Бизнес в России. Руководства по открытию бизнеса в регионах.
Нам доверяют 700 000 предпринимателей страны

Зачем русские создают предприятия в Германии?

Зачем русские создают предприятия в Германии?

В последние несколько лет, количество предприятий, создаваемых российскими предпринимателями растет по экспоненте. Если еще в 2008 году речь шла о нескольких сотнях фирм, то сегодня, даже по официальной оценке министерства экономики ФРГ, которая учитывает далеко не все предприятия созданные при участии россиян, речь идет о более чем 2000 компаний.

В последние 20 лет русский язык на улицах немецких городов стал нормой. Эмигранты, туристы, гаст-арбайтеры – вся эта масса носителей постсоветской ментальности давно уже стала, хоть и не органичной, но неотъемлемой частью общества. Для российских предпринимателей ФРГ тоже не является страной экзотической. Огромный объем контактов между компаниями делает эту страну явным фаворитом в списке деловых партнеров России.

При этом российских предпринимателей уже не сдерживают ни высокие заплаты (средняя цена трудочаса превышает € 26), ни высокие налоги. На фоне российских 13 % подоходного, немецкая шкала: от 15 до 42% выглядят шокирующе. С налогами на прибыль предприятий дело обстоит лучше (в совокупности около 30%), но и в этом смысле Германию нельзя назвать привлекательной.

Тем не менее, в крупнейшую экономику Европы инвестируют не только россияне, но и предприниматели со всех 5 континентов. Очевидно, что несмотря на все неурядицы с евро и «гримасы развитого капитализма» в виде налогов, Германии есть что предложить.

Условно, весь объем преимуществ можно разделить на четыре части:

  • более эффективная организация внешнеэкономической деятельности;
  • стационарный доступ к емким и инфраструктурно развитым рынкам;
  • использование государственных программ содействия развитию предпринимательства;
  • возможности, открывающиеся перед предпринимателями, как частными лицами.

Внешнеэкономическая деятельность

Для фирм, осуществляющих экспортно-импортными операции с европейскими странами, наличие представительства в Германии, является одним из важнейших рычагов повышения эффективности бизнеса. Прежде всего, это обусловлено возможностями по оптимизации логистических процессов и структур сбыта. Поскольку ЕС является единым рынком, свободным от внутренних таможенных пошлин, для полноценного присутствия на нем достаточно иметь представительство или «дочку» в одной из входящих в ЕС стран. В частности, создавая дочернюю структуру в Германии, предприятие иммет возможность использовать ее уникальное географическое положение и высокий уровень развития инфраструктуры, позволяющей в течении 24 часов доставить груз с немецкого склада в любую точку Европейского Союза. В результате, материнская фирма получает возможность существенно упростить и удешевить доставку, как экспортимуемых, так и импортируемых товаров.

Кроме того, наличие дочернего предприятия или представительства в Германии является своеобразным признаком зрелости материнской фирмы и существенно улучшает ее имидж. Географическая близость обеспечивает более высокую частоту контактов с потенциальными партнерами, а также оперативный доступ к важной отраслевой информации и современным предпринимательским технологиям. В результате, у участников внешнеэкономической деятельности появляется возможность выдти на новый уровень отношений с партнерами, а также сформировать более гибкую модель поведения на рынке, учитывающую не только текущее состояние конъюнктуры в России, но и в регионах осуществления экспортно-импортных операций. Такая позиция повышает рентабельность операций и зачастую обеспечивает преимущества по сравнению с конкурентами. Исходя из опыта действующих в Германии представительств российских фирм, организация представительства или дочерней компании приводит к 15-30%-му росту эффективности внешнеторговых операций.

Доступ к емким и инфраструктурно развитым рынкам

Другим важным мотивом для расширения присутствия в Европе является возможность участия на крупнейшем в мире рынке – Европейского Союза. Экономическая активность ЕС обеспечивается потребительским спросом примерно 500 млн. человек. Как следствие. ВВП ЕС составил в 2012 примерно 13 триллонов евро и тем самым превысил ВВП Единого экономического пространства более чем в 8 раз. Очевидно, что даже небольшой платцдарм на рынке такой емкости может оказаться экономически эффективнее, чем доминирующее положение на рынке России.

Доступ к стратегическим источникам финансирования

По ряду объективных причин, европейские финансовые рынки располагают избыточной ликвидностью. Кредиты обеспеченные залогом могут обойтись предприятию в 2-5% годовых, причем срок инвестиционных кредитов составляет обычно от 5 до 20 лет. Для российских компаний прямой доступ к этим источникам финансирования затруднен юридическими барьерами, однако их дочерние предприятия в Германии являются полноценными субъектами немецкого права и могут рассчитывать на привлечение кредитов. В качестве необходимого залога могут быть использованы банковские гарантии, как европейских, так и некоторых российских банков.

Программы содействия развитию предпринимательства

Еще одним фактором, определяющим перспективность расширения присутствия в Германии, является возможность использования программ содействия малому и среднему бизнесу. Предприятие учрежденное иностранными физическими или юридическими лицами на территории Германии является полноценным субъектом хозяйствования и может претендовать на все существующие здесь формы содействия, и в частности, субсидии и льготные кредиты.

Под субсидиями понимаются средства предоставляемые земельными и федеральными властями на частичное возмещение инвестиций, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест или продвижение новых технологий. Объем субсидий может колебаться от 10 до 50% от общего объема инвестиций.

В области кредитного финансирования поддержка государства проявляется в том, что срок выделения кредита может достигать 20 лет, а сама сумма кредита может превышать объем предоставляемого залога, поскольку часть ответственности по кредиту государство перенимает на себя.

В качестве дополнительных мероприятий по содействию развития бизнеса имеет смысл назвать следующие:

- субсидирование заработных плат

- субсидирование исследовательской деятельности

- субсидирование участия в зарубежных выставках

Персональные возможности предпринимателей

Не связанным непосредственном с бизнесом, но, тем не менее, важным стимулом к созданию предприятия в Германии могут являться возможности, открывающиеся перед предпринимателями, как физическими лицами.

Прежде всего, речь о получении вида на жительство, как для предпринимателей так и для членов их семей. В результате многоступенчатой, но ясно прописанной в законодательстве процедуры, иностранные руководители действующих в Германии предприятий могут уже через несколько лет получить постоянный вид на жительство, а затем, при желании и гражданство ФРГ.

Однако виды на жительство являются не только столько целью, сколько инструментом для обеспечения использования таких преференций как:

  • возможность использования немецких систем здравоохранения и пенсионного обслуживания,
  • бесплатный доступ к системам школьного и высшего образования,
  • возможность свободного передвижения в странах шенгенского союза
  • а также многих других естественных атрибутов европейской жизни.

Д. Вайсбанд / Vaisband&Partner / www.vaisband.com / +49 231 5897771

В следующих выпусках читайте:

Как привлечь финансирование для развития своей фирмы в Германии?

Как купить в Германии действующее предприятие?

Господдержка и другие факторы при выборе места ведения бизнеса в Германии.

Как выстраивать отношения с немецкими партнерами?

Как найти в Германии русскоязычных работников?

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал


Подпишитесь на рассылку
и получайте все самые интересные материалы.

Мгновенный подбор бизнеса

Эксперты портала openbusiness.ru

Татьяна Никитина
Татьяна Никитина

Основатель портала openbusiness.ru. Предприниматель. Бизнес-тренер

Буду рада видеть вас в числе моих друзей

Моя компания - моя крепость

Половину преступлений на предприятии можно предотвратить, скорректировав дизайн пространства. В этой статье рассмотрим, как организовать безопасность на прилегающей территории, в здании и в кабинете.

Экология офиса или работа, которая нас убивает

Офисную работу принято считать одной из самых безопасных, но это далеко не так. В этой статье мы поговорим о безопасности офисной среды и источниках заболеваний, которые находятся в офисе.

10 главных способов произвести впечатление на инвестора

Продолжаем публикацию переводов статей известных западных бизнес-консультантов. На этот раз представляем вашему вниманию перевод статьи Гая Кавасаки «Вперед за золотом».

Все статьи эксперта
Валерий Аллавердян
Валерий Аллавердян

Ведущий эксперт портала openbusiness.ru. Инвестиционный консультант. Бизнес-аналитик

Получить консультацию


Маркетинговая разведка

Инсайдерская и текущая коммерческая информация о конкуренте или её нехватка иногда может привести к серьезным проблемам или, наоборот, к весомым успехам в бизнесе. В этой статье поговорим о разведке.

Как анализировать конкурентоспособность предприятий

Конкуренция и конкурентоспособность - что означают эти термины? По каким показателям можно судить о том, что одна из компанией более конкурентоспособна нежели другая? Ответим на эти вопросы.

Несколько слов о рентабельности…

Рентабельность в бизнес-планировании - штука очень мифологизированная, и далеко не все понимают, что же это такое, зачем она нужна и что показывает. Попробую донести простыми словами.

Все статьи эксперта
Что интересует предпринимателей России?

Бизнес-планы и руководства (openbusiness.ru)

за сегодня 17 684 просмотров

за 30 дней 1 875 445 просмотров

за 365 дней 16 252 934 просмотров

Необычные идеи бизнеса (1000ideas.ru)

за сегодня 2 964 просмотров

за 30 дней 309 993 просмотров

за 365 дней 3 223 016 просмотров

Нам доверяет
7 502 856
предпринимателей страны*

по данным Google Analytics за последние 365 дней

Максимальный эффект от рекламы на openbusiness.ru