свой бизнес: Приготовление салатов для розничной торговли

свой бизнес:

Приготовление салатов для розничной торговли

Рубим капусту с утра до вечера!

Рентабельность приготовления салатов для розничной торговли доходит до 60%. В последние годы этот традиционно «домашний бизнес» приобрел промышленные масштабы. Какие перспективы он открывает?

За что любят салаты?

Редкий супермаркет не торгует сегодня салатами «вразвес», а продукцию, расфасованную в пластиковые баночки, можно найти даже в самом маленьком магазине «у дома». Московские ритейлеры подсчитали: отсутствие салатов в ассортименте крупного магазина влечет потерю трети потенциальных покупателей. И напротив, увеличив приток посетителей за счет любителей салатов всего на 5%, торговое предприятие может нарастить прибыль на 15-20%. Прибыль эта складывается не только благодаря салатам, но и за счет продажи сопутствующих товаров. Зайдя в магазин «за салатиком», покупатели могут заодно взять и другие продукты.

Рост потребления салатов подтверждает и статистика. Так, компания «Белая Дача Трейдинг» в 2003 году реализовала салатов на 66% больше, чем в 2002 году. А компания «Гурмания Сервис» за два последних года увеличила поставки салатов в торговую сеть «Седьмой континент» на 70%. Такой бурный рост «салатного» бизнеса вполне закономерен. В столице становится все больше людей, имеющих плотный рабочий график, которым просто не хватает времени на то, чтобы «настрогать» дома «чего-нибудь вкусненького». Им гораздо проще купить готовый продукт. Тем более, что сегодня любой покупатель может найти в магазине салат на свой вкус и кошелек.

По мнению маркетологов, постоянных потребителей салатов можно разделить на две группы. Во-первых, это женщины, желающие сократить время на домашнюю стряпню. Во-вторых, холостые мужчины, для которых самим приготовить вкусный салат, состоящий из множества компонентов, практически нереально. И, кроме того, к ним время от времени присоединяются те, кто покупает «магазинные» салаты по праздникам. Так, в канун минувшего Нового года за салатами в столичном супермаркете «Перекресток» нужно было отстоять почти час. Но хозяйки не жаловались, понимая, что самостоятельная готовка нескольких видов салатов к праздничному столу займет еще больше времени.

Три команды игроков

Рынок свежих салатов условно делится на три сегмента. К первому относятся полуфабрикаты из свежих резаных овощей, без консервантов и заморозки, а также смеси из них. Фирм, производящих такую продукцию, на московском рынке крайне мало. Безусловным лидером здесь выступает подмосковная компания «Белая Дача Трейдинг», выпустившая в прошлом году почти 2000 тонн овощных полуфабрикатов.

Вторая группа – готовые салаты из свежих и вареных овощей с использованием заправок: майонеза, масла, уксуса и специй. В Москве и Подмосковье насчитывается несколько десятков фирм, выпускающих такую продукцию: «Империя ХХI», «Славянсалат», «Арирам», «Сольер», «Гурмания Сервис», «Сэнтелис», «Хорошие продукты» и другие.

Отдельно нужно отметить корейские салаты, хотя сегодня это уже достаточно условное понятие. Начав с блюд по национальным рецептам, представители корейской диаспоры постепенно расширили ассортимент. И сегодня на «корейских» лотках можно купить самые разнообразные салаты, традиционные для России: тот же «оливье» или «сельдь под шубой».

– Интересно, что популярная острая морковка на самом деле не является исконным корейским блюдом, – говорит коммерческий директор компании «Савон-К» Юлия Югай. – Его когда-то придумали советские корейцы, изучившие вкусы россиян. Рецепт прижился, став своего рода брэндом и основой салатного бизнеса многих корейцев, проживающих в России.

Зачем свой цех магазину?

В последние годы свои собственные цехи по производству салатов стали открывать многие крупные магазины. Так, сегодня они есть в сетях «Столица» и «Патэрсон». Строит свой цех «Перекресток».

Иметь свой цех магазину выгодно уже хотя бы потому, что он позволяет пустить в дело некондиционные овощи, которые из-за неприглядного внешнего вида не берут покупатели. Но дело не только в этом.

– В Москве много фирм, производящих салаты, но качество их зачастую оставляет желать лучшего, – говорит директор департамента продаж сети универсамов «Патэрсон» Светлана Фриденберг. – А в продукции своего салатного цеха мы уверены, так как контролируем всю производственную цепочку, начиная с закупок сырья.

Впрочем, производители считают, что тенденция к созданию собственных цехов при магазинах достаточно слаба и в будущем розница не сможет обойтись без сторонних поставщиков.

– Магазинам объективно выгоднее сотрудничать с производителями готовых салатов, – утверждает директор по маркетингу холдинга «Белая Дача» Алексей Заславский. – Это сокращает их затраты на содержание производственных зон, освобождает от дополнительных издержек, связанных с производством. Постепенно с рынка будут вытеснены мелкие нерадивые производители. Останутся только те, чьи цехи будут соответствовать европейским нормам контроля за качеством.

Ценовой порог

Рентабельность производства салатов колеблется в пределах 10-60%. Во многом размер прибыли зависит от сезона.

– Российские сельхозпредприятия не могут круглый год обеспечивать производителей салатов свежими овощами. Приходится покупать импортные овощи, которые значительно дороже, – говорит Алексей Заславский. – Влияет на рентабельность и умение закупщика верно определить качество сырья. Прогадаешь – немалая часть уйдет в отходы.

Производители страхуются от поставок некачественного сырья разными способами. Например, это может быть предварительная закупка маленькой партии овощей «на пробу». Или приглашение на работу опытного снабженца.

– Чтобы не ошибиться при выборе свежих овощей, мы пригласили на должность снабженца бывшего фермера, – говорит Юлия Югай. – Его опыт много раз уберегал от закупок некондиционного сырья.

Рентабельность зависит также от стоимости продуктов, использованных для приготовления блюда. Например, до 60-70% себестоимости салатов из морепродуктов приходится на дорогие ингредиенты – мидии, кальмары, крабы. Но потребители изысканных салатов – люди обеспеченные. И они готовы покупать их по высоким ценам, от 25 рублей за 100 граммов.

Сложнее с недорогими салатами из морковки, капусты и свеклы. Народ привык покупать их дешево, поэтому сильно накручивать цену на них производители не могут. Даже если того требуют обстоятельства.

– Весной свекла на оптовом рынке дорожает в пять-шесть раз, – рассказывает Юлия Югай. – Тогда мы временно прекращаем делать свекольные салаты – по новой цене их никто не купит.

Уровень продаж салатов подвержен сезонным колебаниям.

– Особенно заметно снижаются продажи в июле-августе, в период отпусков, – рассказывает генеральный директор компании «Гурмания Сервис» Александр Квасов. – А с сентября спрос повышается и держится до следующего лета. Резкие всплески продаж наблюдаются перед праздниками, особенно новогодними, и в периоды религиозных постов.

Как обойти конкурентов?

Несмотря на бурный рост «салатного» рынка, конкуренция на нем уже достаточно высока.

– Не стоит обольщаться «приветливостью» рынка, – говорит коммерческий директор компании «Империя ХХI» Роман Нужнов. – Год от года растет число производителей, и расширять дистрибьюторскую сеть становится все труднее.

На общем фоне роста потребления салатов во многих компаниях наблюдается тенденция к сокращению производства и продаж. Но это скорее касается мелких производителей, имеющих небольшой ассортимент продукции и делающих салаты почти «на коленке» – в маленьких цехах.

– Продукцию хорошего качества производит достаточно мало салатных фирм, – говорит генеральный директор компании «Арирам» Светлана Ким. – Для обеспечения высокого уровня качества необходимы соответствующий опыт, значительные финансовые вложения, возможность оплачивать работу хороших специалистов, которых на самом деле немного. В качестве достойных конкурентов в сегменте весовых салатов, кроме своей компании, я бы отметила компании «Империя ХХI», «Сольер» и «Гурмания Сервис».

С этими компаниями в основном и работают крупные сетевые магазины, обеспечивающие им большую часть продаж.

– Увеличение объемов продаж у нас происходит не за счет привлечения новых партнеров, а за счет расширения торговых сетей, с которыми мы давно работаем, – рассказывает Светлана Ким. – Например, мы начали сотрудничать с компанией «Рамэнка» семь лет назад, когда открылся первый «Рамстор». А сейчас их в Москве уже 20.

Но чтобы стать поставщиком салатов для крупных сетей и отдельных супермаркетов, необходимо иметь в ассортименте большое количество вариантов продукции высокого качества.

– Сегодня мы обрабатываем 29 наименований овощей, из которых производим около 60 видов нарезки и сложных салатов, – рассказывает генеральный директор компании «Белая Дача Трейдинг» Надежда Чмыра. – При этом пожелания у наших клиентов могут быть самые разные: одному нужна морковь, нарезанная соломкой, другому – кубиками 5х5 мм. Мы способны удовлетворить их потребности. Благодаря этому лояльность клиентов к нашей компании очень высока.

– В ассортименте нашего салатного цеха свыше 130 наименований сертифицированной продукции, – говорит генеральный директор компании «Гурмания Сервис» Александр Квасов. – Это не означает, что в производстве находятся сразу все позиции. Отдел маркетинга постоянно анализирует продажи. Если по каким-то позициям происходит заметное снижение спроса, они немедленно снимаются с производства и заменяются другими.

При создании новых видов салатов технологи производства опираются в первую очередь на вкусы покупателей. А новые уникальные рецепты продвигаются на рынок так же, как любой другой продукт питания, – с помощью дегустаций и различных рекламных акций.

– Ассортимент салатов, выпускаемых цехом сети «Патэрсон», насчитывает 75 позиций, – говорит Светлана Фриденберг. – Обновление салатов идет примерно четыре раза в год. Неизменной остается только «классика» – оливье, свекла с чесноком и сыром, винегрет и некоторые другие. Идеи для новых рецептов мы черпаем в эксклюзивных рецептурных изданиях, а также применяем авторские наработки наших технологов.

Помимо магазинов, готовые салаты и полуфабрикаты для их приготовления могут поставляться в сети кафе быстрого питания.

– Не менее 50% салатных полуфабрикатов потребляется именно в сетях фаст-фуда, – говорит Алексей Заславский.

Беспокойное хозяйство

К организации салатного цеха санитарные службы предъявляют очень жесткие требования. Оптимально для этих целей подходят бывшие пищевые производства или помещения столовых. Кроме того, цех придется сертифицировать.

На закупку простейшего оборудования – холодильников и овощерезок – для маленького цеха, производящего несколько видов салатов (до 100 кг в смену), хватит $10-15 тыс. Ведь на небольших предприятиях большинство операций – чистка овощей и нарезка многих компонентов – производится вручную. Соответственно, нет необходимости закупать разнообразную и дорогостоящую технику.

А вот в организацию крупного «салатного» предприятия нужно вложить денег на порядок больше.

– На организацию мощного цеха по производству свежих овощных полуфабрикатов понадобится не менее $200 тыс., – считает Алексей Заславский. – Такое предприятие может выдавать 50 тонн продукции в месяц.

Рынок оборудования по переработке овощей пестрит предложениями. Успешные компании-производители предпочитают импортное: оно надежней, экономичней, долговечнее. Впрочем, даже в крупных цехах большинство технологических операций до сих пор выполняется вручную.

– На нашем производстве только половину операций по переработке овощей производит техника, – говорит Юлия Югай. – Это связано с тем, что для некоторых специфических видов корейской нарезки просто не создано нужного оборудования. Ни одна машина не может заменить руки человека. Хотя, конечно, ручная работа малопроизводительна и приводит к удорожанию готового продукта.

– В салатном цехе нашей сети соотношение ручной и машинной нарезки составляет примерно 90:10, – говорит Светлана Фриденберг. – Это связано с тем, что многие салаты состоят из трех-восьми компонентов, имеющих разную форму, толщину и ширину. Поэтому даже самые современные механизмы не способны выполнить все необходимые операции по нарезке.

Внимание, убытки!

Салаты – товар скоропортящийся. Для нарезанных овощных полуфабрикатов срок хранения не должен превышать двух недель. А готовый салат хранится не более 72 часов. Общая беда всех средних и мелких производителей салатов – то, что магазины не хотят делить с ними ответственность за нереализованный товар.

– Многие магазины переоценивают свои возможности, заказывая продукцию сверх того, что способны реально продать, – рассказывает Юлия Югай. – При этом все салаты с истекшим сроком годности возвращают нам. В среднем, в месяц возвращается 3% продукции, поставленной в торговлю. А убытки нам приходится записывать на свой счет.

Особенно остро стоит проблема возврата при работе с сетевыми магазинами, заказывающими большие объемы салатов. Здесь уровень возврата доходит до 7-10%. И пока большинство производителей не могут решить эту проблему, так как сетевики занимают жесткую позицию по отношению к поставщикам.

– Работать с сетями очень тяжело, – отмечает Роман Нужнов. – Складывается впечатление, что у них есть только права и никаких обязательств.

Оборачивается убытками для производителей и несоблюдение магазинами условий хранения готовых салатов.

– Мы даже были вынуждены пойти на то, чтобы поставить на торговой площади клиентов собственные охлаждающие прилавки, – признается Надежда Чмыра. – Это позволило снизить потери продукции в розничной сети.

СКОЛЬКО МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ?

Счет

Долларов, в ср. за месяц

Процентов, в ср. за месяц

Валовая выручка

25210

100,0

Расходы

14270

56,6

В том числе:

– на аренду помещения

1370

5,4

– на закупку овощей и других ингредиентов

9120

36,2

– на зарплату персонала (10 человек)

2100

8,3

– на коммунальные услуги

300

1,2

– на утилизацию отходов

280

1,1

– на технические нужды

100

0,4

– на транспортные расходы

1000

4,0

Доход (без вычета налогов)

10940

43,4

На такой результат может рассчитывать цех, выпускающий в месяц 5400 кг готовых салатов. Расчет сделан по опросам московских предпринимателей.

Автор:
Источник: www.mybiz.ru

*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал