Купить рекламу
Франшизы месяца:

Бесплатный бизнес-подбор

Мы подберем для Вас лучшее предложение по открытию бизнеса за 14 секунд

Начать

Маршрутные перевозки: начало собственного дела

Проблемы перевозки пассажиров существуют, пожалуй, в каждом городе нашей огромной страны. Многочисленным массам людей необходимо постоянно перемещаться внутри города и за его пределами, преодолевать расстояния и оказываться в нужном месте в нужное время. Это жизненная необходимость современного человека.

Естественно, многие предприниматели хотят так или иначе начать свой бизнес в сфере маршрутных перевозок, организации маршрутного такси. Перспективы перевозить большое количество пассажиров, иметь большой транспортный парк и зарабатывать большие деньги пленит умы бизнесменов.

К сожалению, реальность такова, что начинающих перевозчиков подстерегают в начале пути определенные проблемы и сложности, которые необходимо преодолеть для того, чтобы построить свое прибыльное дело. В этом материале мы постараемся осветить особенности маршрутного бизнеса в России и дать базовые советы начинающим в этом нелегком деле — организации собственного маршрутного такси.

Вопрос первый: какие документы нужны? Какими нормативными актами следует руководствоваться при организации маршрутных перевозок?

Естественно, для осуществления предпринимательской деятельности вы должны быть официально зарегистрированы в качестве ИП или ООО. Но самой главной загвоздкой при организации маршрутного такси является получение лицензии на перевозки.

Министерство транспорта РФ выдает государственную лицензию на осуществление перевозок. Всего лицензируемых видов деятельности три:

коммерческие перевозки пассажиров легковым автомобильным транспортом;

перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Нас интересует второй пункт.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек от 24 сентября 2010 года N 749 В местное представительство Министерства транспорта нужно будет предоставить следующие документы:

Устав;
Учредительный договор;
Свидетельство о регистрации;
Свидетельство о постановке на налоговый учет;
Коды статистики;
Банковские реквизиты, юридический и фактический адреса, телефон;
Договор стоянки;
ПТС автомобилей;
Удостоверения ПК и БД;
Копии техосмотра;
Трудовая книжка, права и паспорт водителя.

Государственная пошлина за рассмотрение заявления (300 рублей за одну лицензию), оплачивается перед рассмотрением заявления, государственная пошлина за выдачу лицензии (1000 рублей за одну лицензию), оплачивается при выдаче лицензии. Лицензия на осуществление перевозок выдаётся на пять лет. Кроме того, на каждый автобус нужно заводить свою учетную карточку.
Если вы не собираетесь с самого начала обзаводиться большим количеством автомобилей (более 20), то проще и выгоднее для начала будет заключить договор с автотранспортным предприятием, которое имеет все документы и допустит вас и ваши автобусы на маршрут.

Вопрос второй и самый главный: автобусный парк или на чем будем перевозить?

Проблема выбора автомобилей для маршрутного такси — самая большая головная боль перевозчиков. По своей сути, вариантов начала работы в этом случае несколько. Можно нанять водителей со своими машинами. В этом случае все проблемы с автомобилем ложатся на плечи самих владельцев. При таком варианте существует сразу несколько подводных камней: во-первых, вы будете получать меньше прибыли, во-вторых, водители могут уйти на другой маршрут, в-третьих, вам будет сложно их контролировать. К тому же, водители-владельцы автобусов могут повести себя совершенно непредсказуемо, что в принципе понятно — они тоже ищут где лучше, так что им могут не удовлетворить те условия, которые вы им предлагаете. Так что у кого транспорт — у того и козырь в руках.

Следующий вариант, наиболее предпочтительный и распространенный, — сформировать свой парк автобусов. Главная проблема при этом — правильно рассчитать расходы. К сожалению, распространенной ошибкой начинающих предпринимателей является как раз неправильный расчет затрат и планов по прибыли — не до конца продуманный бизнес-план.

К покупке автобусов для маршрутного такси нужно подходить с особой тщательностью, так как это — основной ваш инструмент получения прибыли. Но при неправильном подходе он может стать источником убытков! При выборе автобусов нужно иметь в виду основные характеристики: стоимость, пассажировместимость и расходы на обслуживание. Именно с последним пунктом выходит больше всего проблем и ошибок в расчетах. Стоимость обслуживания разных транспортных средств разная и напрямую влияет на величину прибыли и расходов.

Существуют две больших категории транспортных средств, которые условно можно поделить на «российские» и «иностранные». Российские — прежде всего «ГАЗели» (имеется в виду модель ГАЗ-322132). Их отличает низкая цена (в районе 500-600 тыс. руб.) и небольшая вместимость пассажиров. Несмотря на то, что в зависимости от модификации в «ГАЗели» можно перевозить от 8 до 15 пассажиров, в реальности их перевозится больше, что подвергает опасности пассажиров. К великому сожалению, именно российские «ГАЗели» заслужили славу самых небезопасных маршруток. Водители разрешают такое переполнение салона «на свой страх и риск» именно чтобы заработать больше.

Цена на «ГАЗель» довольно оптимистично выглядит на бумаге, но реальность такова, что обслуживание и содержание микроавтобуса может практически свести к нулю прибыльности вашего бизнеса. Средний срок службы отечественного автомобиля при эксплуатации в режиме «маршрутки» 2-3 года. Потом начинаются серьезные проблемы с обслуживанием и ремонтом.

В последнее время появилось много иностранных автомобилей, которые конкурируют с отечественным транспортом. Прежде всего, это такие автомобили как Ford Transit, Iveco Daily и Peugeot Boxer и другие. Эти автомобили имеют цену почти в два раза большую, чем отечественные аналоги (начинаются от 1000000-1200000 рублей), что подразумевает большой начальный капитал бизнесмена. Вместимость «иностранцев» составляет 16-26 мест (Iveco Daily), 25 мест (Ford Transit), 22 места (Peugeot Boxer), что, в среднем, в два раза больше по сравнению с ГАЗ-322132. С другой стороны, стоимость владения Фордом и Ивеко гораздо меньше по сравнению с отечественными аналогами. Они «живут» дольше, приносят больше прибыли и затраты на их приобретение окупаются быстрее. Средний срок службы иномарок — 7-8 лет.

Важным моментом в приобретении техники является то, особое внимание необходимо уделить производителю, заводу, который занимается производством или переоборудованием российских или иностранных автобусов. У качественного продавцы вы получите консультации, гарантии и сервисное обслуживание приобретенного автомобиля, и можете рассчитывать на необходимую поддержку по всем вопросам в будущем. Кроме того, вам могут предложить различные инструменты финансовой помощи для начинающих предпринимателей: можно взять автомобили в кредит, в рассрочку или лизинг.

Приобретение «с рук» имеет как свои плюсы, так и свои минусы: бывший владелец может рассказать о специфике перевозок, особенностях, просто пожаловаться на жизнь. А может и умолчать про все подводные камни для того, чтобы продать вам автомобиль. Стоит помнить, что рекомендуемый возраст микроавтобуса должен быть до 3 лет, иначе — не избежать проблем с ремонтом и обслуживанием.

При приобретении обращайте внимание на наличие у продавца всех необходимых документов, а именно ОТТС (Одобрение Типа Транспортного Средства). Преимуществами наличия у продавца ОТТС являются:

  • Участие в тендерах;
  • Не возникает проблем при постановке автобуса на учет в ГИБДД;
  • Получение лицензионной карточки на перевозку пассажиров (для компаний-перевозчиков);
  • Гарантия не только качественного но и легального изготовления техники;
  • Гарантия проведенных испытаний на автомобиле на соответствующих полигонах по всем необходимым стандартам безопасности;
  • Повышение уровня надежности и усовершенствования конструкций автобуса при проведении испытаний;
  • Наличие разделительного перечня с импортером, что сохраняет заводскую гарантию;
  • Наличие гарантийного и сервисного обслуживания у всех официальных дилеров;
  • Скорость при оформлении документов (право замены ПТС, а не оформление документов через ЦБДД);
  • Автомобиль не б/у, нет проблем с получением кредита или лизинга;
  • Показатель продавца, как серьезного сертифицированного производителя.

Теперь давайте посчитаем потенциальную прибыль.

Среднее количество рейсов для одной «маршрутки» в день за календарный месяц составляет 10. Стоимость поездки составляет 15 рублей. Для условной «ГАЗели» с вместимостью 13 пассажиров, месячный доход будет таков: 13 пассажиров х 15 руб. х 10 рейсов х 30 дней = 58 500 руб. Это примерно 2000 р. в день. «ГАЗель» известна большим расходом топлива – 18 л. на 100 км. (для сравнения — у Форда — 10-12 л. на 100 км.). Общие расходы (для одной «ГАЗели») составляют примерно 1000 руб. в день (расходы на топливо, обслуживание, ремонт, мойку и стоянку).

При тех же начальных условиях, иномарка вместимостью 25 мест будет приносить в месяц: 25 пассажиров х 15 руб. х 10 рейсов х 30 дней = 112 500 руб. Или 3750 р. в день. Таким образом, выгоды и прибыль от эксплуатации иномарки, ее экономичность полностью перекрывает относительно высокую цену на ее приобретение.

Расходы на аренду можно снизить, снимая помещение под автопарк за городом. Общую стоимость бензина и запчастей существенно снизит договор о прямых поставках. Еще одним способом получения дополнительного дохода является реклама на транспорте. Затраты на ее изготовление составляют около 3000 рублей в месяц, прибыль – 10-12 тысяч рублей.

Кроме того, на прибыльность напрямую влияет удачный выбор маршрута. Это залог вашего успеха. Поэтому к данному пункту нужно подходить особенно внимательно. Маршрут можно разработать и самостоятельно, предварительно проанализировав местную ситуацию с транспортом и пассажирским спросом.

Общий совет начинающим предпринимателям: если вы решили организовать свою «маршрутку» — старайтесь узнать суть проблем и работы «изнутри», пообщайтесь с владельцами и водителями автобусов. Вы узнаете много нового, и на основе этой информации сможете сделать свои выводы о том, какие автобусы лучше использовать и как получать больше прибыли. Самое главное при организации собственного маршрутного такси— необходимо учесть все «подводные камни», просчитать все риски и возможные «лишние» затраты, думать на перспективу и тщательно организовывать бизнес-процессы.

Александр Малахов


ООО «СТ Нижегородец» - одно из крупнейших российских предприятий по производству автобусов и спецтехники различного назначения на базе шасси коммерческих автомобилей ведущих зарубежных и российских марок: Ford, Iveco, Mercedes-Benz, Peugeot, Fiat.

Сайт проекта: st-nn.ru


Другие статьи на тему «маршрутное такси»