Готовые руководства по открытию любого вида бизнеса


Рынок казуальных игр: вход свободный

(ОКВЭД 2) Раздел J: Деятельность в области информации и связи
(ОКВЭД 2) 62.01 Разработка компьютерного программного обеспечения

Инвестиции от 10 000 000 руб.

Все материалы по тегу: интернет-игры


Разработчики из России уже стали заметной силой на рынке казуальных игр. Удастся ли им пробиться на перспективный рынок игровых приставок? Все зависит от успеха первых проектов и точности сделанных прогнозов.

В конкуренции со специализированными игровыми приставками персональный компьютер продолжает сдавать позиции. ПК — инструмент универсальный. И в этом его слабость: количество продаваемых игр для ПК снижается год от года. Зато разработчики консольных проектов совершенно спокойны. Аналитики предсказывают, что этот сегмент еще долго будет прибавлять не менее десяти процентов в год. Прежде российские команды разработчиков игрового софта обходили его стороной, однако теперь сразу несколько компаний пытаются запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда.

Мировая индустрия компьютерных игр давно перестала быть игрушечной. Бюджеты «бродилок» и «стрелялок» вплотную приблизились к суммам, которые инвестируются в съемки голливудских блокбастеров. Директор по развитию бизнеса Electronic Arts в Центральной и Восточной Европе Тони Уоткинс не видит в этом ничего удивительного, ведь по сложности создания современные игры мало чем уступают кинофильмам. «Возьмите для примера замок Хогвардс, — поясняет Уоткинс. — В фильме «Гарри Поттер и орден Феникса» мы видим только часть замка, на фоне которого происходит действие. А при подготовке одноименной игры разработчикам пришлось изучить и досконально воссоздать каждый уголок, каждую комнату — чтобы пользователи могли в свое удовольствие бродить по замку».

Сегодня для того, чтобы на долгие часы приковать геймеров к экранам, требуются не только художники, дизайнеры и программисты, но и режиссеры, операторы, сценаристы — все, как в большом кино. Нынешние рекордсмены с точки зрения сложности проектов и объемов вложенных средств — игры для приставок последнего поколения: Sony Playstation 3, Microsoft Xbox и Nintendo Wii. Все чаще бюджеты таких проектов исчисляются десятками миллионов долларов, однако овчинка явно стоит выделки. Ведь если нашумевший фильм Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» собрал по всему миру за первый день проката 84 миллиона долларов, то вышедшая недавно четвертая часть игры Grand Theft Auto за тот же срок принесла ее создателям в три с половиной раза больше. А за неделю продолжение бандитской саги, действие которой разворачивается в вымышленном Либерти-Сити, было продано в количестве шести миллионов экземпляров, пополнив казну издателя и разработчиков из Takes Two Interactive суммой в полмиллиарда долларов. Это самый настоящий рекорд, причем не только для рынка компьютерных игр, но и для всей индустрии развлечений как таковой. Большие деньги сегодня куются на консолях. Грех не попытаться присоседиться к большой игре.

Не как у людей

Если все пойдет по плану, через несколько лет международные розничные сети будут торговать еще и российскими играми для игровых консолей, продолжающих набирать популярность. По данным PriceWaterhouseCoopers, участники рынка видеоигр заработали в прошлом году без малого 42 миллиарда долларов, из которых больше половины пришлось на приставки и игры для них. А вот игры для ПК все меньше интересуют заядлых геймеров: в прошлом году на этот сегмент пришлось лишь 10% общих продаж, причем аналитики PWC предсказывают, что вплоть до 2012 года эта доля будет ежегодно съеживаться на 1,2%. «Удобство управления, размер экрана, качество картинки и звука заставляют истинных фанатов хардкорных баталий перебираться на устройства, с самого начала предназначенные для игр, — объясняет гендиректор Alawar Entertainment Александр Лысковский. — Игры для ПК — продукт скорее для тех, кто отдается забавам от случая к случаю и не готов покупать новый «девайс» специально для того, чтобы играть».

До недавнего времени российский рынок развивался по собственному сценарию. Согласно оценкам Alawar Entertainment, суммарные обороты в прошлом году составили 560 миллионов долларов, причем продажи консолей и игр к ним принесли не более 140 миллионов. И все же эксперты уверены, что это временное явление. «Сегодня основную часть рынка России составляют игры для ПК, — подтверждает Тони Уоткинс. — Скажем, у меня есть игры как для персоналок, так и для консолей. Думаю, потребуется еще несколько лет, чтобы российские пользователи начали отдавать свои предпочтения консолям».

Директор департамента по продвижению программно-аппаратных развлекательных платформ Microsoft в России Алексей Бадаев считает, что Россия по-прежнему остается преимущественно «страной PC». И все-таки новая тенденция уже очевидна: «Компьютер постепенно становится тем, чем он является во всем мире, — инструментом для продуктивной работы, а его игровая функция шаг за шагом отходит к консолям с их унифицированной архитектурой. Видеоигры только сейчас становятся востребованной обществом формой досуга, приближаясь к таким массовым развлечениям, как кино или телевидение».

Разумеется, говорить о тотальной «консолизации» российского рынка еще очень рано. По словам аналитика УК «Финам Менеджмент» Анны Зайцевой, за прошлый год в России было продано игровых приставок на общую сумму в 100 миллионов долларов, тогда как в США только за один месяц фиксируются вчетверо большие обороты.

Придирчивое ОТК

Объемы продаваемых приставок — производная от менталитета и покупательной способности российских геймеров. При всех достижениях страна живет небогато. А в таких условиях персоналка — идеальный продукт. И делом заняться, и по Интернету походить, и развлечься на досуге. Как следствие, не слишком жаловали этот сегмент и наши разработчики, продукция которых (опять-таки на фоне некоторых достижений на международных рынках) ориентирована все же на локальный спрос. Но выпускать консольную игру исключительно с прицелом на национальный рынок равносильно — ввиду его малой емкости — самоубийству. Если уж и создавать подобный продукт, то сразу с прицелом на международную дистрибуцию. А для этого российским разработчикам нужно было прежде научиться производить конкурентоспособный товар. Первыми в уверенный прорыв пошли девелоперы казуальных игр. И, похоже, теперь дело за мастерами консольного кода.

Здесь следует учитывать еще одно важное обстоятельство. ПК — открытая платформа, развлекаться на которой может кто угодно. Для того же, чтобы вступить в клуб разработчиков консольных игр, прежде всего необходимо заручиться поддержкой производителей приставок. Руководитель отдела лицензирования и продвижения фирмы 1С Николай Барышников напоминает:

— Владельцы платформ отслеживают надежность разработчиков, их профессионализм. А это повышает входной барьер для новичков. В отличие от казуальных и онлайновых игр, разработка консольных продуктов — жестко регулируемый рынок, где нет места любителям.

У такой рыночной архитектуры немало плюсов. В частности, покупатель получает дополнительную гарантию, что приобретенный софт успешно «пойдет» на приставке, чего никогда нельзя уверенно утверждать в случае с обычным ПК. Однако же обнаруживается и серьезный минус: не получив одобрения со стороны изготовителя консоли, бессмысленно запускать игру в производство. «Это значит, — говорит Александр Лысковский, — что некоторые разработчики, рискнувшие в инициативном порядке выпустить такой продукт, рискуют потерять все потраченные на разработку средства».

«Потраченные средства» — это как минимум 500–800 тысяч долларов, если речь идет об игре для Nintendo Wii. А в случае с PS3 или Xbox 360 бюджет разработки может составить несколько миллионов. И это не предел: эскалация гонки игрушечных вооружений будет продолжаться до тех пор, пока разработчики не выжмут все возможное из консолей нынешнего поколения. «Авторы каждой новой игры в любом жанре пытаются побить ранее взятую планку, — продолжает Лысковский. — Программисты, геймдизайнеры, художники, звуковики и сценаристы используют весь доступный арсенал средств. Не удивительно, что стоимость разработки постоянно растет».

Зато при всех рисках и затратах консольные проекты остаются одним из самых выгодных вложений в игровой индустрии. Президент и гендиректор Gaijin Entertainment Антон Юдинцев иллюстрирует картину данными об отдаче на инвестиции. По его словам, меньше всего денег — около 100 тысяч долларов — требуется для создания казуальной игры. Однако и прибыль в данном случае невелика: хорошо, если участники проекта заработают в итоге миллион. Риски невелики, почти каждая казуальная игра так или иначе «отбивается». Но именно «так или иначе». Для разработки онлайновых игр требуется уже несколько миллионов долларов, а возможная прибыль исчисляется сотнями миллионов. Но, взявшись за создание игры именно этого жанра, легко промахнуться и потерять потраченные деньги. Зато консольные проекты, разработка которых требует сопоставимых с онлайновыми играми средств, приносят куда более высокую прибыль.

Лиха беда начало

Производственный директор компании Creat Studios Глеб Яльчик уверяет, что за последнее время российский консольный рынок заметно возмужал. Не хватает только главного — разработчиков. «Команда — не условный список профессионалов, — говорит Яльчик. — Это ведь еще и устоявшиеся практики, технологии, культура производства и многое другое. Все то, что появляется с годами, с опытом. А опыт приобретается в результате выпуска продуктов». Получается замкнутый круг, если учесть, что опыт можно приобрести только с согласия обладателей прав на консольные платформы.

Риск, как известно, благородное дело. Однако в одиночку бросаться на брустверы консольного рынка российские девелоперы игрового софта не в состоянии. Инвестиции в несколько миллионов долларов и правда выглядят самоубийством при отсутствии внятных планов по продажам. Да и за рубежом таких смельчаков немного. Есть другой путь. Оплата разработки игры ее будущими издателями и дистрибьюторами — давно устоявшаяся в мире практика. Однако и эта, проверенная годами схема в России не работает. «Местные издатели тратить такие деньги не готовы. А у западных есть свои, более близкие и надежные команды разработчиков», — разводит руками Глеб Яльчик.

Заметим, Яльчик знаком с консольным рынком не понаслышке. Creat Studios — один из пионеров российского рынка консольных игр, компания, продукция которой хорошо известна за рубежом. Первые свои разработки эта питерская команда представила еще в 2002 году. И хотя в портфолио Creat Studios пока обнаруживаются лишь проекты для игровых приставок предыдущих поколений, Яльчик заверил «Бизнес-журнал»: «Это только до поры до времени: в разработке уже находится сразу три проекта для Sony PlayStation 3, запускаются игры для Nintendo Wii, а параллельно идут переговоры с Microsoft о переносе ряда проектов на платформу Xbox 360».

Что же, судя по всему, первыми серьезными успехами на рынке игровых приставок смогут похвастаться российские компании, сумевшие сделать себе имя за рубежом благодаря прежним своим успешным разработкам — как для персоналок, так и для приставок предыдущих поколений.

Работа над двумя российскими проектами для приставок — «Приключения капитана Блада» и «IL-2 Sturmovik: Birds of Prey» — в самом разгаре. Созданием игры по мотивам романов Рафаэля Сабатини занимается принадлежащая 1С команда «Морской Волк», а консольная реинкарнация известного авиасимулятора должна появиться под авторством Gaijin Entertainment. Обе игры увидят свет лишь в следующем году, однако участники профильных выставок уже имели возможность познакомиться с предварительными результатами. «Как член жюри КРИ Awards, я голосовал именно за эти две игры, — признался «Бизнес-журналу» Александр Лысковский. — Они оказались просто на порядок выше остальных проектов». Впрочем, куда важнее положительные отзывы платформодержателей — Sony и Microsoft.

Пока первопроходцы не слишком склонны раскрывать детали, в том числе финансовую сторону проектов. Разве что Антон Юдинцев заметил, что создание подобной игры — удовольствие «весьма дорогое» (по данным «Бизнес-журнала», бюджеты обеих игр составляют несколько миллионов долларов). Кстати, «IL-2 Sturmovik: Birds of Prey» — первый проект недавно созданного консольного подразделения Gaijin Entertainment. «Первый, но не последний, — уверенно обещает Юдинцев. — Будут и другие».

Издателем обеих игр выступает 1C, однако действует вскладчину с партнерами. Так, распространением за рубежом займется компания 505 Games, частично профинансировавшая создание игр. А в случае с «IL-2 Sturmovik: Birds of Prey» расклад еще сложнее: значительная часть необходимой суммы поступила от самих разработчиков — Gaijin Entertainment. «У нас очень нетипичные и непростые трехсторонние отношения, — поясняет Юдинцев. — В настоящий момент мы, как разработчики, профинансировали разработку на треть и сохраняем большую часть прав. Но это, повторяю, ситуация совершенно нетипичная».

Смешение жанров

Есть вероятность, что со временем российским разработчикам будет проще вести игру на рынке консолей. По крайней мере, порог входа может существенно снизиться. Дело вот в чем. Явный фаворит на рынке приставок — Nintendo Wii. Создавать продукты для этой платформы дешевле, чем для двух других, поскольку сами по себе игры куда проще. Доминирующий формат здесь — несложные, рассчитанные на небольшие сессии игры, в том числе предназначенные для совместного семейного времяпрепровождения. Да и другие производители приставок начинают уделять внимание небольшим занятным играм, а не только зубодробительным стрелялкам и сложным головоломным аркадам. Это очень выгодная для российских разработчиков тенденция, отчасти повторяющая историю с казуальными играми.

Вот только утверждать, что прежняя парадигма «консоли — для хардкорных баталий» стала неверной, еще рано. Глеб Яльчик из Creat Studios считает, что этот постулат требует значительных уточнений: «Консоль — только для развлечения. Вот такая формулировка выглядит более правильной. А главное, она никогда не менялась. Скорее, меняется аудитория, растет как вглубь (играть начинают в более раннем возрасте и заканчивают позже), так и вширь (все чаще начинают играть те, кто раньше никогда этого не делал)». Более широкая аудитория потребует новых игр, жанровая принадлежность которых неизбежно расширится. «Происходит размывание, появляются казуальные шутеры и хардкорные казуалки», — смеется Яльчик. И, похоже, он очень доволен таким ходом событий.

Видимо, вскоре российские разработчики смогут предложить именно такие гибриды. По крайней мере, Creat Studios совместно с Alawar Entertainment уже собирается перекинуть мостик между двумя игровыми мирами, портируя популярные казуальные игры на игровые консоли. Кроме того, партнеры делают ставку на систему дистрибуции, прежде почти на применявшуюся на рынке игровых приставок: вместо того чтобы покупать носитель с игрой, пользователям предложат загружать (разумеется, за деньги) софт на жесткий диск консоли через Интернет. По такой схеме российские поставщики игрового программного обеспечения умеют работать не хуже зарубежных конкурентов. Глеб Яльчик уверяет «Бизнес-журнал»:

— Это совершенно свободный рынок, который, по нашим оценкам, будет развиваться. Пока он не очень велик, поэтому крупные издатели обходят его стороной. Но… тем лучше для нас!

Российские компании снова делают ставку на асимметричный ответ. Если прогнозы верны, это шанс сделать хорошую игру. И не одну.

Денис Волков

Источник: Бизнес-журнал

*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные