Готовые руководства по открытию любого вида бизнеса


Как заработать на производстве фильмов или наш ответ Голливуду

(ОКВЭД 2) Раздел J: Деятельность в области информации и связи
(ОКВЭД 2) 59.11 Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ

Инвестиции от 12 000 000 руб.

Все материалы по тегу: кинопроизводство


Американская «Фабрика грёз» - Голливуд - доминирует по количеству выпускаемых кинофильмов не только в своей стране, но и во всем мире. Но это не значит, что все кино делается только в США. В определенной мере, несмотря на засилье американского кино, российский кинематограф открыт для всех желающих попробовать себя на поприще производства фильмов даже немного более, чем калифорнийский.

Конечно, затраты, предстоящие начинающему продюсеру, довольно значительны, но и в случае успешного проката он получит немалые барыши. Именно этот фактор и привлекает инвесторов в сферу кино вообще и российского кино в частности.

Ищем свой стиль

Перед тем, как приступить к производству собственного фильма, следует определиться с основными его параметрами. Как-то: жанр, продолжительность (т.е. теле- или кино-формат), сюжетная фабула, использование спецэффектов и(ли) другой специальной техники и т.п.

Во всех этих вопросах необходимо быть предельно внимательным - ведь именно эта стадия, по большому счету, и является залогом будущего успеха. Начать следует, конечно, с жанра.

В данном случае мы будем говорить именно о кинофильме, т.е. картине, предназначенной к прокату в кинотеатрах. Итак, от выбора жанра зависит не менее 50% будущего успеха вашего фильма. Разумеется, беспроигрышного варианта, т.е. фильма, который понравился бы решительно каждому зрителю, до сих не удалось снять никому. Однако, некоторые общие тренды, т.е. примерное направление зрительских симпатий приблизительно известно каждому режиссеру или продюсеру.

Не стоит забывать, что вы хотите снять именно коммерчески успешный фильм, т.е. такой, который сможет привлечь большинство зрителей. Поэтому стоит отказаться от таких жанров, как ужасы (и все их подвиды - хоррор, слэшер и т.п.); «фильмы для взрослых», т.е. эротика (ведь тогда ленте присвоят рейтинг «детям до 18», а именно дети и подростки составляют немалую часть зрительской аудитории - они более активны, чем другие слои населения, а, кроме того, у них просто больше свободного времени на походы в кино) и, разумеется, документальный (исторический, биографический и т.п.).

Со вторым и последним вроде бы все ясно. Но почему все-таки не фильм ужасов? Ответ прост: из-за тех же детей, а кроме того, существует еще две причины. Первая состоит в том, что данный жанр - что называется «на любителя», а число его поклонников относительно невелико.

Кроме того, поклонники ужасов часто входят в аудиторию фильмов смежных жанров: триллеров, детективов и т.п.

Второй фактор: в нашей стране вообще трудно найти соответствующего режиссера (об иностранных режиссерах здесь речь не идет - они слишком дороги, да и языковой барьер преодолеть будет сложно).

Итак, продолжим выбор жанра. Упомянутые триллер и детектив тоже вряд ли нам подойдут: первый - в основном, из-за того же возрастного рейтинга, второй - слишком специфичен, да и немного устарел для показа на больших экранах.

Однако, в погоне за молодым поколением не следует упускать из внимания более старшее. Таким образом, жанры «аниме» и «детский фильм» и «мультфильм» также нам не подходят.

Кроме того, производство таких картин потребует наличия художников-мультипликаторов, специалистов по модным сегодня компьютерным мультфильмам и т.п. Подбором такого количества профессиональных и узкоспециализированных работников может себе позволить заняться лишь крупная студия.

Остается не так много жанров, которые мы рассмотрим вкратце, чтобы не повторяться. Например, боевик, криминальный фильм, фильм-нуар, вестерн или лента на военную тематику не подойдут в силу специфики каждого из них.

Боевики, криминальные фильмы и фильмы про войну подразумевают насилие, а, значит повышенный рейтинг. То же самое относится и к вестернам, хотя главная причина все-таки их архаичность.

Фильм-нуар, конечно, может быть и не связан с насилием (хотя это несколько противоречит законам жанра), но он весьма специфичен и в России вряд ли найдутся соответствующие режиссеры.

Далее идут приключения, фантастика и фэнтези. Коммерчески они весьма успешны, но зато и очень затратные: масштабные батальные сцены, компьютерная графика, монстры и тонны грима влетают создателям фильма в копеечку. Нам он не подойдет именно из-за высокой себестоимости.

Драма и мюзикл отпадают из-за своей специфичности: на первую не пойдут подростки, второй требует масштабных затрат на написание музыки и стихов к ней, что, конечно, дороже, чем прозаический сценарий.

Т.н. «спортсфилмс» или «спортмуви», также могут быть успешными, но также требуют чрезмерных затрат на реквизит, аренду, например, настоящего стадиона и(ли) спортзала и заполнение их «болельщиками»-статистами.

Таким образом, методом исключения, мы выяснили, что оптимальным вариантом будут: комедия, мелодрама и семейный фильм. Собственно, эти жанры в определенной мере смежены, поэтому их можно свободно комбинировать в соответствие с собственным вкусом и трендом зрительских ожиданий.

Все вышеприведенные данные легко подтвердить статистически: достаточно взглянуть, какие фильмы шли в течение первого полугодия в кинотеатрах нашей страны. Таблица ниже иллюстрирует статистику за первые полгода 2011

Жанр киноленты Количество
Комедия, семейный, мелодрама 73
Драма 29
Триллер, ужасы 24
Фантастика, фэнтези 15
Боевик, военный, криминал 9
Другие 9
Приключенческий, вестерн 8
Мультипликационный 7

Как видно, из 174 вышедших в прокат фильма 73 (или 42%) - искомого нами жанра.

Кроме того, семейное «драмеди», как его называют в Голливуде, не требует сверхспособного режиссера и талантливых актеров - фильм исключительно развлекательный, роли просты и сглажены, и поэтому с такой работой справятся и студенты последних курсов актерского мастерства. Что немаловажно, это касается и детей, без участия которых семейный фильм просто немыслим.

Сценарий

Итак, с жанром мы определились. Настала очередь сценария. Конечно, в нашей стране нет такого обширного рынка сценариев, как в Голливуде, но выходы из этого положения есть.

В интернете существует масса страниц, где предлагается купить готовый сценарий. Разумеется, цена будет договорная, но никак не меньше $5000, что в пересчете на рубли составляет порядка 150000.

Хотя за хороший сценарий можно отдать и больше. Есть еще один вариант: если вас не устраивает ни один из предложенных сценариев, можно просто заказать новый опытному автору-составителю.

В принципе, это обойдется в ту же сумму, но займет некоторое время. Вообще, нормой считается цифра в 15000 долларов США, но не более 15% от бюджета фильма[5].

Набор актеров и техперсонала

Теперь пришло время поговорить о наборе актерской и технической группы, а также поиску режиссера. Сложнее всего будет, конечно, с актерами.

Если взять только непрофессиональных и неизвестных актеров, это обойдется дешевле, но может сказаться на качестве фильма и уж точно скажется на его популярности – люди, как правило предпочитают видеть на экранах уже известные им лица.

Но противоположный путь, т.е. набрать известных профессионалов потребует слишком больших затрат. Конечно, это сразу отобразится на популярности картины.

Из крайних вариантов, как водится, следует выбрать нечто среднее. Например, на центральные (то есть как минимум первые и вторые) роли можно взять «звезд» телесериалов, чьи лица уже будут знакомы зрителю, а оставшиеся позиции комплектовать из местных театралов или студентов соответствующих учебных заведений.

Обычная сумма оплаты второстепенным актерам колеблется в пределах $20-100 за съемочный день.

Средняя ставка довольно известных актеров, уровня вторых-третьих ролей телесериалов – от $400 до $1000.

От 2 до 10 тысяч «стоят» уже известные на в России «звезды». Исходя из этих цифр и следует рассчитывать бюджет, с учетом того, что в среднем съемки длятся примерно 1-2 месяца.

Массовка стоит от 50 (не костюмированная) до 500 (костюмированная) руб. за 1 день.

Как уже было сказано, фильм такого жанра не предусматривает наличия профессионального режиссера, но, разумеется, в этом вопросе также нужно соблюдать осторожность: совсем некомпетентный человек испортит все ваши усилия.

Гонорар режиссера-постановщика составляет от $25000 до $40000 для фильма выбранного нами формата.

Оператор-постановщик обычно подбирается вместе с режиссером, оплата его труда составляет примерно 70-75% от гонорара режиссера, т.е. $17500-30000.

Кроме того, понадобятся также художник-постановщик, композитор, ассистент (или ассистенты) режиссера, второй оператор, звукорежиссер и некоторые другие специфические работники.

Суммарно, оплата их труда составит порядка $100-120 тыс. за весь период съемки.

Кроме всех вышеперечисленных, понадобится некоторое количество технических работников: гримеров, декораторов, постановщиков, бутафоров, осветителей и прочий вспомогательный персонал (водители, уборщики и т.д.).

В сумме с арендной платой за съемочный павильон и технику (камеры, рампы, декорации, реквизит и т.д.) оплата их труда составит порядка $150-200 тыс. за весь период съемок.

Как уже было упомянуто, работа непосредственно с актерами продлится около 1-2 месяцев. Затем некоторое время (обычно также 1-2 месяца) понадобится на монтаж, озвучивание, оцифровка и прочие технические процедуры.

В это время оплачивается труд только технических специалистов: звукооператоров, программистов и т.п.

Это время называется «пост-продакшн». В идеальном случае в это время проводится рекламная кампания готовящегося к выходу фильма. Затраты на кампанию следует соотносить с ожидаемой прибылью от проката.

Кроме того, если фильм окажется коммерчески успешен, можно наладить также его выпуск на дисковых носителях: DVD и BD. Это потребует некоторых затрат, которые, впрочем, быстро и прибыльно окупятся.

Как видно, общую сумму затрат подсчитать точно заранее невозможно. Она зависит, главным образом, от уровня актеров, режиссера и других авторов фильма и длительности съемочного процесса.

В общем и целом, самой минимальной суммой для производства достаточно качественного и предполагающего хотя бы средний уровень рентабельности кинофильма, можно назвать примерно около $400000, или 11,5 миллионов рублей без учета рекламы.

Елена Андрианова
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные

Интересные бизнес идеи