть, так как участники постоянно обращаются к своим материалам, чтобы освежить в памяти отдельные моменты. Срок службы заламинированных материалов – 100-120 игр.

Прохождение живых квестов позиционируется организаторами как увлекательное и необычное развлечение на любом празднике (день рождения, свадьба, корпоратив) для взрослых и детей. Некоторые даже используют их как идею для проведения корпоративных тренингов командообразования. Кроме того, организаторы регулярно проводят игры по типу распространенных игротек (игр в настольные игры в кафе). В последнем случае нужно будет договориться с кафетерием с подходящей площадью, куда в определенное время раз в неделю могут прийти все желающие, чтобы сыграть в квест.

Как правило, руководство кафе не берет в таком случае денег за аренду, но ставит условие, чтобы каждый посетитель приобрел у них еды и напитков на определенную сумму на одно посещение. Так как игра занимает не менее двух-трех часов и проходит достаточно активно, то обычно участники охотно выполняют это требование. Участие в игре стоит от 300 рублей с человека. Постоянным участникам или большой компании предлагается небольшая скидка (например, 50 рублей от обычной цены). Количество игроков составляет, в среднем, от 8 до 25 человек, в зависимости от конкретного сценария. Максимальное количество игроков может составлять и 50 человек, но, как правило, такие квесты более масштабные, их проведение занимает намного больше времени, поэтому и стоимость участия в них будет раза в два выше (600-650 руб. с человека).

Живые квесты – относительно новое явление, но оно находится на пике популярности, поэтому даже с минимальными вложениями в рекламу при отсутствии конкуренции в вашем городе вы быстро соберете достаточное количество участников. Искать клиентов можно в интернете. Сделайте сайт с описанием квестов, историей игр, репортажами с последних мероприятий, отзывами участников, социальные группы с обсуждениями нюансов и впечатлений от игр, рекламируйте новый вид активного отдыха на региональных форумах и информационных порталах. Большой плюс этого бизнеса заключается в том, что в первое время заниматься им можно по совместительству с другой деятельностью или основной работой.

Учитывайте, что по мере того, как живые квесты будут набирать популярность в вашем городе (сарафанное радио в этом случае работает намного эффективнее обычной рекламы), велика вероятность появление большого количества конкурентов. В этом случае специалисты советуют или приобретать франшизу (хотя это и не дает полной гарантии, что кто-то другой в вашем городе тоже ее не приобретет), или же быть всегда на шаг впереди конкурентов, разрабатывая все новые и новые сценарии с различными сюжетами и персонажами (недостаток этого варианта – сложность и расходы на оплату работы специалистов). Стоимость франшизы «сети клубов детективных игр» (взнос и роялти) зависит от количества населения в городе, где живет франчайзи. Например, взнос для города с населением от 1 до 2 млн. человек составит 40 тыс. руб, а роялти – 27 % от выручки. Кроме того, партнеры регулярно и без дополнительных оплат получают новые сценарии «под ключ» (то есть все необходимые раздаточные материалы, кроме канцелярии). Срок окупаемости вложений, по утверждениям франчайзера, составляет около 3,5 месяцев, а чистая прибыль – от первоначальных 13 тыс. руб. ежемесячно до 45 тыс. руб. в месяц в течение первого года работы (в этой сумме учитывают ежемесячные вложения в рекламу около 5 тыс. руб.). Таким образом, при этих исходных данных для ведения своего ивент-бизнеса понадобится около 60 тыс. руб. Независимо от того, какой формат работы вы выберете – самостоятельно или с франшизой, большое значение для успешного ведения бизнеса имеют ваши организаторские навыки. Ведущий не просто рассказывает историю и выполняет роль посредника между игроками. Он должен следить за тем, чтобы каждый участник был задействован, объяснять непонятные моменты, направлять действия игроков, следить за временем, чтобы игра не затянулась. Если вы такими навыками не обладаете, то стоит обдумать возможность найма ведущего со стороны (это может быть и опытный аниматор, и студент, обладающий необходимыми навыками). Но в этом случае сразу закладывайте в ежемесячные расходы оплату его работы (на почасовой основе – от 350 р./час, в зависимости от региона и опыта работы).

Сысоева Лилия
(с) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств

Выберите подходящий для вас бизнес: