Купить рекламу
Франшизы месяца:

Бесплатный бизнес-подбор

Мы подберем для Вас лучшее предложение по открытию бизнеса за 14 секунд

Начать

Открытие бизнеса в Потльше

Открытие бизнеса в Польше

Польша далекая и близкая

Эта страна всегда привлекала к себе российских бизнесменов: с одной стороны, она является западной, с другой — расположена очень близко.

Рассказывают, что в советские времена среди выездных граждан нашей родины бытовала фраза: «Чтоб тебя в Польшу послали», означающая пожелание, скажем так, отнюдь не добра. Тогда это государство устойчиво представлялось в наших глазах эдаким пусть западным, но захолустьем. А сегодня оно считается окном в новую единую Европу.

Разговор о Польше как важной точке на путеводной карте отечественного бизнеса мы начнем с истории и немного с этнопсихологии. В отношениях России с данной страной однозначно существует «отягощенная наследственность» — военное, религиозное противостояние, разделы и т. д. Да, столь веские обстоятельства наложили отпечаток довольно устойчивой фобии ее жителей по отношению к некоторым событиям прошлого нашего государства. Но парадоксально, что они совершенно не распространяются на обычные межличностные контакты. И тем более никак не влияют на сферу бизнеса. Поляки прекрасно осознают необходимость именно восточного рынка для развития их экономики.

В настоящее время Россию во внешней торговле с Польшей опережают страны Евросоюза. Однако нужно понимать, что этот рынок не резиновый, он сам ориентирован сегодня более на покупку, нежели на продажу. А поэтому полякам придется все более и более поворачивать взоры на Восток, где существует очень емкий рынок для сбыта ее товаров, которыми могут быть либо лицензионная продукция ведущих мировых производителей, либо собственные оригинальные изделия, снискавшие хорошую репутацию. Кроме того, именно из Польши и через нее сегодня проходит оптимальная логистическая цепочка, связывающая наше государство с ЕС.

 

Основные статьи польского экспорта — товары швейной, мебельной, автомобильной и судостроительной отраслей, а также некоторых природных ресурсов — меди, древесины, металлургической продукции. В импорте преобладают нефтепродукты, автозапчасти, компьютеры. Особое внимание малому и среднему бизнесу следует уделить сельскохозяйственным и пищевым товарам, роль которых, особенно переработан­ных мяса и колбас, в последнее время все возрастает. Свежезамороженные фрукты и овощи находят основной сбыт в Германии, Россия — на втором месте. В целом продукция сельского хозяйства составляет приблизительно 10 % от всего количества товаров, предлагаемых Польшей на внешнем рынке. В перспективе могут быть интересны и такие отрасли, как фармация, парафармация и косметика.

Один из активно разрабатываемых Польшей экспортных потоков на Восток — поставка оборудования и технологических линий, как правило, западного происхождения, уже бывших в употреблении, но прошедших капитальное техническое обслуживание и способных функционировать еще очень долго. Цена на эту продукцию, естественно, существенно ниже, нежели на новую, к тому же ее получают непосредственно из Еврозоны. По качеству она опережает аналогичную из некоторых стран Юго-Восточной Азии, поскольку подвергается более капитальному ремонту. Кстати, поставка оборудования — наиболее распространенная среди польских предпринимателей форма создания совместных предприятий. При этом от российской стороны требуется прежде всего наличие бизнес-инфраструктуры и трудовых ресурсов.

Отдельный разговор о возможностях бизнеса в сфере туризма. Потенциал этой страны в некоторых сферах сравним, а в чем-то даже превышает потенциал тех уголков планеты, которые на слуху у россиян. Польша предлагает прежде всего медицинский и оздоровительный туризм (горные курорты, уникальные соляные копи в Величке, клиническая база мирового уровня, например в области сердечно-сосудистой хирургии), охоту и рыболовство, имеется и образовательно-экскурсионное направление. По сути, там можно познакомиться с историей и культурой Европы в целом. Но пока среди туристов, посещающих данное государство, преобладают немцы. Путешественники предпочитают отдыхать в Польше недолго, но активно, поэтому их поток распределяется в течение года равномерно. Польским туристам также интересны Германия, Италия и Чехия — восточное направление, тем более что оно часто связано с личными судьбами многих семей их страны.

Основным сдерживающим фактором для российского турбизнеса на польском направлении является, по-видимому, отсутствие целенаправленной и, главное, активной рекламно-маркетинговой политики. Оно в значительной степени обусловлено до сих пор живущим в головах сограждан (в том числе деловых) предрассудком, что данная страна не представляет интереса в плане туризма. Бизнес-инертность способствует тому, что цены на предлагаемые турпакеты в это государство содержат изрядную «дельту» фирмы, которая могла бы быть существенно снижена, если бы указанное направление было более активно разработано и на нем происходил бы более активный рыночный оборот.

Суммируя все бизнес-возможности в отношениях наших стран, вряд ли стоит говорить о новых глобальных проектах и большом объеме инвестиций. Польских предпринимателей от подобных шагов несколько отпугивают не до конца понятные условия ведения дел, а также бюрократический (и не только) рэкет в России. Мы до сих пор не ратифицировали соглашение о взаимной защите инвестиций. В результате объем польских вложений у нас равен приблизительно 90 млн. долл., что сравнимо с их вливаниями в экономику Колумбии.

Реально на повестке дня стоит либо создание совместных предприятий в сфере производства и торговли, либо экспансия уже «оперившегося» российского капитала и бизнесменов в Польшу, которая теперь является членом ЕС. Последнее направление представляется достаточно перспективным. Как мы уже говорили, в этой стране нет неприязни в отношении бизнеса из России, а кроме того, в ней очень легко адаптироваться, в том числе с точки зрения освоения языка. Автор этих строк, немало времени проведший в славянских государствах Восточной Европы, может с полной уверенностью заявить, что вопреки распространенному мнению западнославянские языки, в том числе польский, по своему строю гораздо ближе к русскому, нежели болгарский или сербский, с которыми нас роднит похожий алфавит.

Если мы хотим поехать в Польшу всерьез и надолго, существуют четыре пути. Первый — поступить в образовательное учреждение на ее территории. В этом случае выдается временный вид на жительство, ежегодно подлежащий продлению. За время учебы человек подыскивает себе место работы, и тогда по окончании вуза можно поставить вопрос о выдаче постоянного вида на жительство, поскольку за его плечами будет пять лет пребывания в стране и легальный источник доходов. Второй путь — получить в данном государстве работу: отпадает вопрос о средствах к существованию — их происхождение очевидно. Если работа идет успешно и зарплата стабильно гарантирована, через пять лет можно ходатайствовать о постоянном виде на жительство. Третий путь — брак с гражданином или гражданкой Польши: для получения вида на жительство достаточно лишь полноценных доказательств, что брак не фиктивный. Четвертый путь предназначен для бизнесменов и предусматривает открытие собственного дела в стране. Подробнее об этом — чуть ниже, а сейчас вспомним о таком несколько необычном пути переселения, как репатриация.

Согласно соответствующему закону, принятому в данном государстве в 2001 году, правом въезда на ПМЖ пользуются лица польского происхождения и члены их семей. Под первыми понимают тех, у кого хотя бы один из родителей, дедушка, бабушка либо даже прадедушка или прабабушка были лицом польской национальности. Такой человек должен и сам сохранять знание языка, культивировать обычаи и традиции. Подобное происхождение может быть также признано за лицом, засвидетельствовавшим связь с польскими корнями, подтвердившим польскую национальность и имевшим польское гражданство. В качестве довода рассматривают гражданство родственников — вплоть до прабабушек-прадедушек. Окончательное решение вопроса остается на усмотрение консула. Лицо, выезжающее по репатриационной визе, имеет право на частичную компенсацию расходов по переселению, а также на некоторую сумму подъемных на новом месте.

Получение гражданства тут более трудоемкий процесс, нежели, например, в Чехии, где за 5 тыс. долл. этот вопрос успешно решается (разумеется, если вы — не явный криминальный элемент). И жилье в Варшаве стоит дороже, нежели в Праге или Будапеште, но оно гораздо дешевле, чем в Нью-Йорке или… у нас Москве. Теперь, получив польское гражданство, вовсе не обязательно отказываться от российского. В июне 1999 года между нашими странами подписан протокол о прекращении действия конвенции 1965 года. При этом налоги платятся в стране фактического проживания.

Обустроившись в Польше по формальному принципу, можно подумать о начале ведения бизнеса. Натурализовавшиеся в Польше иностранцы могут зарегистрировать акционерное общество, однако величина его уставного капитала должна быть не менее 100 тыс. злотых (около 25 тыс. долл.).

Иностранцы, не имеющие постоянного вида на жительство, вправе открыть в стране только фирму с ограниченной ответственностью (местная аббревиатура — Sp z. o. o). Причем участие польского партнера не обязательно, достаточно официально легализованного в стране уставного капитала не менее чем в 4 тыс. злотых (чуть более 1 тыс. долл.). Такие компании бывают полностью с иностранным капиталом или являются совместным предприятием — частично с польским капиталом.

Фирмы, в которых зарегистрировано более 50 % иностранного капитала, считаются зарубежными хозяйствующими субъектами, и в их отношении действуют нормативные акты, относящиеся к иностранцам. Так, при использовании недвижимости, которая полностью или частично находится в государственной собственности, необходимо получить специальное разрешение Министерства приватизации. Разрешение требуется на деятельность в следующих сферах: управление морскими портами и аэропортами, посредничество и операции в сфере недвижимости, военная промышленность, юридические услуги, оптовая торговля импортными потребительскими товарами. В достаточно широкий перечень последних не входят только стройматериалы, сырье и полуфабрикаты, а также производственное оборудование. Такой притягательный для наших предпринимателей бизнес, как офшорный, в Польше не проходит. Страна не является налоговым раем.

Валерий ЕМЕЛЬЯНОВ, исполнительный директор Ассоциации международного сотрудничества «Время и мир»