Готовые руководства по открытию любого вида бизнеса


Как зарегистрировать компанию в Экваториальной Гвинее

Африка
Экваториальная Гвинея


Как зарегистрировать компанию в Экваториальной Гвинее

Регистрация компании в Экваториальной Гвинее

Как зарегистрировать компанию в Экваториальной ГвинееПроцедура учреждения компании на территории Экваториальной Гвинеи занимает, в среднем, 136 дней. Это намного больше, чем в среднем по субсахарскому африканскому региону. Процесс регистрации компании с ограниченной ответственностью (Limited Liability Company, SARL) в Экваториальной Гвинее состоит из 21 этапа.

Предприниматель, который планирует вести в Гвинее коммерческую деятельность, должен, прежде всего, получить копию справки об отсутствии у него судимости. Она оформляется бесплатно в течение одного дня.

Затем ему необходимо нотариально заверить учредительные документы компании. Несмотря на то, что в законе нет такого обязательного требования, тем не менее, на практике именно юристы оформляют устав компании. Кроме того, по закону нотариус заверяет все необходимые документы и готовит государственный акт. В Экваториальной Гвинее существует всего лишь две нотариальных конторы – одна на острове Малабо, а вторая на материке в Бата. Составление и заверение документов занимает от 3 до 14 дней. За свои услуги нотариус берет 3-6 % от уставного капитала компании.

После этого учредитель регистрирует государственный акт, составленный нотариусом, в коммерческом реестре. Для этого он должен предоставить нотариально заверенные копии устава. Согласно местному законодательству, компания обязана иметь уникальное название, которое перед регистрацией должно быть проверено по базам данных, но на самом деле этого никто не делает. Если компания с таким названием уже была зарегистрирована ранее, то реестр просто отказывает учредителю или его представителю в принятии заявления. Сдача документов и заявления, а также проверка названия занимает 3-4 дня. Комиссия составляет 3 % от суммы капитала.

Когда эта формальность выполнена, предприниматель открывает счет в банке и получает банковский сертификат. Опять же, по закону, компания обязана внести на банковский счет минимальный уставной капитал до ее регистрации. Однако на практике это представляется неосуществимым, так как для открытия счета банк требует нотариально заверенный устав и свидетельство о регистрации юридического лица. Никакие дополнительные сборы при открытии счета не взимаются.

Также придется получить свидетельство о платежеспособности. Оно выдается в Union des Groupes Economiques de Sénégal (UNIGES). Документ оформляется в течение двух дней. Размер гербового сбора составляет 10000-15000 западноафриканских франков (XAF). Еще один документ – свидетельство о налоговой платежеспособности – выдается в Министерстве финансов. На его оформление также уйдет два дня. Размер гербового сбора составляет 5000-10000 западноафриканских франков.

Самая долгая процедура – утверждение заявления на учреждение компании премьер-министром страны – занимает до года. Предприниматель подает заявление на учреждение компании, включая объяснительную записку с описанием целей компании и ее значения для общества (такой документ лучше всего составлять вместе с юристом). В зависимости от сферы деятельности предприятия, до подачи заявления на утверждение премьер-министром, возможно, понадобится отправить специальный запрос соответствующим министерствам, чтобы узнать их мнение о подаваемом заявлении.

Помимо заявления и записки с описанием целей компании, учредитель предоставляет две справки о платежеспособности, полученные ранее. Гербовый сбор с подачи заявления составляет 2000 западноафриканских франков. Официальные сроки получения ответа от министра – от одного до двенадцати месяцев. Впрочем, как правило, они ближе ко второй цифре, поэтому все остальные этапы учредитель компании проходит, ожидая получения разрешения.

Учредитель должен подать заявление на регистрацию для уплаты налогов. Список необходимых для этого документов включает в себя копию заявления на получение одобрения от премьер-министра и нотариально заверенные учредительные документы. Все сборы уплачиваются через банк на счет Государственного казначейства.

После получения от казначейства подтверждения платежа заявитель возвращается в налоговое управление, где получает идентификационный номер налогоплательщика. Обратите внимание: для экономии собственного времени заявителю (или его полномочному представителю) лучше всего сначала посетить все ведомства – налоговое управление, трудовую инспекцию, службу социального страхования и т. д., чтобы заверить все документы или написать заявление о постановке на учет.

Затем можно оплатить все квитанции в банке и получить подтверждение от Казначейства. После чего он снова посещает все ведомства, чтобы завершить процедуру регистрации у них. Сбор за постановку на учет в налоговой службе включает в себя: 1 % от уставного капитала (за присвоение идентификационного налогового номера – NIF), 1 % от уставного капитала (минимальная налоговая квота), 2000 западноафриканских франков (постановка на учет).

После налогового управления нужно посетить министерство труда и уведомить чиновников о начале деятельности компании. Как и в случае с регистрацией в налоговой, сборы за постановку на учет в трудовой инспекции уплачиваются через коммерческий банк на счет казначейства. С самого начала своей деятельности работодатель отчисляет 1 % с заработных плат в Фонд по защите прав работников (Fondo de Proteccion del Trabajador). Работники, со своей стороны, перечисляют 0,5 % от своего оклада. По крайней мере, именно такие цифры фигурируют в законе, однако на практике отчисления могут быть больше.

Для постановки на учет в трудовой инспекции необходимо приобрести специальную форму заявления (300 западноафриканских франков) и оплатить сбор (6750 франков для небольших фирм и 12500 франков для средних по размеру предприятий).

Компания обязана зарегистрировать своих работников в службе социального страхования в течение первого месяца со дня получения работниками заработных плат. Страховые взносы составляют 21,5 % от заработной платы, выплачиваемые работодателем, и 4,5 %, выплачиваемые работниками. Для регистрации в службе социального страхования компания обязана приобрести специальную форму, в которой приводится список всех сотрудников (13 на страницу). Ее стоимость составляет 300 западноафриканских франков за одну страницу.

После этого юридическое лицо должно подать заявление на регистрацию в Департаменте мелких и средних компаний при Министерстве торговли. Размер годового сбора может отличаться, в зависимости от сферы деятельности и размеров предприятия. В среднем, он составляет 100000 западноафриканских франков.

Кроме того, нужно подать заявление на регистрацию в Департаменте торговли при Министерстве торговли (в среднем, 150000 западноафриканских франков в год). За регистрацию фирмы в Министерстве развития и планирования (Ministerio de Desarrollo y Planificacion) придется заплатить такую же сумму.

Все эти сборы, комиссии и пошлины нужно оплатить через коммерческий банк казначейству. Затем учредитель получает в казначействе подтверждение-квитанцию о получении платежей (обычно перевод средств занимает около 3-5 дней).

После этого придется обойти все ведомства по второму кругу и получить:

  • идентификационный налоговый номер (NIF), который оформляется в течение двух дней;
  • регистрационный номер в Министерстве труда (оформляется за один день);
  • номер социального страхования (оформляется за один день);
  • лицензию от Департамента мелких и средних предприятий (оформляется в течение 14 дней);
  • лицензию от Департамента торговли (оформляется в течение 14 дней);
  • лицензию от Министерства развития и планирования (оформляется в течение 14 дней).
Теперь осталось дождаться одобрения заявления от премьер-министра Экваториальной Гвинеи и можно заниматься коммерческой деятельностью. Имейте в виду, что процедура учреждения компании, описанная здесь, может меняться, в зависимости от действующего законодательства, организационно-правовой формы предприятия и его размеров. Поэтому перед тем, как приступать к регистрации бизнеса, обязательно проконсультируйтесь с местным юристом.

Сысоева Лилия
(с) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств

Интересные бизнес идеи