Купить рекламу
Франшизы месяца:

Бесплатный бизнес-подбор

Мы подберем для Вас лучшее предложение по открытию бизнеса за 14 секунд

Начать

Как открыть компанию в Кот-д Ивуаре

Как открыть компанию в Кот-д’Ивуаре

Регистрация компании в Кот-д’Ивуаре

Как открыть компанию в Кот-д’ИвуареПроцесс учреждения компании с ограниченной ответственностью (Societe a Responsabilite Limitee, сокращенно SARL) состоит из двенадцати процедур и занимает 42 дня. Это немного меньше, чем в среднем среди африканских стран.

Предпринимателю, который хочет открыть собственную компанию на территории Кот-д'Ивуара, необходимо внести уставной капитал в банк и получить квитанцию, подтверждающую факт внесения денег на счет. На это уйдет один день.

В соответствии с постановлением Экономического сообщества западноафриканских государств (ECOWAS), компании в Кот-д'Ивуаре не могут открывать банковские счета в иностранной валюте, если только они не получили специальное разрешение от Министерства финансов страны и Центрального банка государства Западной Африки. Это разрешение необходимо ежегодно продлевать. Минимальный размер уставного капитала компании с ограниченной ответственностью, как и во всех других странах-членах Организации по гармонизации коммерческого права в Африке (OHADA), составляет 1000000 западноафриканских франков (франк КФА, XOF), что равно примерно $2000. Уставной капитал вносится в полном объеме до регистрации компании.

Затем нужно получить справки об отсутствии криминального прошлого у управляющих компании. Проверка и выдача таких справок занимает минимум четыре рабочих дня. Стоимость этой услуги составляет 3000 западноафриканских франков .

Пока осуществляется проверка, учредители заверяют у нотариуса внесенный уставной капитал. Процедура заверения может отличаться, в зависимости от того, кто вносит капитал – нотариус или сам заявитель. В том случае, если деньги вносятся на банковский счет, то подтверждение (так называемое «l'attestation de depot») обычно выдается в тот же или на следующий день, в зависимости от банка.

Если заявитель передает капитал для внесения нотариусу, то в этом случае сроки увеличиваются до, в лучшем случае, семи рабочих дней. Стоимость услуги составляет 10 % от первоначального капитала. В эту сумму уже включена оплата услуг нотариуса, регистрационные расходы и гербовые сборы.

Затем компания регистрируется в Управлении по регистрации (Direction de l ' Enregistrement et du Timbre). Имейте в виду, что все документы необходимо сдать в это Управление в течение месяца со дня подписания учредительных документов, иначе регистрационные пошлины и гербовые сборы удваиваются.

Если уставной капитал компании менее или равен 5 млрд. FCFA (другое обозначение франков КФА), то сбор составляет 0,6 % от капитала. Если уставной капитал превышает 5 млрд. FCFA , то при регистрации взимается 0,2 % от капитала. Гербовый сбор уплачивается при оформлении устава компании и нотариального заверения (DNSV) в размере 500 FCFA за страницу. За оформление нотариального заверения взимается фиксированный сбор в размере 18000 FCFA .

После этого публикуется официальное уведомление в государственном периодическом издании. Объявление об учреждении компании должно выйти в официальном издании «Journal officiel» или в газете в течение пятнадцати дней со дня регистрации компании (при этом сроки публикации материала составляют около трех дней с момента оплаты и предоставления уведомления). Объявление с текстом официального уведомления, подписанного нотариусами или учредителями, обойдется в 8760 FCFA за строчку. Общая стоимость объявления зависит от количества строчек в объявлении.

Затем учредители должны приобрести три экземпляра газеты с уведомлением, что обойдется в 600 FCFA . Их нужно будет заверить у нотариуса (стоимость этой услуги составит еще 1500 франков КФА).

После чего все документы подаются в канцелярию суда (Greffe du Tribunal), где находится Коммерческий реестр (Registre du Commerce et du Credit Mobilier, сокращенно RCCM). В настоящее время действуют следующие расценки на подачу документов:

  • Declaration de constitution de societe (M0 и M0bis), 5 отпечатанных бланков ( оплата не взимается );
  • регистрация компании в RCCM – 5000 FCFA ;
  • Устав компании и DNSV (нотариальное заверение) – 5000 FCFA .

Обратите внимание: при сдаче любых других документов (к примеру, резолюций) в Коммерческий реестр взимается фиксированная оплата в размере 5000 западноафриканских франков. В целях экономии времени формы заявлений можно взять в Палате торговли и промышленности и заполнить их заранее перед посещением канцелярии суда. К заявлению прилагаются следующие документы:

  • форма Declaration de constitution de societe (M0 и M0bis) – четыре напечатанных копии . Эти бланки бесплатные. Получить их можно в Коммерческом реестре или в Палате торговли и промышленности.
  • DNSV – два оригинала или заверенные копии;
  • Устав – два оригинала или заверенные копии;
  • список участников подписки на акции – два оригинала или заверенные копии;
  • приказ о назначении управляющих директоров – два оригинала или заверенные копии;
  • справки об отсутствии криминального прошлого у управляющих директоров компании (два оригинала). Обратите внимание: эти справки должны быть выданы властями Кот-д'Ивуара. В том случае, если управляющие не являются гражданами этой страны, соответствующие справки (или приравненные к ним документы) запрашиваются у властей других государств.

На подготовку и сдачу документов потребуется около трех рабочих дней.

Затем учредитель подает декларацию о начале коммерческой деятельности (Declaration Fiscale d'Existence) в Налоговый департамент при Министерстве экономики и финансов. Согласно налоговому законодательству от 2005 года (Закон от 25 апреля 2005 года), любая компания, которая собирается вести коммерческую деятельность, должна предварительно объявить о начале своей работы и зарегистрироваться для уплаты налогов. Декларация охватывает все виды налогов.

Кроме того, при постановке на учет в налоговой службе предприниматель авансом уплачивает налог за бизнес-лицензию. После заполнения и подачи декларации и уплаты налога на бизнес-лицензию (patente), компания получает индивидуальный номер налогоплательщика (numero de compte contribuable).

Местное отделение налоговой службы рассчитывает размер налога на бизнес-лицензию, исходя из оцениваемого ежегодного оборота компании за первый год ее деятельности и размера аренды, которую она оплачивает (или стоимости недвижимости, если таковая есть в собственности компании). Регистрация в налоговой службе занимает около 10 рабочих дней. Общий размер сборов составляет 5000 XOF.

После этого работодатель регистрирует всех своих работников в Государственном фонде социального страхования (CNPS). Новые компании должны подать следующие документы для постановки на учет в ближайшем отделении фонда социального страхования (Caisse Nationale de Prevoyance Sociale):

  • регистрационная форма (ее можно получить в CNPS);
  • свидетельство о регистрации компании – одна копия;
  • регистрация компании в налоговой службе – одна копия;
  • квитанция об уплате коммунальных услуг (за воду или электричество) – одна копия;
  • удостоверение личности управляющего директора компании – одна копия.

Теперь регистрационный номер (numero matricule) отправляется предпринимателям по электронной почте.

Помимо постановки на учет компании как работодателя, необходимо зарегистрировать в отделении фонда социального страхования и ее сотрудников. Для этого представляются следующие документы:

  • заполненная регистрационная форма (ее можно взять в ближайшем отделении CNPS);
  • удостоверение личности или свидетельство о рождении работника – одна копия;
  • фотография работника в двух экземплярах;
  • свидетельство о браке работника, если таковое есть, – одна копия;
  • номер социального страхования работника, если таковой есть (для работников, имеющих стаж работы).

На последнем этапе оформления компания заказывает печать. Стоимость ее изготовления составляет 10000 XOF , а срок – один день.

Помимо процедур, обычных для регистрации местных предприятий в Кот-д'Ивуаре, иностранные компании, которые занимаются международной торговлей, должны получить торговую лицензию от Министерства внешней торговли, а также специальное разрешение на обмен и передачу денежных средств (импортирование, платежи за границу и репатриация прибыли) от Центрального банка.

Иностранные компании так же, как и местные, проходят отдельную регистрацию в Коммерческом реестре, в Налоговом департаменте при Министерстве экономики и финансов, а также в Фонде социального страхования.

Сысоева Лилия
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса