Бизнес в России. Руководства по открытию бизнеса в регионах.
Нам доверяют 700 000 предпринимателей страны

Производство балетной обуви

Производство балетной обуви

На первый взгляд, эта ниша слишком узкая и не приносит много прибыли. Конечно, у такого специализированного бизнеса есть свои нюансы, особенности и хитрости, знать которые необходимо, если вы хотите добиться успеха в этой области. И в этом случае ваше предприятие может начать приносить хорошую прибыль в первые же месяцы работы.

Качественная балетная обувь стоит недешево – около $25-30 за пару. Высокий ценник обусловлен тем, что при ее изготовлении используются только натуральные материалы и практически вся работа осуществляется вручную. Поэтому не существует двух идентичных пуантов. При этом танцевальная обувь быстро снашивается и всегда востребована. Так, за один сезон прима-балерина использует несколько сотен пар пуант. В среднем же, балерина за год меняет 300 пар обуви. При этом конкуренция в этой сфере очень небольшая.

Количество фирм во всем мире, которые производят высококачественные пуанты, можно пересчитать в буквальном смысле по пальцам. В России есть несколько компаний, которые специализируются на производстве танцевальной обуви: R-Class, Grishko и т.д. Также у нас продается продукция зарубежных производителей (например, Sansha). Но до насыщения ниши еще далеко.

Технология производства обуви для танцев отличается от создания привычных туфлей и балеток. Более того, это намного более сложный, трудоемкий процесс, который осуществляется практически без применения специального оборудования. Специалисты говорят, что самая сложная в технологическом плане обувь – это пуанты. При этом в России нет заведений, где бы можно было научиться шить пуанты. Это мастерство передается из поколения в поколение. Обучают и на производстве, но конкурс на открытую вакансию подмастерья высокий и попасть сюда непросто.

Пуантами называется обувь, которая используется при исполнении женского классического танца. Они состоят из примерно сотни деталей, которые собираются в готовый пуант, идеально облегающий колодку. Процедура их изготовления включает более пятидесяти операций, выполняемых вручную. Готовое изделие должно хорошо просушиться, что также занимает много времени и увеличивает сроки производства.

Танцевальная обувь ручной работы – это особенность, большей частью, российских компаний. В Европе и Америке, несмотря на широко распространенную тенденцию handmade, производство все же более автоматизировано. Сложность производства обусловлена конструкцией изделия: жесткий носок, который называется «коробочкой» или «стаканом», состоит из шести проклеенных слоев текстильного материала и мешковины. Их наклеивают слой за слоем на вывернутый носок, как в папье-маше.

Мастер надевает сырую заготовку на колодку и оглаживает ее, придавая нужную форму, а затем пришивает подошву к многослойному верху. При этом специалист выверяет с максимальной точностью пятак и грани. Качественно сшить верх обуви и подошву на швейной машинке практически невозможно. В этом случае сшиваются лишь верхние и нижние слои, а промежуточные проклеиваются. На внешний вид изделия такие нюансы не влияют. Однако прочность пуантов при этом уменьшается, что очень важно для танцовщицы.

Танцевальная обувь должна выдерживать постоянную и сильную нагрузку. Заготовка с подошвой аккуратно выворачивается налицо. Проклеенные материалы при этом не должны сместиться ни на миллиметр и запачкать клеем верхнюю часть обуви. Затем туфелька снова надевается на колодку. Пока клей не застыл, мастер формует специальным гладким молоточком носочную часть, чтобы придать заготовке вытянутую форму пуанта. Затем пуант снимается с колодки, и в него вклеивается стелька. После чего он снова надевается на колодку.

Носовая часть обуви околачивается и полируется при помощи молотка, им же выравнивается жесткая «коробочка» и «пятачок» туфельки. Все эти манипуляции проводятся аккуратно, с максимальной точностью и при этом быстро: опытный мастер может собрать одну пару пуантов за 30-40 минут.

Для производства качественных пуантов используются только натуральные и безопасные материалы, обладающие таким свойством, как гигроскопичность (способность поглощать влагу). Дешевая обувь из искусственной ткани натирает ногу, способствует появлению мозолей и других проблем. Вес балерины в пуантах приходится на носок – так называемый «пятак». Ранее производители уже предпринимали попытки применять синтетические материалы при производстве пуант: они дешевле и долговечнее натуральных. Но оказалось, что пластиковые «стаканы» приводят к постепенному деформированию стопы танцовщицы, так как пластик не изменяет свою форму под весом тела. Кроме того, в такой обуви не отводится влага, в результате чего при длительном использовании под ногтевыми пластинами у человека образуется грибок, избавиться от которого достаточно сложно.

Самой гигиеничной тканью считается бязь. Коробочка дорогих пуантов изготавливается из шести слоев обычной мешковины, а сверху она закрывается блестящим атласом. Причем используемая атласная ткань была разработана специально для балетной обуви: она состоит из смеси вискозы и хлопка, прочная, красивая, искрится, но не бликует на свету, отличается нейтральным нежно-персиковым цветом, который не отвлекает внимания от танца. Подошва пуант вырубается из кожи. Даже клей на основе крахмала, который применяется при изготовлении балетной обуви, состоит полностью из натуральных компонентов.

Найти опытного и квалифицированного мастера для работы на производстве обуви для танцев не так уж и просто. Даже профессиональный обувщик должен предварительно пройти специальное обучение на производстве. При этом он должен обладать двумя главными качествами – аккуратностью и терпением.

После проклейки пуанты необходимо прошить, что увеличивает срок их эксплуатации. Этот процесс занимает много времени и требует максимальной сосредоточенности, чтобы все швы были аккуратными. Мужчинам же монотонная работа, как правило, быстро надоедает. А женщине с этой процедурой не справиться, так как детали сшиваются вручную и через несколько проклеенных между собой слоев, что требует немало сил. Прошитые и проклеенные пуанты возвращаются на колодку, где они сушатся на протяжении минимум трех дней при комнатной температуре или 16-18 часов в сушильном шкафу. После этого готовая продукция проходит контроль качества. Брак утилизируется, а обувь, соответствующая требованиям, упаковывается и отправляется в магазины или клиентам напрямую.

Пришиванием ленточек к пуантам (они закрепляются на уровне боковых швов с изнаночной стороны туфельки) занимаются, как правило, сами балерины.

Большинство обувщиков, которые специализируются на производстве балетной обуви , нередко изготавливают ее практически под заказ – под потребности и особенности того или иного танцора. Например, обувь для артиста с плоскостопием комплектуется специальными стельками, кто-то просит сделать пуанты посвободнее, а кто-то, наоборот, предпочитает тесную обувь. Хотя в классическом варианте пуанты должны плотно «сидеть» на стопе, не позволяя ей болтаться и поддерживая ее. При этом они не должны пережимать стопу и вызывать болезненные ощущения. Поэтому танцевальная обувь подбирается точно в размер.

Раньше балерины «разбивали» новую обувь с помощью молотка. Дело в том, что несколько десятилетий назад «коробочка» изготавливалась из жесткого клея и сильно натирала ноги танцовщицы. Современные пуанты производятся с применением специального клея, который принимает форму стопы при ношении обуви (приформовывается) и не деформирует стопы. Такую обувь нельзя «разбивать», так как это нарушает целостность конструкции и сокращает срок эксплуатации обуви.

На крупных предприятиях по производству пуант, помимо мастеров, которые занимаются сборкой пуантов и околоткой, работают так называемые технологи-фиттеры – специалисты, которые принимают заказы, общаются с клиентами, подбирают для них обувь и снимают мерки, раскройщики верха обуви, швеи, вырубщики подошвы, стельки, клееварщицы. В небольших кустарных цехах все эти функции зачастую выполняют сами мастера. На большой фабрике, ассортимент которой составляет около 4000 моделей, один мастер производит в день минимум двенадцать пар пуант. Стандартный размерный ряд – от 32 до 43,5 размера.

Российские производители обуви для танцев открывают собственные фабрики на территории нашей страны. В Китае пошив обуви обходится на порядок дешевле, но такая схема работы не подходит для изготовления качественной обуви и туфлей по индивидуальным меркам: слишком сложно контролировать качество продукции, а долгая транспортировка колодок на производство и готовой обуви в Россию увеличивает сроки и снижает производительность.

Итак, для открытия собственного производства пуант понадобятся площади под цех и складские помещения. Помещения должны быть достаточно просторными: швеи, клееварщицы, мастера находятся, как правило, в отдельных комнатах. Все они должны хорошо проветриваться и освещаться. Из мебели необходимы стеллажи для хранения материалов, столы для раскройки, для работы и швейных машин, а также стулья. Кроме того, понадобится отдельное подсобное помещение, где рабочий персонал сможет отдохнуть или пообедать, со столом, стульями, микроволновой печью, холодильником и раковиной.

Несмотря на то, что производство пуантов осуществляется, как уже упоминалось выше, практически вручную, без специального оборудования не обойтись. В первую очередь, понадобятся швейные машины, емкости для варки клея, колодки, тиски и пр. Еще одна значимая статья расходов – заработные платы работникам. С одной стороны, открывать производство дешевле в регионах, отдаленных от столицы и других крупных городов, так как заработные платы в областях на порядок ниже московских. С другой стороны, найти опытных мастеров даже в столице непросто. Сначала подмастерье-обувщик проходит обучение в течение 2-3 недель под руководством специалиста. Потом минимум год он выполняет несложные заказы. И лишь после этого ему поручают более сложную и ответственную работу.

На фабрике компании Grishko стажеры получают стипендию в размере до 10 тысяч рублей плюс доплаты за пары обуви, которые прошли контроль. Мастера зарабатывают, в зависимости от разряда (всего их шесть), минимум 20 тысяч рублей в месяц. Таким образом, для оптимизации издержек целесообразно переносить ваше производство в регион, но лишь в том случае, если вы сами являетесь хорошим специалистом и знакомы со всеми нюансами производства или у вас есть такой мастер в штате, который согласен переехать для работы в область.

Все материалы и сырье для производства приобретаются в Европе (преимущественно в Чехии, Италии и Франции). К сожалению, продукция российских компаний неконкурентоспособна ни по цене, ни по качеству.

Поиск каналов сбыта – это самая большая и важная проблема производителей любой продукции, тем более, столь специализированной, как пуанты. Лишь одна российская компания, активно поставляющая свою продукцию за рубеж, рекламирует ее в тематических печатных изданиях (в основном, западных) и в интернете. Большинство компаний тесно сотрудничают с театрами, балетными студиями и училищами искусств, напрямую предлагая им свою продукцию со скидками. И особенно эффективно в этой сфере работает «сарафанное радио».

Оценка качества и удобства пуант очень субъективна. Как правило, балерина выбирает ту или иную модель обуви, которая идеально ей подходит, и редко изменяет своему выбору. Соответственно продукцию этого производителя она будет рекомендовать своим знакомым, коллегам и ученикам.

Размер первоначальных инвестиций в этом бизнесе назвать невозможно, так как он зависит от многочисленных нюансов – места расположения производства, его объемов и вида продукции, ориентации на внутренний или внешний рынок и т. д.

К примеру, у крупнейшего российского производителя – четыре фабрики, на которых работает свыше 500 человек. У других отечественных компаний производственные мощности и объемы намного скромнее. После выхода на уровень самоокупаемости и получения стабильной прибыли компании расширяют свой ассортимент и выпускают не только пуанты, но и обувь для других видов танцев, балетные пачки, костюмы для выступлений и т. д.

Лилия Сысоева
(с) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал


Подпишитесь на рассылку
и получайте все самые интересные материалы.

Мгновенный подбор бизнеса

Эксперты портала openbusiness.ru

Татьяна Никитина
Татьяна Никитина

Основатель портала openbusiness.ru. Предприниматель. Бизнес-тренер

Буду рада видеть вас в числе моих друзей

Мерчандайзинг или как увеличить сбыт в магазине

Как сказал Уильям Уэллс: «Магазин – это место встречи покупателя, товара и денег». А благодаря искусству мерчендайзинга место встречи изменить в лучшую сторону можно в любой момент.

Обратная сторона скидки

«Многие разорились из-за того, что старались купить на грош дешевле», – сказал Б. Франклин. Мы же перефразируем утверждение политика и уточним: «Многие разорились, стараясь ПРОДАТЬ на грош дешевле».

18 фатальных ошибок начинающих предпринимателей

“Ищите новую нишу”, “неуклонно следуйте своей цели”, делайте “минимум усилий и достигайте максимум результата” - в этой статьей не об этом. Пол Грэхем опровергает классические постулаты успеха.

Все статьи эксперта
Валерий Аллавердян
Валерий Аллавердян

Ведущий эксперт портала openbusiness.ru. Инвестиционный консультант. Бизнес-аналитик

Получить консультацию


Маркетинговая разведка

В большинстве случаев для сбора конкретной информации можно пользоваться вполне легальными методами, не противоречащими действующему законодательству. Как правило, для каждого исследования разрабатывается своя методология. Главное - правильно сформулировать цели и задачи.

Как анализировать конкурентоспособность предприятий?

Конкуренция и конкурентоспособность - что означают эти термины? По каким показателям можно судить о том, что одна из компанией более конкурентоспособна нежели другая? Ответим на эти вопросы.

Несколько слов о рентабельности…

Рентабельность в бизнес-планировании - штука очень мифологизированная, и далеко не все понимают, что же это такое, зачем она нужна и что показывает. Попробую донести простыми словами.

Все статьи эксперта
Что интересует предпринимателей России?

Бизнес-планы и руководства (openbusiness.ru)

за сегодня 32 280 просмотров

за 30 дней 1 578 085 просмотров

за 365 дней 14 249 013 просмотров

Необычные идеи бизнеса (1000ideas.ru)

за сегодня 6 234 просмотров

за 30 дней 322 185 просмотров

за 365 дней 3 001 307 просмотров

Нам доверяет
6 800 621
предпринимателей страны*

по данным Google Analytics за последние 365 дней

Максимальный эффект от рекламы на openbusiness.ru