Готовые руководства по открытию любого вида бизнеса


Свой бизнес: Служба офисной доставки

(ОКВЭД 2) Раздел H: Транспортировка и хранение
(ОКВЭД 2) 53.20.31 Деятельность по курьерской доставке различными видами транспорта

Инвестиции от 550 000 руб.

Все материалы по тегу: грузоперевозки


В отличие от почтальонов, курьеры, кроме прессы и корреспонденции, доставляют самые разные вещи: от эксклюзивных подарочных кукол в человеческий рост до корзин с фруктами и образцов строительных материалов.

Служба офисной доставки: Ситуация на рынке

Как утверждают участники рынка, занимаясь одной лишь доставкой, много не заработаешь. Со временем некоторые курьерские службы обзаводятся собственными рекламно-информационными изданиями. Однако оптимальным вариантом является создание службы доставки при подписном агентстве. В этом случае курьеры, разносящие прессу, разносят по маршрутам параллельно рекламные материалы, письма и подарки. При этом рентабельность, которая у «чистых» служб доставки составляет около 15%, может увеличиться вдвое.

А вот при рекламных агентствах, клиенты которых тратят на доставку рекламных материалов солидные суммы, курьерские службы создаются редко. Чаще рекламисты попросту становятся клиентами служб доставки. Еще одна категория, пользующаяся услугами курьеров, — редакции периодических изданий. Им зачастую выгоднее пользоваться услугами специализированных компаний, чем заниматься организацией работы курьеров самостоятельно.

В целом объемы украинского рынка доставки составляют порядка $10 млн., причем, по словам экспертов, где-то 15% этой суммы приходится на доставку прессы подписными агентствами, около 55% — на рекламные материалы, остальные 30% — «чистая» доставка писем, подарков, цветов и т.д.

Основные объемы рынка обеспечивают сотрудники десяти крупных служб доставки, как международных (DHL, «Сити Экспресс»), так и украинских («059», «Курьерская служба доставки», «Профи», «Саммит», «Соната» и т.д.). Причем, крупные компании, не имеющие представительств в регионах, пользуются услугами более мелких, региональных участников рынка, передавая им свои заказы. За счет приемлемых цен работать с местными службами доставки «монстрам» гораздо выгоднее и удобнее, чем развозить заказы самостоятельно. Можно сказать, что у небольших региональных служб доставки перспективы пока неплохие, чего не скажешь о столичном рынке, который уже практически насыщен.

Новым компаниям сегодня тяжело занять свою нишу на рынке. Специфика работы курьерских служб такова, что компания растет и развивается постепенно. Сначала нужно обеспечить полную загрузку курьеров, а для этого необходимо иметь заказы, которые появляются лишь после наработки большой клиентской базы, на что потребуется не один месяц.

Подписным агентствам проще — у них база адресов, по которым можно разносить рекламные материалы, формируется автоматически из базы подписчиков.

В среднем, услуги курьерских служб стоят от 30 коп. до 1 грн. за доставку одного материала (рекламной листовки, газеты, журнала, каталога и т.д.). Расценки могут повышаться в зависимости от срочности и условий заказа, а также специфики работы служб. Наличие у курьеров служебного транспорта существенно удорожает доставку. Приходится доплачивать и за срочность. Обычный же заказ, т.е. заказ прессы либо рекламных материалов тиражом до 5 тыс. обычно доставляется за два-три рабочих дня.

Как утверждают участники рынка, работой они обеспечены круглый год. Особой сезонности не наблюдается, хотя перед праздниками все массово заказывают доставку подарков и цветов друг другу, а летом происходит небольшой спад, который, впрочем, компенсируется возросшими заказами со стороны туристических компаний. Так что сезонность больше зависит от сферы деятельности клиентов: летом это турфирмы, осенью — компании, торгующие канцелярскими принадлежностями и товарами для офиса.

Служба офисной доставки: Кадры

Организация службы доставки — дело довольно хлопотное, и человеческий фактор играет тут не последнюю роль. Схема работы курьерской службы выглядит следующим образом: менеджер принимает клиентский заказ, далее заказ комплектуется и равномерно распределяется по всем курьерам согласно разработанным оптимальным маршрутам доставки, причем в крупных городах многие службы закрепляют за каждым небольшим участком города отдельного курьера. Каждое утро работники доставки приходят в офис, забирают из своих ячеек заказы и убегают на маршруты, а вечером приносят в контору маршрутные листы с подписями получателей. Но это в идеале. На практике же курьер может заболеть, проспать, задержаться, внезапно уехать и «вывалиться» из рабочего графика. А каждый недоставленный или доставленный не вовремя заказ — серьезный удар по имиджу конкретной службы и рынка в целом.

По словам опытных игроков, чтобы не допускать «проколов», для организации действующей в крупном городе службы доставки необходимо иметь штат, как минимум, из 20 курьеров. Чем больше курьеров — тем лучше, но при этом нужно следить за тем, чтобы все сотрудники были постоянно загружены работой, ведь фиксированную ставку курьеры получают очень редко, чаще их зарплата состоит из процентов за разнесенные заказы. Естественно, «простаивающие» курьеры, не получающие зарплату, немедленно начнут разбегаться, а найти нового хорошего сотрудника обычно весьма нелегко. И проблема даже не в профессиональных, а в редких для сегодняшнего дня моральных качествах: усердии, честности и порядочности. Именно по этой причине курьерские службы предпочитают брать на работу людей постарше.

Что касается высшего образования, то оно не имеет особого значения, поскольку предварительно наши курьеры проходят обязательный инструктаж. Но обучить сотрудника технике работы несложно, гораздо труднее найти подходящего работника, который соответствовал бы всем требованиям фирмы.

Еще один спорный вопрос, связанный с организацией работы курьеров, — форма. Сегодня своих сотрудников обеспечивают форменной одеждой лишь международные и крупные украинские службы доставки. Выгоды в виде создания имиджа и лишней рекламы перекрываются затратами на униформу, ведь одежду нужно шить индивидуально на каждого сотрудника, вводить для сотрудников залоговую стоимость, что является экономически непривлекательным в условиях большой текучести кадров среди курьеров и повышает цены услуг курьерских служб. По той же причине компании не спешат усаживать своих сотрудников на автомобили, скутеры или даже просто велосипеды. Постоянные пробки, сложности с парковкой и дополнительные затраты на содержание техники вынуждают службы доставки делать выбор в пользу общественного транспорта, хотя несколько авто для доставки крупных заказов имеются практически у каждой курьерской службы.

Служба офисной доставки: подводные камни

На организацию курьерской службы в пределах одного города, по словам специалистов, потребуется около $15-20 тыс. Однако арендовать помещения под офис и склад, нанять курьеров и организовать рекламную кампанию несложно, гораздо труднее и дольше создавать адресную базу, по которой можно было бы доставлять рекламные материалы.

Можно, конечно, купить уже готовую базу данных либо воспользоваться «Желтыми страницами», однако адреса и телефоны фирм часто меняются, компании ликвидируются либо переезжают, постоянно создаются новые фирмы — одним словом, заниматься обновлением баз данных службам доставки приходится ежедневно и самостоятельно.

Кроме офисов юридических лиц, многие курьерские службы доставляют рекламные материалы в почтовые ящики жителей городов. В этом сегменте главным своим конкурентом службы доставки считают «Укрпочту», которая хотя и теряет сегодня киевский рынок, однако все еще остается монополистом в маленьких городах и частном секторе.

Возможно, со временем найдутся инвесторы, которые смогут скупить и объединить несколько курьерских служб и сделать хорошую альтернативу «Укрпочте». Сегодня же эта организация сдает свои позиции. Обращаясь в службы доставки, клиентам в случае чего есть с кого спрашивать, с кем обсудить возникшую проблему и найти компромисс. Решать же проблемы с «Укрпочтой» невозможно, поэтому многие крупные клиенты отказываются от услуг этой компании.

Впрочем, заказчиков теряют и другие службы доставки. Так, среди клиентов курьерских служб сегодня становится все меньше супермаркетов, которые для доставки рекламно-информационных материалов обзаводятся собственными службами.

Пробуют силы на рынке курьерской доставки и редакции изданий. Сегодня многие редакции стараются оформлять подписку читателей своими силами, минуя «Укрпочту» и подписные агентства.

Безусловно, курьерский сервис в Украине успешно развивается и будет развиваться в дальнейшем. Многие иностранные компании продолжают открывать в Украине свои представительства и филиалы. Поэтому перспективы у этого вида бизнеса есть и перспективы неплохие.

По материалам статьи Ольги Бурьян для журнала Власть денег

*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные

Интересные бизнес идеи