Бизнес в России. Руководства по открытию бизнеса в регионах.
Нам доверяют 700 000 предпринимателей страны

Свой бизнес по производству томатной пасты

Как открыть свое производство томатной пасты
 

Общий обзор рынка производства томатной пасты

Часто начинающие предприниматели, задумывающиеся над открытием собственного дела, избегают пищевых производств и ищут другие сферы капиталовложений: строительство и строительные материалы, торговля, непищевые производства и др. И делают это совершенно напрасно – ведь, как известно, собственное дело лучше начинать с наименее рискованных и наиболее простых и дешевых производств.

Причем к технологически несложным и имеющим небольшую себестоимость можно отнести многие производства, в том числе и строительной отрасли.

Но обладающими стабильным и постоянным спросом их назвать нельзя – спрос на строительные материалы, например, сильно зависит от сезонности, а сфера чистой торговли, то есть, по сути перепродаж переполнена множеством крупных, средних и мелких компаний и выйти на рынок достаточно трудно.

Однако относительно пищевых производств на этот счет можно быть совершенно спокойным: спрос на этом рынке устойчив и практически не зависит от сезона, экономической ситуации и других внешних факторов.

Если вы решили заняться производством именно в сфере продуктов питания, то для начала следует выбрать тот сегмент, который наименее сложен в технологическом плане и не требует слишком крупных вложений в оборудование, производственные площади и организацию собственно процесса (в частности, не требующий наличия множества составных компонентов). Одним из множества вариантов, отвечающих вышеперечисленным критериям, является производство томатной пасты.

Томатная паста (или томат-паста) – как известно, продукт, изготавливающийся исключительно из помидоров с добавлением соли. Соотношение составных частей идеально: их всего две, они недороги и в процессе производства не требуют сложной дополнительной обработки с применением высокотехнологических машин.

По сути, томатная паста – просто подсоленные перетертые до гомогенной массы помидоры, уваренные до концентрации сухих веществ от 20 до 40%. Продукт проще представить себе довольно трудно. Как и найти более рентабельный и беспроигрышный вариант для открытия собственного бизнеса, особенно для начинающих предпринимателей.

Технология производства томатной пасты

Сырье – помидоры – загружаются в специальный бункер, который возможно обустроить даже на месте выгрузки автомобилей – если, конечно, сырье поставляют навалом, а не в ящиках или иной таре. Если же такой возможности нет, то помидоры загружаются после извлечения из тары вручную либо с помощью специальных машин.

С помощью ленточного или другого подходящего транспорта помидоры поступают в моечную машину, где обрабатываются на предмет удаления посторонних веществ: грязи, песка, пестицидов и т.п.

До поступления непосредственно в измельчитель помидоры проходят т.н. инспекционный транспортер с ополаскивателем, где работник или работники, в зависимости от объема производства, отбирает непригодные (гнилые, порченные, слишком зеленые и т.п.) овощи, а также подвергает дополнительному споласкиванию недостаточно хорошо мытые.

В измельчитель, таким образом, попадают только прошедшие визуальный контроль помидоры, что исключает производство некачественного продукта. Измельчитель производит резку целых помидоров на небольшие (до 1 см) кусочки, которые легче подвергаются последующему перетиранию в однородную (т.н. гомогенизированную) массу в соответствующей (протирочной) машине.

Следующий этап в производстве томатной пасты – повышение плотности, или количества сухой составляющей в образовавшейся полужидкой массе. Это делается с помощью вакуум-выпарной машины, используемой также и во многих других пищевых производствах для аналогичных целей. Согласно ГОСТ 3343-89, консистенция должна быть доведена до показателей от 25% до 40% сухого вещества в пересчете на общую массу продукта.

После выпаривания уже почти готовая томатная паста поступает в буферную емкость, где происходит добавление поваренной соли – согласно вышеупомянутому ГОСТ, массовой долей не более 1,5% в пересчете на общую массу продукта.

Далее паста попадает в дозатор, с помощью которого порционно разливается непосредственно в торговую тару – стеклянные и жестяные банки и другие емкости.

Разумеется, конечным этапом производства является упаковка, маркировки и (ли) нанесение соответствующих этикеток.

Сырье, сбыт и оборудование для производства томатной пасты

Оборудование для производства томатной пасты можно покупать в двух вариантах: вразнобой или готовой линией. При покупке оборудования для производства томатной пасты отдельными узлами и агрегатами, особенно бывшего в употреблении, вы сможете довольно существенно сэкономить, однако есть и существенный минус: проблема стыковки разнокалиберных и разных по мощности машин и время, затраченное на покупку всего списка.

Готовая линия составлена с учетом технических характеристик каждого агрегата, поэтому проблемы со стыковкой отсутствуют, поставляется в определенный срок, в зависимости от региона производителя и часто монтируется самим продавцом (если, конечно речь опять же не и дет о бывшем в употреблении оборудовании).

Конечно, второй способ приобретения предпочтительней, однако он и несколько дороже. В любом случае, решение о покупке следует принимать исходя из финансовых возможностей и того, насколько масштабным будет бизнес.

Если работать исключительно для торговли в собственном городе или регионе, сотрудничая с двумя-тремя постоянными поставщиками – то это дело одно: бывшей в употреблении техники, собираемой вразнобой вполне хватит.

Если же имеются выходы на межрегиональный или международный рынок томатной пасты, и вы готовы работать с любыми поставщиками, включая импортеров, то технологическая линия «под ключ» – ваш вариант. Но тогда следует ориентироваться на цену чуть выше.

Итак, рассмотрим цены на основные компоненты производственной линии по производству томатной пасты (т.е. без податчиков, транспортеров и другого дополнительного оборудования).

Одним из основных компонентов является вакуумный миксер-гомогенизатор. В зависимости от рабочего объема (т.е. собственно емкости, объема загружаемого сырья) и дополнительных опций – например, регуляторов частоты вращения, механизма автоматического подъема крышки, а также от того, паровой он или электрический цена варьируется от 255-305 тыс.руб. (соответственно паровой и электрический нагрев; емкость – 30 л) до 820-1065 тыс.руб. (соответственно паровой и электрический нагрев; емкость – 300 л).

Далее можно отметить «измельчитель», по-настоящему называющийся «машина универсальная для термизации и измельчения продуктов», цена которого составляет 890-2375 тыс.руб. и, как и в предыдущем случае, зависит от мощности – объема сырья, перерабатываемого одновременно – от 50 до 700 л для приведенного примера. Главный узел – вакуум-выпарной аппарат обойдется (в зависимости от объема бака, в приведенном примере – 50-5000 л) в 250-1630 тыс.руб.

Собственно, этот короткий список и составляет более половины цены линии. Остальное оборудование для производства томатной пасты – дозировочное, укупорочное, фасовочное, транспортировочное и др. – обойдется примерно в такую же цену.

Разумеется, мощность трех основных агрегатов должна совпадать – например, миксер-гомогенизатор рабочим объемом в 30 л нецелесообразно устанавливать с выпарным котлом на тонну, или 1000 л – второй в таком случае будет просто простаивать – не работать на полную мощность.

Относительно сырья можно сказать следующее: даже для самых скромных объемов производства томатной пасты его нужно много.

Классическим сочетанием является соотношение 29:5, или 5,8:1. То есть для получения тонны томатной пасты требуется примерно 6 (точней, 5,8) т сырья. Таким образом, выход получается равным приблизительно 17,25%. Так что следует заручиться поддержкой как минимум нескольких крупных поставщиков, а кроме того, создать приемную сеть у поставщиков помельче.

Идеальным случаем, разумеется, было бы обустройство собственной томатной фермы, т.к. производителей помидоров в промышленных масштабах в нашей стране не так много.

А вот реализация продукции не занимает много времени и сил. Томатная паста – на самом деле, одна из наиболее востребованных вещей в пищевом производстве. Основной ее объем идет на изготовление кетчупа и других подобных соусов, а также восстановленного томатного сока.

Кроме того, томатная паста используется как основа соуса для пиццы, так что если в вашем региональном сегменте рынка есть пиццерии и сети общественного питания – они также станут вашими клиентами.

Относительно экспорта томатной пасты, то не следует забывать, что зарубежные потребители покупают только пасту с концентрацией сухих веществ, приближающейся к 40%, и, разумеется (как впрочем, указано и в отечественных стандартах) – без загустителей и красителей.

Павел Бирюков
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

Видеосюжет о томатной пасте

Перспективное направление в кондитерском бизнесе: производство «экоконфет» (конфет на основе натуральных компонентов)

Перспективное направление в кондитерском бизнесе: производство «экоконфет» (конфет на основе натуральных компонентов)

Общие расходы на аренду помещений и покупку оборудования для небольшого цеха составляют около 2 млн. рублей. На уровень самоокупаемости такое предприятие выйдет не раньше чем через 3-5 лет с начала св...

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал


Подпишитесь на рассылку
и получайте все самые интересные материалы.

Мгновенный подбор бизнеса

Эксперты портала openbusiness.ru

Татьяна Никитина
Татьяна Никитина

Основатель портала openbusiness.ru. Предприниматель. Бизнес-тренер

Буду рада видеть вас в числе моих друзей

Моя компания - моя крепость

Половину преступлений на предприятии можно предотвратить, скорректировав дизайн пространства. В этой статье рассмотрим, как организовать безопасность на прилегающей территории, в здании и в кабинете.

Экология офиса или работа, которая нас убивает

Офисную работу принято считать одной из самых безопасных, но это далеко не так. В этой статье мы поговорим о безопасности офисной среды и источниках заболеваний, которые находятся в офисе.

10 главных способов произвести впечатление на инвестора

Продолжаем публикацию переводов статей известных западных бизнес-консультантов. На этот раз представляем вашему вниманию перевод статьи Гая Кавасаки «Вперед за золотом».

Все статьи эксперта
Валерий Аллавердян
Валерий Аллавердян

Ведущий эксперт портала openbusiness.ru. Инвестиционный консультант. Бизнес-аналитик

Получить консультацию


Маркетинговая разведка

Инсайдерская и текущая коммерческая информация о конкуренте или её нехватка иногда может привести к серьезным проблемам или, наоборот, к весомым успехам в бизнесе. В этой статье поговорим о разведке.

Как анализировать конкурентоспособность предприятий

Конкуренция и конкурентоспособность - что означают эти термины? По каким показателям можно судить о том, что одна из компанией более конкурентоспособна нежели другая? Ответим на эти вопросы.

Несколько слов о рентабельности…

Рентабельность в бизнес-планировании - штука очень мифологизированная, и далеко не все понимают, что же это такое, зачем она нужна и что показывает. Попробую донести простыми словами.

Все статьи эксперта
Что интересует предпринимателей России?

Бизнес-планы и руководства (openbusiness.ru)

за сегодня 14 152 просмотров

за 30 дней 1 871 912 просмотров

за 365 дней 16 249 400 просмотров

Необычные идеи бизнеса (1000ideas.ru)

за сегодня 2 246 просмотров

за 30 дней 309 275 просмотров

за 365 дней 3 222 298 просмотров

Нам доверяет
7 501 327
предпринимателей страны*

по данным Google Analytics за последние 365 дней

Максимальный эффект от рекламы на openbusiness.ru