Готовые руководства по открытию любого вида бизнеса


Как открыть компанию в Кении

Африка
Кения


Как открыть компанию в Кении

Регистрация компании в Кении

Как открыть компанию в КенииЗарубежные инвесторы, которые планируют вести свою деятельность на территории Кении, чаще всего выбирают следующие виды предприятий: компанию с ограниченной ответственностью, партнерство или филиал иностранной компании.

Деятельность компаний с ограниченной ответственностью регулируется Законом о компаниях. Согласно ему, компании могут быть как открытые, так и закрытые. Их минимальный уставной капитал должен быть не менее 20000 кенийских шиллингов. Закрытая компания может иметь не более 50 акционеров, а количество акционеров открытой компании не ограничено. Минимальное количество директоров в компаниях обоих типов – два человека.

Кроме того, компания должна назначить секретаря, в качестве которого может выступать только резидент страны – физическое или юридическое лицо. Как и в других странах, подписка на акции закрытой компании в Кении не может быть открытой, а акции открытой компании могут свободно передаваться от одного акционера другому. Открытая компания должна назначить аудиторов и периодически публиковать свою финансовую отчетность в официальном периодическом издании.

Также в Кении существуют партнерства с неограниченной и ограниченной ответственностью. Максимальное количество партнеров не может превышать двадцать человек.

В партнерстве с неограниченной ответственностью все его члены являются равноправными генеральными партнерами, которые несут полную и неограниченную ответственность по долгам и обязательствам своего предприятия. А в партнерстве с ограниченной ответственностью все его участники делятся на генеральных (с неограниченной ответственностью) и партнеров с ограниченной ответственностью, которые отвечают лишь в пределах своих долей. Последние не имеют права принимать участия в управлении компании. В противном случае они становятся генеральными партнерами.

Партнерство с ограниченной ответственностью регистрируется в обязательном порядке в Реестре компаний. Для партнерства с неограниченной ответственностью такого правила нет. В случае смерти или отстранении любого партнера, который является физическим лицом, партнерство распускается, если в договоре о его создании не предусмотрено иное. Филиал иностранной компании регистрируется в Реестре компаний Кении.

Для этого необходимо предоставить следующие документы: заверенные копии Устава и учредительного договора головной компании; список фамилий, адресов, гражданства и род занятий директоров и секретаря иностранной компании; официальное назначение представителя компании, который будет получать все официальные уведомления от имени компании (он должен быть резидентом страны) и подтверждение адреса офиса головной компании или филиала, зарегистрированного на территории Кении.

Как и в других странах, при регистрации юридического лица в Кении необходимо, прежде всего, зарезервировать выбранное название будущей компании. Максимальный срок постановки названия в резерв составляет тридцать дней, однако по истечении этого периода его можно продлить еще на месяц. На поиск аналогов в базе данных и резервирование свободного названия уйдет около трех рабочих дней. Стоимость этой услуги составляет 100 кенийских шиллингов (KES).

С 1 января 2005 года гербовыми сборами занимается не Министерство земельных и имущественных отношений, как ранее, а Налоговая инспекция Кении (KRA). Одним из обязательных требования KRA является печать личных идентификационных номеров (так называемые PINs) на всех официальных документов, которые подаются в ведомства.

Предварительно документы заверяются Управлением по гербовым сборам, а затем соответствующая пошлина оплачивается в указанном банке. Ранее этот процесс затягивался на две недели, так как Управление по гербовым сборам должно было получить подтверждение о зачислении денег на банковский счет. Однако в 2008 году этот период был сокращен до 5-10 дней, благодаря налаживанию работы и взаимодействия между Министерством земельных и имущественных отношений и Налоговой инспекцией. Сбор составляет 1 % от заявленного уставного капитала плюс 2020 кенийских шиллингов гербового сбора за утверждение учредительных документов компании. Также имейте в виду, что за каждую совершенную транзакцию банк взимает с плательщика дополнительные100 KES.

Одновременно с предыдущей процедурой, в соответствии с Законом о компаниях (Cap. 485), юрист, который занимается регистрацией компании (директор или секретарь компании, указанные в Уставе), обязан подписать форму 208 – заявление о соответствии, которое прилагается к документам для регистрации, которые подаются в Реестр компаний. Заявление о соответствии заверяется нотариусом или Уполномоченным по приведению к присяге. Стоимость этой услуги составляет 200 шиллингов. Затем все учредительные и сопроводительные документы сдаются в Реестр компаний при Генеральной прокуратуре в Найроби.

Учредитель должен предоставить свидетельство о регистрации и другие документы, которые включают в себя:

  • учредительный договор и устав компании с гербовыми марками;
  • указание уставного капитала компании;
  • форму 201 – Уведомление о регистрации офиса компании;
  • форму 203 – Назначение директоров и секретаря компании;
  • форму 208 – Заявление о соответствии Закону о компаниях;
  • копию утверждения выбранного названия компании.

Размер регистрационного сбора зависит от уставного капитала компании: за первые 10000 KES – 2800 шиллингов, за каждые 20000 KES (до максимальной суммы в размере 60000 KES) после первых 100000 – 120 шиллингов. Стоимость заполнения трех бланков – 600 KES. Этот этап займет от семи до четырнадцати рабочих дней.

Затем необходимо зарегистрироваться в Налоговой инспекции для получения PIN и уплаты НДС. Сделать это можно через интернет. Индивидуальный и корпоративный идентификационный номера (PIN) требуются для регистрации компании для уплаты НДС (для этого необходимо свидетельства PIN, как минимум, двух директоров или двух акционеров или директора и секретаря компании), местных налогов на услуги и уплаты налогов по системе PAYE (уплата подоходного налога одновременно с получением заработной платы).

Учредитель обязан предоставить свидетельство о регистрации, копию меморандума и устава компании. После проведения последних реформ заявление на получение PIN и регистрацию для уплаты НДС можно сдать он-лайн – в режиме реального времени. Если Налоговая инспекция Кении еще не получила подтверждение об учреждении предприятия от Реестра компаний, то также необходимо предоставить свидетельство о регистрации и получить в налоговой службе данные по регистрации на сайте для подачи заявлений в режиме он-лайн. Это занимает 1-2 дня, услуга бесплатная.

Кроме того, нужно подать заявление на получение разрешения на ведение коммерческой деятельности (выдается в течение пяти рабочих дней). Стоимость его оформления зависит от вида бизнеса, количества работников и площади недвижимости, которая есть в собственности компании. Этот сбор уплачивается в отделе лицензирования Городского совета Найроби, который в дальнейшем выдает само разрешение. Стоимость оформления разрешения составляет:

  • для малых торговых компаний, магазинов и фирм, предоставляющих услуги конечным потребителям, с количеством сотрудников от 5 до 20 человек и/или недвижимостью в собственности площадью от 50 до 300 квадратных метров – 5000 KES;
  • для среднего бизнеса с количеством сотрудников более 50 человек и недвижимостью площадью свыше 300 квадратных метров – от 20000 до 50000 кенийских шиллингов, в зависимости от вида деятельности предприятия.

Свод законов о лицензировании (отмены и поправки) от 2006 года (был принят в декабре 2006 года и вступил в действие 1 мая 2007 года) внес изменения в Закон о местном управлении (Cap. 265), значительно сократив количество разрешительных документов, необходимых для осуществления деятельности, связанной с продажей товаров или оказанием услуг. Заявители, которые уже получили разрешение на ведение коммерческой деятельности у местных властей, освобождаются от необходимости получать еще одно разрешение при ведении бизнеса в другом регионе страны.

Кроме того, они имеют возможность выбирать, на какой срок они хотят получить разрешение – на год или на два. Также закон от 2006 года отменяет обязательное ранее требование о получении торговой лицензии, помимо разрешения. Сроки оформления разрешения составляют около пяти рабочих дней, а его стоимость не превышает 5000 KES.

Затем компания регистрируется в Государственном фонде социального обеспечения (NSSF). Этот фонд предоставляет работникам единовременные пенсионные выплаты. В Кении эти выплаты, предоставляемые государством, значительно ниже, чем выплаты в частных пенсионных программах, однако участие в NSSF является обязательным для всех.

Работодатель оплачивает стандартный взнос в размере около 1 % от заработной платы при максимальной сумме оклада 400 KES в месяц. Половину взноса уплачивает работник. Точная сумма взноса (если оклад ниже 400 KES) определяется индивидуально. Регистрация в фонде социального обеспечения Кении занимает один день.

Кроме того, компания должна зарегистрироваться в Государственном фонде медицинского страхования (NHIF). Сотрудник вносит фиксированную сумму в NHIF, которая вычитается работодателем из его зарплаты. Размер максимального взноса составляет 320 KES в месяц. Эти взносы идут на компенсацию возможных расходов на лечение, однако они покрывают этих затрат лишь частично. Таким образом, большинство кенийских компаний предоставляют своим работникам медицинскую страховку.

Лишь затем компания регистрируется для уплаты PAYE и после получения разрешения на регистрацию имеет право заказать печать. Печати изготавливаются частными лицами. При заказе необходимо предъявить копию свидетельства о регистрации компании. Стоимость изготовления печати составляет 2500-3500 кенийских шиллингов.

Сысоева Лилия
(с) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств

Интересные бизнес идеи