Ежемесячно 700 000 предпринимателей России и СНГ выбирают бизнес здесь

Тепличный бизнес: обзор рынка и советы экспертов

Тепличный бизнес: обзор рынка и советы экспертов

В данной статье мы постараемся провести обзор разных сегментов тепличного бизнеса, а также прояснить некоторые вопросы относительно технологии.

Сразу оговоримся: тепличный бизнес имеет смысл затевать только в южных районах нашей страны. Дело в том, что игроки рынка подсчитали: выгоднее перевозить выращенный товар с юга на север, чем терпеть убытки от расходов на газ и электроэнергию в северных районах.

Тем более, что поставщики как газа, так и электроенергии ставят такие условия, совершенно не думая о специфике тепличного хозяйства, что бизнес можно загубить на корню. Так, например, они выделяют квоту на определённое количество электроенергии, а потом штрафуют как за перерасход, так и за ... недорасход! Где логика? Производители говорят, что такие законы, составленные людьми, не знающими ничего о перепадах температур и изменении погоды за окном, очень мешают отечественному тепличному бизнесу.

Однако следует помнить: перевозить становится выгодно только тогда, когда у Вас налажена логистика, в противном случае Вы не сэкономите не то что 10 рублей на себестоимости (по уверениям специалистов), но и проиграете. Все крупные столичные агрофирмы (которые могут позволить себе самую совершенную логистику) «переносят» свои угодья в Ставропольский и Краснодарский края. На юге не только теплее, не только выше продолжительность светового дня. Там дешевле рабочие руки и сама земля. Плюс к этому, администрация Краснодарского края субсидирует 50% на запуск бизнеса, по данным СМИ.

Для того, чтобы выйти на уровень безубыточности, теплица должна иметь рентабельность не меньше 20%.

тепличный бизнес: Что выращивать?

Эксперты тепличного бизнеса сходятся на том, что выгоднее всего выращивать цветы. Затем — зелень. И только потом — овощи.

Инвестиции в цветочный тепличный бизнес превысили «овощные» в 5 раз! Самым модным направлением тепличной деятельности сегодня стало выращивание зелени — салата, лука, пертушки, и так далее. Зелень проста в выращивании, не требует столько света и тепла, как овощи — и её не надо никуда везти.

Зеленная теплица должна обслуживать близлежащий населённый пункт — такова практика. Тепличное выращивание салатов рентабельнее овощей в 4 раза!

тепличный бизнес: Технологии: за и против

Самая дешёвая технология — гидропоника. Она позволяет не зависеть от природы, погоды, она полностью превращает сельское хозяйство в индустрию. Без рисков (всё просчитывает и за всем следит компьютер) мечтает жить любой фермер. Система гидропоники это даёт. Растение проходит свой вегетативный цикл (вырастает и созревает) в несколько раз быстрее, так как оно растёт не в естественном грунте, а в «стаканчике» с водой. Но в стаканчике не просто вода — туда по трубочкам капельным путём подаются жидкие удобрения. Это как если бы человек не жил своей жизнью, периодически готовя себе обед, а всю жизнь лежал под капельницей. Такие растения, выращенные «под капельницей» имеют особый вкус — то есть никакого вкуса... А отечественный потребитель очень хорошо умеет отличать вкус «турецкого» продукта (так в народе «распознаётся» гидропоника) от вкуса продукта, выращенного у себя на даче или купленного на колхозном рынке.

То есть затеваться с гидропоникой у нас нерентабельно. Наш потребитель не признаёт искусственные овощи. Хотя вряд ли догадывается о том, что круглогодичный салат и зелень выращивается только на гидропонике. Итак, если гидропоника — то только для зеленного бизнеса.

Кстати говоря, защитники гидропоники (а у неё, разумеется, есть и защитники — ведь это бизнес) говорят, что «промышленное» выращивание в грунте приводит к тому, что в грунтовых овощах накапливается неконтролируемое количество пестицидов.

Существуют технологии, промежуточные между «жупельной» гидропоникой и благословенным грунтом. Они-таки позволяют добиться появления вкуса в продаваемых овощах. Это происходит за счёт добавления торфа и настоящего грунта в тот жидкий раствор, которым кормят растения. И вот, наконец — компромисс. «Передвижная грядка» стоит в 3 раза дороже гидропоники, её обслуживание также дороже на 30%, но затраты себя оправдывают. Потому что полученная продукция на вкус не отличается практически от той, которую выращивают в естественном грунте.

Следующий вопрос, который вызывает массу споров: стекло или полиэтилен? Недостатки остеклённой теплицы: пропускает много тепла — неэкономно. Если Вы живёте в регионе, где сильна инсоляция — возможен ожог растения, так как свет не рассеивается, а концентрируется. Если уж и делать теплицу стеклянной, то нужно знать: 3 или 4 миллиметровое стекло не подойдёт. Для теплицы нужно калёное техническое стекло толщиной 6 мм. Его продают у нас во многих местах , разброс цен от 800 до 1500 рублей за погонный метр.

Вернёмся к полиэтилену. Недостатки есть и у полиэтилена: там, где мало солнца, соответственно, полиэтилен ещё больше препятствует его доступу к растениям. Кроме полиэтилена есть ещё варианты: акрил и поликарбонат, которые устраняют все недостатки полиэтилена. Вы можете видеть, как стоится у нас большинство самодельных теплиц — многие, если не подавляющее большинство, сделаны из старых стеклопакетов. Но это не бизнес — на личном приусадебном хозяйстве никто не подсчитывает убытки, особенно если электричество ещё и воруется. Всё это не может позволить себе бизнесмен.

тепличный бизнес: как же всё-таки сэкономить?

На отапливании теплицы всё-таки можно сэкономить вполне законно. Многие предприниматели отапливают свои теплицы с помощью дровяных печей. Специалисты советуют, например, колпаковую печь Кузнецова.

Итак, подведём итог: чтобы успешно конкурировать в отечественном тепличном бизнесе, выгодно выращивать зелень. Кроме того, нужно помнить — тепличный бизнес имеет сезонный характер — когда идут сезонные грунтовые овощи — бизнес замирает.

Назаренко Елена
(c) www.openbusiness.ru

*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал


Подпишитесь на рассылку
и получайте все самые интересные материалы.

Мгновенный подбор бизнеса

Эксперты портала openbusiness.ru

Татьяна Никитина
Татьяна Никитина

Основатель портала openbusiness.ru. Предприниматель. Бизнес-тренер

Буду рада видеть вас в числе моих друзей

Моя компания - моя крепость

Половину преступлений на предприятии можно предотвратить, скорректировав дизайн пространства. В этой статье рассмотрим, как организовать безопасность на прилегающей территории, в здании и в кабинете.

Экология офиса или работа, которая нас убивает

Офисную работу принято считать одной из самых безопасных, но это далеко не так. В этой статье мы поговорим о безопасности офисной среды и источниках заболеваний, которые находятся в офисе.

10 главных способов произвести впечатление на инвестора

Продолжаем публикацию переводов статей известных западных бизнес-консультантов. На этот раз представляем вашему вниманию перевод статьи Гая Кавасаки «Вперед за золотом».

Все статьи эксперта
Валерий Аллавердян
Валерий Аллавердян

Ведущий эксперт портала openbusiness.ru. Инвестиционный консультант. Бизнес-аналитик

Получить консультацию


Маркетинговая разведка

Инсайдерская и текущая коммерческая информация о конкуренте или её нехватка иногда может привести к серьезным проблемам или, наоборот, к весомым успехам в бизнесе. В этой статье поговорим о разведке.

Как анализировать конкурентоспособность предприятий

Конкуренция и конкурентоспособность - что означают эти термины? По каким показателям можно судить о том, что одна из компанией более конкурентоспособна нежели другая? Ответим на эти вопросы.

Несколько слов о рентабельности…

Рентабельность в бизнес-планировании - штука очень мифологизированная, и далеко не все понимают, что же это такое, зачем она нужна и что показывает. Попробую донести простыми словами.

Все статьи эксперта
Что интересует предпринимателей России?

Бизнес-планы и руководства (openbusiness.ru)

за сегодня 17 684 просмотров

за 30 дней 1 875 445 просмотров

за 365 дней 16 252 934 просмотров

Необычные идеи бизнеса (1000ideas.ru)

за сегодня 2 964 просмотров

за 30 дней 309 993 просмотров

за 365 дней 3 223 016 просмотров

Нам доверяет
7 502 856
предпринимателей страны*

по данным Google Analytics за последние 365 дней

Максимальный эффект от рекламы на openbusiness.ru