Купить рекламу
Франшизы месяца:

Бесплатный бизнес-подбор

Мы подберем для Вас лучшее предложение по открытию бизнеса за 14 секунд

Начать

Открываем бизнес в Гане

Открываем бизнес в Гане

В качестве страны для организации собственного дела Гана среди других африканских государств имеет ряд преимуществ. К ним, в частности, относится стабильная политическая ситуация, тенденция к либерализации экономики, приватизация в ключевых экономических отраслях, расширяющийся фондовый рынок, конкурентный рынок труда, стремительное развитие инфраструктур, наличие свободных экономических зон, где товары, экспортируемые в другие страны, не облагаются таможенными пошлинами.

Кроме того, ведение бизнеса в Гане автоматически открывает свободный доступ к другим рынкам, входящим в состав Экономического содружества стран Западной Африки (ECOWAS), и безквотовый доступ на американский и европейский рынки. Большую роль играет и тот факт, что Гана входит в состав Всемирной торговой организации (WTO). Также стоит упомянуть, что официальный язык государства – английский, что упрощает процесс общения с чиновниками и партнерами по бизнесу.

Процедура открытия частной компании с ограниченной ответственностью состоит из нескольких этапов.

Проверка названия компании и подача документов на получение разрешения.

Для этого предприниматель должен приехать в отдел обслуживания клиентов, который резервирует выбранное название и принимает все необходимые документы. Сначала проводится поиск по базе наименований, и если совпадений не выявлено, то название фирмы ставится в резерв. Вместе с регистратором предприниматель готовит к сдаче всю необходимую документацию по открывающейся компании.

Бумаги могут быть отпечатаны или написаны от руки – регистратор принимает документы и в той, и в другой форме. После утверждения и сдачи всех учредительных документов, необходимо внести оплату за регистрацию компании начальнику этой службы наличными или банковским чеком. Учредительные документы включают в себя следующие формы: устав компании (четыре копии), Форма 3 – Заявление о структуре собственности (пять копий), Форма 4 – Размер объявленного капитала (две копии) и идентификационный номер налогоплательщика (одна копия).

В этих документах указывается следующая информация: название компании, характер деятельности, которым планирует заниматься заявитель, полные имена людей, подписавших документы, и акционеров (их адреса, доли, которыми они владеют, род занятости и информация о том, занимают ли они какие-либо руководящие посты в любой другой фирме). Здесь же приводятся полные имена первых руководителей компании.

Заметим, руководить ганской компании должны минимум два директора, и хотя бы один из них должен быть резидентом Ганы и не младше 21 года. Необходимо также указать полное название и адрес секретаря и аудиторов (к документам прилагается согласие этих людей выступать в качестве таковых), количество акций, которые будут выпущены на момент регистрации компании, и объявленный капитал, подтверждение того, что минимальный основной капитал составляет не менее 500 седи (ганская валюта, сокращенно GHC).

Эти постановления могут быть поданы в качестве приложения к заявлению на регистрацию или в стандартной форме на бланке. Идентификационный номер налогоплательщика обычно получает непосредственно Главный департамент регистратора от лица регистрируемой компании. Для этого им потребуется 4-5 копий всех документов компании и формы 3 и 4 (аудиторы, банки, юрисконсульты, секретари компании могут потребовать себе по одной копии документов).

Вся процедура оформления и подачи документов занимает один день. Определение доступности названия компании для регистрации осуществляется бесплатно. За подробный отчет о результатах поиска придется заплатить 10 седи за имя. Полный набор документов на оформление фирмы стоит 10 седи. Кроме того, 135 седи нужно заплатить за регистрацию в Гане компании с ограниченной ответственностью, еще 40 седи – за формы 3 и 4 и, наконец, 5 седи за заверение документов.

Одновременно с предыдущей процедурой необходимо заверить документы на оформление бизнеса у уполномоченного по приведению к присяге.

Заверяется форма 4, которая необходима для выдачи разрешения на ведение предпринимательской деятельности. Уполномоченное лицо, которое находится в Департаменте регистратора, принимает присягу в течение одного дня, после чего компания может получить свое разрешение. Стоимость этой процедуры составляет 2 седи.

На этом этапе заявитель получает в отделе регистраций так называемый сертификат, дающий право на начало бизнес-деятельности.

Если этого не было сделано ранее, то после официальной регистрации фирмы, ее владелец должен дозаполнить формы 3 и 4 в течение 28 дней, указав, помимо другой информации, имена, адреса, сферу занятости секретаря компании и ее директоров, имя и адрес аудитора компании, официальный адрес правления, список его членов, размер объявленного капитала, количество выпущенных и невыпущенных в обращение акций компании. Формы 3 и 4 должны быть подписаны всеми директорами фирмы и ее секретарем.

В качестве первичного налогового сбора Главный департамент регистратора взимает 0,5% от объявленного капитала предприятия от имени Налогового управления ( IRS ). В настоящее время Регистратор компаний автоматически ставит новые компании на учет в IRS.

Для компаний, деятельность которых связана с торговлей или производством, минимальный размер регистрационного взноса составляет 1 седи, а максимальный – 10 седи. Эта сумма подсчитывается на основе планируемого годового оборота. Налоговый сертификат обойдется в 2 седи, но он выдается не всем компаниям. НДС составляет 15% и включает в себя взнос по страхованию здоровья (NHIL) в размере 2,5%.

Теперь необходимо внести оплаченную часть акционерного капитала на банковский счет.

Для этого предоставляются следующие документы: копии документов компании, разрешение на ведение предпринимательской деятельности и сертификат на начало бизнес-деятельности. Документы подписывают уполномоченные представители компании. Эта услуга бесплатная и занимает один рабочий день.

После чего нужно подать заявление на получение бизнес-лицензии у местных властей. Стоимость этой услуги зависит от типа бизнеса и категории, к которой он относится.

Всего в Гане существует пять категорий предприятий, и зависят они от оборота компании.

К категории A относятся фирмы с оборотом более 500000 седи (размер пошлины у такой компании составит 400 седи).

В категорию B входят предприятия с оборотом 210000-500000 (пошлина – 245 седи). Оборот компаний категории C составляет 100000-200000 (размер пошлины – 160 седи).

В категорию D входят фирмы с оборотом 3000-100000 седи (пошлина 91,5 седи). Малые компании с оборотом до 300 седи платят 49,5 седи. От вида компании зависит и список необходимых для получения лицензии документов.

К примеру, если вы открываете ресторан, то необходимо получить разрешение от пожарной службы, комитета городского планирования и, помимо прочего, пройти сертификацию в Совете по туризму Ганы. Выдача лицензии займет около недели.

Одновременно с предыдущей процедурой осуществляется инспекционная проверка офиса компании муниципальными властями.

Чиновник осматривает офисные помещения или здания компании и подает доклад налоговой службе Городской ассамблеи, которая, в свою очередь, передает отчет подкомитету по доходам Городской ассамблеи. Подкомитет рассматривает доклад, а затем дает свои рекомендации и замечания Исполнительному комитету муниципальных властей. Никаких дополнительных сборов за это не взимается.

На последнем этапе, который происходит одновременно с двумя предыдущими, оформляется социальное страхование.

При подаче заявления на постановку на учет в социальных службах компания также предоставляет список своих сотрудников, планируемый размер их заработной платы и номера социального страхования. Кроме того, предъявляются два других документа: разрешение на открытие компании и сертификат на начало бизнес-деятельности. Все это можно сделать за один день.

Сысоева Лилия
(с) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств