Рекреационный туризм: возможности для бизнеса в ЮФО

Рекреационный туризм: возможности для бизнеса в ЮФО

Давайте признаемся, что рекреационный туризм в пределах нашей страны не пинал только ленивый российский и зарубежный отдыхающий. Несмотря на патриотические призывы чиновников и родственных им бизнесменов развивать направления отечественных туристических маршрутов и насильственно введённую моду на Сочи и Красную Поляну, отдых в России лучше не стал. Он только стал хуже – в смысле дороже. В самом деле, всё большее число потенциальных потребителей рынка туристического сервиса из тех, кто умеет считать и экономить свои небольшие деньги, предпочитает Турцию, Тунис и Египет как альтернативу Лазаревской и Геленджику.

Обветшалые бетонные постройки брежневской архитектуры, столовская кормёжка, грязь на пляжах, неработающие кондиционеры и при этом «охамевшие» цены отпугивают уже даже тех, кто не привык себя любить и уважать. Те же, кто понимает отдых не только как «лежание влёжку» на шезлонге у бассейна (особенно студенческая молодёжь) мечтают о познавательных и таких же бюджетных экскурсиях в Прагу, Рим или выбирают автобусные «марш-броски» по 10 странам Европы. Как же выжить российскому туризму, в условиях, когда власть не помогает, а только делает всё для разрушения этого сектора экономики?

На помощь придут вечные, вневременные или так называемые «непреходящие» ценности и люди, которые умеют ценить эти ценности и заплатить за них из своего кошелька. Как бы плохо ни жила страна и народ в этой стране, у любой страны и у любого народа есть свои святыни.

Но для того, чтобы к ним привлечь интерес и туристический поток это должны быть не какие-то там культурно-исторические святыни, чаще называемые «памятниками», а это должны быть места, попасть к которым для многих – вопрос жизни и смерти.

Верующий человек или же просто человек, попавший в тяжёлую жизненную ситуацию и не знающий, где ему искать выход, как правило, направляется к религиозной, сакральной, мистической точке как паломник, при этом мало обращая внимание на неудобства и сопутствующий дискомфорт. Паломник – не отпускник-отдыхающий, придирчиво изучающий парковку и столики в шашлычной, готовый к претензиям и рекламациям. Паломник – это совсем другой статус, другая философия пути.

Человек, отправившийся в паломничество, смотрит и замечает совсем другие вещи, он как бы выпал из привычного мирского контекста. Ценность географии паломник меняет с точностью до наоборот.

Так, например, любавические хасиды, съежающиеся со всего цивилизованного мира в жалкую белорусскую деревушку на могилу основателя своего учения раби Бешта любят повторять поговорку: «Париж? Лондон? Какая провинция! Они ведь так далеки от города Любавичи!». Очень часто паломники бредут весь путь пешком, или же встречают по дороге свою смерть и относятся к этому иначе, чем обычные путешественники. Многие вещи воспринимаются ими как подготовка к инициации, как послушание, испытание плоти. Особенно часто это было в 19 веке с мусульманами, совершавшими хадж – недобросовестные перевозчики грузили их на корабли как скот, бросали в грязных караван-сараях без пищи, наживаясь на беспомощных иностранцах.

Но наше время не терпи т таких «подвигов», он воспитало совершенно других людей. Сегодня даже очень верующие, воцерковлённые люди, принимающие путешествие как испытание-послушание не будут идти пешком до святыни и будут возражать против дискомфорта, форс-мажора и других накладок, возникших из-за чужой халатности или жажды наживы.

Достаточным испытанием на сегодня будет уже само перемещение по российским дорогам и ночлег в провинциальных гостиницах-общежитиях.

Поэтому, давайте организовывать внутрироссийский туризм, ориентируясь на посещение святых мест, монастырей, целебных источников, чудотворных икон теми, кому это необходимо или просто интересно.

Кто-то думает, что все лучшие монастыри и чудотворные иконы расположены только вокруг Москвы и Золотого (хотела написать Садового :)) кольца. Некоторые что-то слышали про Иоанна Кронштадтского. Но мало кто знает, что вокруг Ростова-на-Дону существуют не менее «сильные» места концентрации православных святынь (и не только этого, но это другая тема для другой статьи). Дефицит информации в этой области в определённой степени поможет восполнить предлагаемый нами материал.

Определимся с целями и задачами.

Существует два основных вида религиозного туризма:
1. Религиозный туризм экскурсионной направленности;
2. и собственно паломнический туризм.

Типичный пример первого типа – тур по Золотому Кольцу. Путешествия второго типа часто организуются самими храмами и монастырями. Иногда паломники добираются до пунктов назначения средствами транспорта, предоставляемыми самими этими организациями. Но так бывает только в цивилизованных странах. Опыт показывает, что на нашем рынке эта ниша пуста, а спасение утопающих, как всегда, дело рук самих утопающих. Поэтому Вам есть, где развернуться и конкуренции бояться не нужно.

Далее. По числу человек, входящих в тургруппу, паломнические поездки делятся на: а) индивидуальные, б) семейные, в) групповые.

Особенности и сложности организации религиозного туризма первого типа:

1)Достаточно высокие требования к комфорту, так как туристы могут быть людьми вообще нерелигиозными, и соответственно, отношение к действительности у них будет несколько потребительским, придирчивым. Но требование комфорта у такой категории туристов всё равно намного ниже, чем у тех, кто едет, например, в миланский шоптур…

2) Как правило, параллельно с культурно-просветительской экскурсией на территорию храма или монастыря должна быть предусмотрена ещё одна, не менее сильная и интересная программа по развлечению и занятию досуга собранной группы.

Особенности и сложности организации религиозного туризма второго типа:

1)Наибольший пик активности такого туризма – церковные праздники. Тогда у Вас начинается настоящее светопреставление… А в периоды затишья придётся поработать, чтобы заинтересовать потенциального клиента поездкой. Но справиться с такими трудностями – честь для любого уважающего себя бизнесмена.

2) более серьёзную трудность представляет сам характер поездки некоторых людей – часть из них едут, чтобы пожить при монастыре, выполняя там работу-послушание. То есть довольно непредсказуемым становится вопрос: когда человек оттуда вернётся и на сколько вообще едет? Поэтому необходимо заранее оговаривать: на короткий или на длинный срок организуется поездка.

Специалисты рекомендуют, начиная свою деятельность, не ориентироваться ни на первый, ни на второй тип туризма в чистом их виде. Практика покажет, какой коктейль Вы смешаете из этих двух направлений.

Что в исследуемом плане могут нам предложить Ростовская область и Краснодарский край?

1. Наибольшей популярностью пользуется маршрут к святому источнику Преподобного Феодосия Кавказского. Он находится у посёлка Горного Крымского района, в живописном ущелье. Это место замечательно тем, что в нём святому явилась Богородица. Сам же источник появился после его молитв.

2. Неберджай. Рядом со святым источником Феодосия Кавказского, в районе посёлка Неберджай, расположены источники Божией Матери, Николая Угодника, Иоанна Крестителя. Все три источника целебны, имеют в своём составе катионы серебра. Самой большой целебной силой обладает источник Иоанна Крестителя.

Храм, поставленный возле источника Иоанна Крестителя, расписан фресками, имеющими музейную ценность – их писали греческие иконописцы. Из многих регионов России сюда приезжают туристы, для таинства лечения водами этих «святых источников Неберджая».

3. Усть-Лаба. Около станицы Некрасовской, за Усть-Лабинском на поверхность выходит святой источник Параскевы Пятницы. Святая великомученица Параскева Пятница является одной из наиболее почитаемых святых на Руси. Она представляет очень древний языческий культ Пятницы, связанный с главным женским божеством – Макошью. Пятница, Параська, Параскева, у болгар – святая Петка – связаны с водой и помогают, в основном, женщинам. Ей молятся также от засухи и наводнения (что логично), а самая традиционная просьба, обращённая к её иконе – хороший жених. Но также она исцеляет и болезни, так как, опять же, связана с чистыми водами – архетипом исцеления. По легенде она, украденная турками, бежала из гарема и по дороге, спасаясь от преследователей, обернулась криницей – колодцем. Вообще образа или артефакты, символизирующие Параскеву Пятницу, можно встретить у рек, источников и даже домашних колодцев. Но они работают лишькак талисманы-обереги от злых духов воды, а источник в Усть-Лабе – сам по себе целебный.

4. Дивноморск В посёлке Дивноморский, под Геленджиком, есть известное подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Там, с 1977 года находится, привезённая в дар из Сергиева Посада икона преподобного Сергия игумена Радонежского Чудотворца с частичкой нетленных мощей.

5. Подлинным местом паломничества может стать Ильичёвское городище в Отрадненском районе, возле хутора Ильич. Его основание уходит вглубь 8-10 вв. н.э. Этот город находился на Великом Шёлковом Пути, и его посещал апостол Андрей Первозванный. Также там проповедовали Кирилл и Мефодий. В этом дальнем уголке Кубани мы имеем святыню, которая сродни Иерусалиму, Киево-Печёрской Лавре или Афонской монашеской республике в Греции.

Много интересного и поучительного можно извлечь из посещения следующих мест:
1) Мужской Свято-Духов монастырь в городе Тимашевске;
2) Крестовая Пустынь в посёлке Солох-аул;
3) Свято-Успенский женский монастырь в городе Кореновске;
4) монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины в станице Роговская;
5) обитель святого великомученика Георгия Победоносца в посёлке Лесном под Сочи.

Многие люди, которые являются Вашими потенциальными клиентами, боятся обращаться в турфирмы и не знают, что, в принципе, турфирмы занимаются направлениями религиозного туризма. Вы можете предложить особый, уникальный продукт для людей, которые хотели бы поехать к святым местам, но не могут добраться туда самостоятельно.

Назренко Елена
(с) www.openbusiness.ru

*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Мгновенный подбор бизнеса

Эксперты портала openbusiness.ru

Татьяна Никитина
Татьяна Никитина

Основатель портала openbusiness.ru. Предприниматель. Бизнес-тренер

Буду рада видеть вас в числе моих друзей

Свой бизнес: как заработать на экскурсионных программах

Это статья о том, как превратить любовь к своему городу в прибыльный бизнес. Поскольку красивых городов в нашей стране бесчисленное множество, конкурентов практически нет (за исключением столичных городов), а стартовые инвестиции невелики подобный экскурсионный бизнес может стать отличной идеей заработка для историков, краеведов и, собственно, всех тех, кто любит свой город и готов поделиться своими знаниями с окружающими.

Моя компания - моя крепость

Половину преступлений на предприятии можно предотвратить, скорректировав дизайн пространства. В этой статье рассмотрим, как организовать безопасность на прилегающей территории, в здании и в кабинете.

Экология офиса или работа, которая нас убивает

Офисную работу принято считать одной из самых безопасных, но это далеко не так. В этой статье мы поговорим о безопасности офисной среды и источниках заболеваний, которые находятся в офисе.

Все статьи эксперта
Валерий Аллавердян
Валерий Аллавердян

Ведущий эксперт портала openbusiness.ru. Инвестиционный консультант. Бизнес-аналитик

Получить консультацию


Маркетинговая разведка

Инсайдерская и текущая коммерческая информация о конкуренте или её нехватка иногда может привести к серьезным проблемам или, наоборот, к весомым успехам в бизнесе. В этой статье поговорим о разведке.

Как анализировать конкурентоспособность предприятий

Конкуренция и конкурентоспособность - что означают эти термины? По каким показателям можно судить о том, что одна из компанией более конкурентоспособна нежели другая? Ответим на эти вопросы.

Несколько слов о рентабельности…

Рентабельность в бизнес-планировании - штука очень мифологизированная, и далеко не все понимают, что же это такое, зачем она нужна и что показывает. Попробую донести простыми словами.

Все статьи эксперта
Что интересует предпринимателей России?

Бизнес-планы и руководства (openbusiness.ru)

за сегодня 27 813 просмотров

за 30 дней 1 309 995 просмотров

за 365 дней 17 890 630 просмотров

Необычные идеи бизнеса (1000ideas.ru)

за сегодня 4 117 просмотров

за 30 дней 207 730 просмотров

за 365 дней 3 216 413 просмотров

Нам доверяет
7 904 163
предпринимателей страны*

по данным Google Analytics за последние 365 дней

Максимальный эффект от рекламы на openbusiness.ru