Ежемесячно 700 000 предпринимателей России и СНГ выбирают бизнес здесь

Как открыть свой бизнес по производству елочных игрушек

Как открыть свой бизнес по производству елочных игрушек
 

Рынок новогодней продукции обладает определенной спецификой, а процесс производства стеклянных елочных украшений требует не сложного и дорогостоящего оборудования, а квалифицированных кадров – специалистов в своем довольно редком деле, что создает дополнительные трудности.

Несмотря на все эти факторы, отпугивающие инвесторов, емкость этого рынка довольно велика, а при выборе пока еще пустующей ниши «елочный» бизнес может принести неплохую прибыль. Однако для этого придется полностью изменить концепцию производства и сбыта сезонной игрушечной продукции.

В начале 2000-х годов производство елочных игрушек в нашей стране сократилось по сравнению с объемами начала 90-х годов в 5-6 раз.

Отечественная база производителей елочных игрушек насчитывает несколько десятков компаний различного масштаба и столько же оптовиков, которые занимаются реализацией такого товара. Причем большую часть своей продукции отечественные производители экспортируют за рубеж, и доля экспорта некоторых компаний составляет более 90%.

Объем выпуска елочных украшений одной крупной фабрикой достигает 350-500 тыс. единиц в год. Таким образом, в наши дни ежегодно производится около 15-20 миллионов елочных игрушек, что составляет меньше 40 % рынка. Оставшаяся часть приходится на долю импорта.

Крупных отечественных производителей стеклянных шаров и прочей новогодней атрибутики можно пересчитать по пальцам. К примеру, на долю крупнейших и наиболее известных компаний ОАО «Елочка» (Клинский район, г. Высоковск) и ЗАО «ПК Иней» (Павло-Посадский район, д. Данилово) приходится около 15-20% всего российского производства.

Однако отечественные производители елочных украшений постепенно сдают свои позиции под натиском китайской продукции. КНР экспортирует в другие страны новогодние украшения и аксессуары на $1,5-2 млрд. в год. Больше половины произведенной в Китае елочной продукции реализуется в США. Так что конкурировать с дешевыми китайскими елочными игрушками очень сложно.

Тем не менее, это возможно, ведь российские елочные украшения отличаются более высоким качеством и тонкостью исполнения, разнообразием дизайна и своей уникальностью. Постепенно отечественные производители начинают искать новые решения, внедрять автоматизированное оборудование на определенных этапах производства и новые технологии, задумываются о регулярном обновлении ассортимента, отслеживая модные тенденции в новогодних декорах. Потребители такие инновации воспринимают крайней положительно.

Как показывают опросы, за последние десять лет покупатели устали от штампованных и некачественных изделий, постепенно возрождается мода на классические, знакомые всем с детства, стеклянные шары и винтажные игрушки, растет спрос на продукцию российского производства.

В последнее время активно развивается сегмент дорогих подарочных наборов, выпускаемых штучными тиражами. Таким образом, несмотря на то, что импортные товары, по-прежнему, преобладают на рынке елочных украшений, несомненно, есть потенциал для развития и расширения отечественного производства.

Процесс производства елочных игрушек

Процесс создания стеклянных елочных шаров – самой популярной продукции из всего новогоднего ассортимента – мы привычно называем «производством». Но на самом деле, эти изделия даже на крупных фабриках создаются практически полностью вручную.

Стеклодувы при помощи газовой горелки выдувают стеклянные елочные шары из заготовок – стеклянных трубок. Для создания игрушек-фигурок используются специальные клещи-формы.

Эта работа требует предельной аккуратности и сноровки. Подбор оптимального огневого режима, размера стеклянной трубки, определение момента вдувания воздуха, равномерность вращения – все это производится «на глаз» с использованием минимального количества подручных приспособлений и материалов. Причем допустимая погрешность составляет всего 0,2 мм.

Так как стекло очень быстро остывает, что создает внутреннее напряжение внутри изделия, для получения стеклянного шарика с тонкими стенками требуется большой опыт работы. Поэтому, прежде всего, для создания собственного производства елочных игрушек вам понадобятся опытные и квалифицированные стеклодувы.

Как в случае любой другой почти полностью ручной работы, производительность одного рабочего не велика и составляет не более 200-250 шаров в день.

На следующем этапе охлажденная стеклянная заготовка покрывается тончайшим слоем металла (чаще всего, алюминия, реже – серебра) для придания блеска. Все это происходит в емкости с реактивами, а затем в ванне с горячей водой.

Внутрь игрушки впрыскивается особый состав (к примеру, окись серебра, аммиак и дистиллированная вода в определенной пропорции), а затем она помещается в горячую воду, под воздействием которой происходит реакция и серебро осаждается на стенках.

После процесса металлирования игрушки поступают в цех окраски. Здесь шар ожидает первичная фоновая покраска и сушка. Красят елочную игрушку при постоянном вращении, чтобы под слой краски не попал воздух, что приводит к появлению пузырьков и портит покрытие. Елочные украшения окрашиваются нитролаками, нитроэмалями и другими материалами.

При составлении красок и лакировании используется метод творческого варьирования, что делает каждое изделие уникальным и неповторимым.

Иногда шары лакируются в кабинах с вытяжкой и емкостью с лакокрасочным материалом. И этот процесс также проводится вручную. Изделие погружается в краску постепенно и с одновременным вращением, чтобы под пленкой не остался воздух.

После лакировки игрушка устанавливается строго вертикально, чтобы избежать затеков в лотки сушильной камеры-печи, заполненные песком или опилками. Затем с декоративного лакирующего слоя вручную с помощью ветоши удаляются остатки песка и опилок, и игрушки либо отправляются на обрезку, либо проходят следующий этап – художественного оформления.

Как можно ожидать, это тоже осуществляется вручную – художники наносят на шар рисунок и при необходимости посыпают его блестками. Скорость разрисовки шариков намного ниже скорости работы стеклодувов и составляет всего 50-100 шариков в день с человека.

На последнем этапе с помощью алмазного круга от шарика отрезается кончик, на место отреза надевается колпачок с петелькой, и игрушки упаковываются в картонные коробки.

Упаковка для елочных украшений

Упаковка заслуживает особого внимания. Ее изготовление, как правило, передают сторонним подрядчикам. Обычно картонные упаковки, в которых продаются стеклянные украшения, носят скорее декоративный характер. Между тем, многие оптовики, закупающие продукцию напрямую у производителя, жалуются на большое количество боя.

Практически ни одна партия не доходит до розничного продавца в целости и сохранности. Однако снизить риск потерь совсем несложно – достаточно разработать более безопасную упаковку, даже если это немного повлияет на себестоимость изделия в сторону его увеличения.

Персонал для производства елочных игрушек

Очевидно, что основная проблема при организации производства елочных игрушек – это поиск квалифицированных кадров. Специалистов в такой области явно недостаточно, а работа по созданию стеклянных украшений требует определенных знаний и, главное, опыта.

К примеру, для того чтобы стать хорошим стеклодувом, придется учиться не меньше полугода, а потом еще не менее двух лет отработать на производстве. Не менее сложная и кропотливая работа по росписи шаров тоже требует сноровки и опыта.

Если вам посчастливилось найти таких специалистов, то большая часть работы уже сделана. Зарплата стеклодува составляет в регионах (а именно там располагается большинство российских фабрик по производству елочных игрушек) от 10 тыс. руб./мес.

Расходы на приобретение необходимого оборудования составят 50-100 тыс. руб. Примерно столько же уйдет на сырье и материалы. Кроме того, понадобится производственное помещение.

Главное требование к нему – хорошая вентиляция (вытяжки), так как большая часть работы со стеклом проходит при высоких температурах.

Рентабельность фабрик, производящих елочные игрушки, составляет 15-20 процентов при обороте около 3 миллионов долларов в год.

Однако есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать. Из-за сезонности этого вида бизнеса большую часть года многие предприятия работают фактически в кредит. Оптовые продажи игрушек начинаются не раньше сентября-октября. Поэтому компания приходится занимать средства, а затем возвращать займы по мере реализации товара. С этим связаны определенные риски. Кроме того, розничная цена на стеклянный «эксклюзив» отечественного производства слишком низкая, чтобы обеспечить должное развитие всей отрасли.

Ставить более высокие цены (по примерным подсчетам хотя бы на 60-70 % дороже) производители опасаются из-за необходимости конкурировать на рынке с дешевой китайской продукции.

Практически все крупные компании пытаются пробиться на внешний рынок (европейские страны, Израиль и т. д.). В этом случае заказы обычно формируются на международных выставках. Однако объемы производства при этом намного ниже и составляют всего несколько десятков тысяч, а не миллионов, игрушек в год. Но есть и несомненный плюс – при работе на экспорт некоторым предприятиям даже удается полностью обходиться без кредитов.

Все больше российских фабрик использует еще один источник доходов, проводя для всех желающих платные экскурсии по производству и предоставляя посетителям возможность собственноручно создать стеклянный елочный шарик.

При небольших вложениях можно организовать при производстве целый туристический комплекс с музеем, магазинами и кафетериями, как, например, сделала финская стеклодувная фабрика, заручившись поддержкой национального совета по туризму Финляндии.

Лилия Сысоева
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Видеосюжет о производстве елочных игрушек

Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментов

Как организовать бизнес по производству музыкальных инструментов

Стоимость открытия своей фирмы по производству музыкальных инструментов может составлять и несколько десятков тысяч рублей – что-то вроде кустарного производства – и несколько миллионов, а иногда даже...

Мгновенный подбор бизнеса

Эксперты портала openbusiness.ru

Татьяна Никитина
Татьяна Никитина

Основатель портала openbusiness.ru. Предприниматель. Бизнес-тренер

Буду рада видеть вас в числе моих друзей

Моя компания - моя крепость

Половину преступлений на предприятии можно предотвратить, скорректировав дизайн пространства. В этой статье рассмотрим, как организовать безопасность на прилегающей территории, в здании и в кабинете.

Экология офиса или работа, которая нас убивает

Офисную работу принято считать одной из самых безопасных, но это далеко не так. В этой статье мы поговорим о безопасности офисной среды и источниках заболеваний, которые находятся в офисе.

10 главных способов произвести впечатление на инвестора

Продолжаем публикацию переводов статей известных западных бизнес-консультантов. На этот раз представляем вашему вниманию перевод статьи Гая Кавасаки «Вперед за золотом».

Все статьи эксперта
Валерий Аллавердян
Валерий Аллавердян

Ведущий эксперт портала openbusiness.ru. Инвестиционный консультант. Бизнес-аналитик

Получить консультацию


Маркетинговая разведка

Инсайдерская и текущая коммерческая информация о конкуренте или её нехватка иногда может привести к серьезным проблемам или, наоборот, к весомым успехам в бизнесе. В этой статье поговорим о разведке.

Как анализировать конкурентоспособность предприятий

Конкуренция и конкурентоспособность - что означают эти термины? По каким показателям можно судить о том, что одна из компанией более конкурентоспособна нежели другая? Ответим на эти вопросы.

Несколько слов о рентабельности…

Рентабельность в бизнес-планировании - штука очень мифологизированная, и далеко не все понимают, что же это такое, зачем она нужна и что показывает. Попробую донести простыми словами.

Все статьи эксперта
Что интересует предпринимателей России?

Бизнес-планы и руководства (openbusiness.ru)

за сегодня 19 833 просмотров

за 30 дней 1 573 998 просмотров

за 365 дней 16 660 105 просмотров

Необычные идеи бизнеса (1000ideas.ru)

за сегодня 3 441 просмотров

за 30 дней 260 593 просмотров

за 365 дней 3 252 248 просмотров

Нам доверяет
7 611 190
предпринимателей страны*

по данным Google Analytics за последние 365 дней

Максимальный эффект от рекламы на openbusiness.ru