Как открыть бизнес в Марокко

Как открыть бизнес в Марокко

Организационно-правовые формы

Бизнес в МароккоИностранные инвесторы, которые занимаются предпринимательской деятельностью на территории Марокко, как правило, выбирают одну из следующих организационно-правовых форм ведения бизнеса:

  • открытая акционерная компания (Sociedad Anónima, SA);
  • закрытая акционерная компания (Société à Responsabilité Limitée, SARL).

Открытая акционерная компания с ограниченной ответственностью должна иметь минимум пять участников, в качестве которых могут выступать как физические, так и юридические, лица. Все учредители компании несут ответственность по долгам и обязательствам предприятия только в размере своей доли в акционерном капитале. Минимальный размер акционерного капитала составляет 300000 марокканских дирхамов (MAD).

В том случае если капитал оплачивается наличными денежными средствами, четверть от общей суммы уставного капитала должна быть внесена на банковский счет компании до ее регистрации. Если же оплата производится не денежными активами, то капитал на момент регистрации оплачивается в полном размере.

Открытая акционерная компания имеет право выпускать как именные акции, так и акции на предъявителя. Владельцы акций могут свободно передавать и продавать свои акции третьим лицам. Директора и акционеры открытой компании могут быть нерезидентами Марокко, но при этом все директора должны быть акционерами компании. Управляет компанией Совет директоров, в составе которого может быть от трех до двенадцати человек.

В отличие от открытой компании, закрытая компания с ограниченной ответственностью учреждается одним участником, в качестве которого может выступать физическое или юридическое лицо. Минимальный размер уставного капитала для закрытой компании составляет 100000 марокканских дирхамов. При этом вся сумма должна быть оплачена на момент регистрации компании.

Закрытая акционерная компания имеет право выпускать только именные акции, которые не могут передаваться третьим лицам без согласия других участников компании. Управлять закрытой компанией может один директор, который не должен вместе с тем быть ее акционером. И директора, и акционеры компании могут быть нерезидентами страны.

Процедура учреждения компании в Марокко

Процедура регистрации компании в Марокко состоит из 5 этапов (не считая изготовления печати) и занимает, в среднем, 11 дней. Расходы на учреждение компании составляют сумму, равную 12 % от валового национального дохода на душу населения (сейчас валовый национальный доход на душу населения составляет в Марокко $2850).

Предприниматель, который собирается регистрировать компанию в Марокко, должен, в первую очередь, получить в Региональном инвестиционном центре (Centre Regional d'Investissement, сокращенно CRI) так называемый «Certificat Négatif». Этот документ подтверждает факт регистрации названия будущей компании. Он оформляется в течение одного дня. Стоимость его выдачи составляет 230 марокканских дирхамов (210 MAD + 20 MAD гербового сбора – droits de timbres). После этого владелец компании должен внести учредительный капитал на банковский счет и получить квитанцию, подтверждающую факт внесения средств (attestation de dépot).

Счет с деньгами сразу же после перечисления замораживается до завершения процесса учреждения компании. Для открытия счета и внесения средств необходимо предъявить в банке устав компании и выданный ей ранее Certificat Négatif. На это уйдет еще один день. Дополнительные сборы при этом не взимаются.

Затем учредительные документы заверяются в мэрии (Commune). Представитель мэрии подтверждает личность человека, чья подпись стоит на документах. Это быстрая процедура, на которую уходит менее одного дня. Стоимость этих услуг составляет 20 марокканских дирхамов за страницу документа плюс 10 дирхамов общего сбора. Лишь после этого учредители компании подают все документы в CRI, где компания проходит регистрацию в Министерстве финансов, куда уплачивает патентную пошлину, в Коммерческом суде, в службе социального страхования и в налоговом ведомстве. Для этого заявитель загружает с официального интернет-сайта единую регистрационную форму (formulaire unique declaration de creation d'entreprise).

Вместе с заполненной формой он сдает следующие документы:

  • Certificat Négatif (оригинал и три копии);
  • квитанция из банка (attestation de dépot) (оригинал и одна копия);
  • подписанный устав компании (минимум пять копий);
  • договор аренды помещения под офис компании (contrat de bail) (две копии);
  • удостоверение личности управляющих компанией (три копии);
  • уведомление, которое будет опубликовано в официальном бюллетене и юридической газете (две копии).
Региональный инвестиционный центр проводит следующие процедуры:
  • представляет устав компании и ее регистрацию в Коммерческий суд и в Реестр компаний;
  • выдает номер для уплаты патентной пошлины;
  • организовывает публикации объявлений об учреждении компании в юридическом издании и в официальном бюллетене; • рассылает уведомление о существовании нового субъекта налогообложения;
  • ставит компанию на учет в органах социального страхования;
  • проводит легализацию документов.
На этапе подачи заявления и всех документов учредитель компании предоставляет также текст объявления об учреждении компании, который выйдет в обоих изданиях (юридической газете и официальном бюллетене). Текст должен быть на арабском языке и оформлен в печатном виде. Региональный инвестиционный центр координирует процесс публикации этого уведомления. Несмотря на что объявление опубликовывается в официальном бюллетене в течение тридцати дней, для подачи регистрационных документов в Коммерческий суд достаточно предъявить квитанцию о принятии объявления в печать.

Примерно через неделю заявитель получает «patente», идентификатор для уплаты налогов, свидетельство о регистрации коммерческого предприятия, бухгалтерские и учетные книги, регистрацию в службе социального страхования (так называемая регистрация в CNSS). Недавно была введена новая услуга – уведомление предпринимателей о готовности пакета документов с помощью рассылки текстовых сообщений на мобильный телефон.

Установлены следующие расценки на регистрацию компаний через службу CRI: 1 % от уставного капитала (минимум 1000 марокканских дирхамов), регистрационный взнос в размере 200 дирхамов, 350 дирхамов за регистрацию в Коммерческом реестре, 150 дирхамов за публикации (согласно прайсу, 8-9 дирхамов за строчку в деловом издании и 4 дирхама за строчку в официальном бюллетене).

После регистрации компании учредитель должен подать заявление в экономический отдел Префектуры (Service Economique de la Commune). Туда компания подает ходатайство, копию «patente», копию своего устава и другое заявление (для второго типа авторизации), а также план офисных и производственных помещений и построек, схему размещения противопожарной сигнализации, план утилизации отходов и т.п.

Экономический отдел Префектуры оценивает возможности компании по обеспечению безопасных и благоприятных условий работы, а также наличие потенциальной угрозы для окружающей среды. Эту же процедуру можно пройти непосредственно в CRI за один день. Дополнительная оплата за это не взимается.

Наконец, компания может заказать печать и приступать к работе. Стоимость изготовления печати составляет 200 марокканских дирхамов. По срокам это займет один рабочий день.

Система налогообложения Марокко

Ставка корпоративного налога в Марокко составляет 35 %. Налог на предпринимательскую деятельность (так называемый торгово-промышленный налог) уплачивают физические и юридические лица, которые занимаются бизнесом на территории Марокко. Этот налог включает в себя налог на недвижимое имущество предприятия (оно может быть в аренде или принадлежать компании по праву собственности) и фиксированную сумму, размер которой зависит от вида деятельности компании или физического лица. Ставка налога варьируется от 5 % до 30 %.

Компании, которые работают в сельскохозяйственной деятельности, не уплачивают подоходный налог в Марокко до 2020 года. Доход, который компания получает от экспортной деятельности, не облагается налогом в течение первых пяти лет работы компании, а затем подлежит налогообложению по сниженной ставке17,5 %. Прибыль от прироста капитала и от акций компании облагается налогом в размере 15 %. Стандартная ставка НДС составляет 20 %.

Доход компаний, которые были учреждены в Западной Сахаре, освобождается от уплаты корпоративного налога в Марокко. Дивиденды и роялти, которые получают иностранные акционеры компаний, зарегистрированных на территории Марокко, облагаются налогом по ставке 10 %. Проценты, вознаграждения, гонорары за услуги и иная подобная прибыль облагаются подоходным налогом в размере 36 %.

Марокко подписал ряд соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран: Норвегией, Румынией, Бельгией, Тунисом, Испанией, Россией, США, Германией, Канадой, Италией, Швецией, Нидерландами, Великобританией, Францией и Люксембургом.

Сысоева Лилия
(с) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Мгновенный подбор бизнеса

Эксперты портала openbusiness.ru

Татьяна Никитина
Татьяна Никитина

Основатель портала openbusiness.ru. Предприниматель. Бизнес-тренер

Буду рада видеть вас в числе моих друзей

Свой бизнес: как заработать на экскурсионных программах

Это статья о том, как превратить любовь к своему городу в прибыльный бизнес. Поскольку красивых городов в нашей стране бесчисленное множество, конкурентов практически нет (за исключением столичных городов), а стартовые инвестиции невелики подобный экскурсионный бизнес может стать отличной идеей заработка для историков, краеведов и, собственно, всех тех, кто любит свой город и готов поделиться своими знаниями с окружающими.

Моя компания - моя крепость

Половину преступлений на предприятии можно предотвратить, скорректировав дизайн пространства. В этой статье рассмотрим, как организовать безопасность на прилегающей территории, в здании и в кабинете.

Экология офиса или работа, которая нас убивает

Офисную работу принято считать одной из самых безопасных, но это далеко не так. В этой статье мы поговорим о безопасности офисной среды и источниках заболеваний, которые находятся в офисе.

Все статьи эксперта
Валерий Аллавердян
Валерий Аллавердян

Ведущий эксперт портала openbusiness.ru. Инвестиционный консультант. Бизнес-аналитик

Получить консультацию


Маркетинговая разведка

Инсайдерская и текущая коммерческая информация о конкуренте или её нехватка иногда может привести к серьезным проблемам или, наоборот, к весомым успехам в бизнесе. В этой статье поговорим о разведке.

Как анализировать конкурентоспособность предприятий

Конкуренция и конкурентоспособность - что означают эти термины? По каким показателям можно судить о том, что одна из компанией более конкурентоспособна нежели другая? Ответим на эти вопросы.

Несколько слов о рентабельности…

Рентабельность в бизнес-планировании - штука очень мифологизированная, и далеко не все понимают, что же это такое, зачем она нужна и что показывает. Попробую донести простыми словами.

Все статьи эксперта
Что интересует предпринимателей России?

Бизнес-планы и руководства (openbusiness.ru)

за сегодня 41 649 просмотров

за 30 дней 1 351 856 просмотров

за 365 дней 18 072 443 просмотров

Необычные идеи бизнеса (1000ideas.ru)

за сегодня 5 835 просмотров

за 30 дней 206 813 просмотров

за 365 дней 3 171 281 просмотров

Нам доверяет
7 950 758
предпринимателей страны*

по данным Google Analytics за последние 365 дней

Максимальный эффект от рекламы на openbusiness.ru