Купить рекламу
Франшизы месяца:

Бесплатный бизнес-подбор

Мы подберем для Вас лучшее предложение по открытию бизнеса за 14 секунд

Начать

Как открыть собственный бизнес в Сенегале

Как открыть собственный бизнес в Сенегале

Как открыть собственный бизнес в СенегалеВ Сенегале нет юридической дискриминации иностранных компаний или сенегальских предприятий с долевым иностранным участием. Компании, учрежденные с использованием иностранного капитала, могут принимать участие практически во всех отраслях. Исключение составляют лишь некоторые стратегически важные отрасли (энергетика, водоснабжение и т. д.).

Постепенно Сенегал внедряет международные нормы налогообложения, таможенного и инвестиционного экономического регулирования. В частности, правительство значительно снизило стоимость патентов, сократило размер налогов на прибыль и ввело более свободный режим налоговых отчислений. В 2004 году оно приняло целый свод законов, которые касаются экономической и инвестиционной деятельности в Сенегале: налоговый, инвестиционный и таможенный законы, а также закон об общественном партнерстве. Новое законодательство Сенегала должно способствовать привлечению любых инвестиций в экономику страны. При этом размер льгот и поощрений, предоставляемых инвесторам, зависит от:

  • места размещения сенегальского производства товаров или услуг: столица или регион (приветствуется размещение за пределами Дакара);
  • целей деятельности: на экспорт или для внутреннего потребления (поощряется производство на экспорт);
  • количества рабочих мест, которые предоставляются гражданам Сенегала (чем больше, тем лучше);
  • размера уставного капитала компании;
  • ожидаемой прибыльности компании и т. д.

Повторим, что никаких существенных различий между «родными» компаниями и корпорациями с участием иностранного капитала в законах нет. Минус состоит в том, что процесс оформления всех положенных поощрений достаточно сложный и долгий. Он требует постоянного предоставления компанией различных бумаг в APIX и Министерство финансов.

Сенегальское инвестиционное законодательство содействует созданию совместных коммерческих предприятий на территории государства. Как правило, они регистрируются в форме акционерной компании с ограниченной ответственностью (Societe Anonyme , сокращенно SA). Как и в других странах, при создании совместного предприятия инвесторы должны в письменной форме определить ответственность каждой из сторон. На данный момент сенегальские партнеры обычно предлагают лишь небольшое долевое участие в развитии компании, предполагая, что все основные затраты иностранный инвестор возьмет на себя.

Акционерные компании с ограниченной ответственностью обычно учреждают для ведения деятельности, связанной с продажей продукции за рубеж. Как правило, эту организационно-правовую форму используют для предприятий, действующих практически во всех секторах сельского хозяйства, а также в сфере телекоммуникаций и промышленности. Существует одно ограничение для регистрации SA в Сенегале: заявленный экспортный потенциал должен составлять не менее 80 % от всего оборота компании.

С другой стороны, статус акционерной компании обеспечивает возможность для свободного перемещения средств, необходимых для осуществления инвестиций, коммерческих и финансовых операций, свободную выплату заработных плат работникам-иностранцам, возможность принять на работу неограниченное количество иностранного персонала, свободное перемещение дивидендов акционеров из других стран, а также ряд других преимуществ, включая арбитраж Международного центра по урегулированию споров в сфере инвестирования (CIRDI). Все эти льготы действуют в течение 25 лет (сам закон был принят в 1996 году).

Помимо акционерного общества, среди иностранных инвесторов широко распространены такие формы, как отделение иностранной компании (Succursale) и компания с ограниченной ответственностью (Societe а Responsabilite Limitee, сокращенно SARL). Компанию с ограниченной ответственностью обычно выбирают в том случае, если ее деятельность ориентирована на внутренний рынок страны. Главное условие регистрации такой компании – наличие уставного капитала в размере не менее 1 миллиона франков КФА. Для акционерного общества минимальный уставной капитал составляет 10 миллионов франков КФА.

Другие виды ведения бизнеса на территории Сенегала включают в себя индивидуальное частное предприятие, местное агентство, дистрибьютора, региональное представительство. Независимо от типа бизнеса, после его регистрации предприниматель становится юридическим лицом и может обращаться по спорным вопросам в региональный суд. Так как в законодательстве страны не прописаны условия лицензирования деятельности, то при запуске производства с предприятием заключается индивидуальное лицензионное соглашение.

В соответствии с Законом об инвестициях Сенегала, компании с ограниченной ответственностью регистрируются государственными органами в течение максимум десяти рабочих дней. На учреждение акционерной компании уйдет не более 21 рабочего дня.

Итак, если вы решили открывать собственную компанию в Сенегале, прежде всего, вам необходимо внести учредительный капитал на банковский счет. Сделать это можно напрямую, обратившись в финансовое учреждение, или же воспользоваться услугами посредника – нотариуса. Эта процедура занимает всего лишь один день.

Затем компания должна нотариально заверить учредительные документы и факт внесения средств уставного капитала на банковский счет. Приготовьтесь к тому, что эта процедура займет минимум три рабочих дня (если нотариус будет заниматься подготовкой устава компании). Если же требуется всего лишь его подпись, на это уйдет один день. Обойтись без помощи нотариуса (так называемого «notair») в любом случае не удастся. Он следит за тем, чтобы компания соответствовала требованиям OHADA – региональной инициативы по согласованию и гармонизации коммерческих законодательств в странах Африки.

Устав может быть оформлен путем составления нотариального акта или иного документа, который подтверждает подлинность подписей учредителей компании. В случае составления нотариального акта, нотариус должен подготовить устав компании (если учредитель не сделал этого самостоятельно) и выдать декларацию соответствия (déclaration de régularité et de conformité). Кроме того, он регистрирует устав компании и уведомляет налоговое ведомство о существовании нового юридического лица. Учредитель может попросить нотариуса выполнить ряд дополнительных формальностей: в частности, регистрацию компании в суде и получение ее идентификационного номера (numéro d'identification nationale des entreprises et des associations, сокращенно NINEA). Стоимость зависит от количества услуг, оказываемых нотариусом, и варьируется между 250000 и 305000 франков КФА (XOF).

Затем компания ставится на учет в службе одного окна. С ноября 2007 года предприниматель может зарегистрироваться в службе одного окна, которая осуществляет сразу семь различных процедур. Четыре из этих формальностей связаны с четырьмя различными ведомствами. Их выполнением занимаются государственные служащие из соответствующих инстанций:

  • представитель налогового управления, который регистрирует учредительные документы;
  • коммерческий реестр (Registre du Commerce et du Credit Mobilier, сокращенно RCCM), который также регистрирует устав компании;
  • NINEA, который присваивает компании идентификационный номер (Numéro d'Identification National des Entreprises et des Associations), а также
  • представитель трудовой инспекции, который регистрирует работников компании и отмечает начало ее работы.

Все эти чиновники находятся в одном здании, что позволяет учредителям значительно сэкономить свое время, при прохождении всех обязательных инстанций. За соблюдением поставленных сроков рассмотрения документов и регистрации следит координатор из службы одного окна, который отмечает точное время и сроки подготовки каждым ответственным лицом необходимых документов. Другие две процедуры проводятся непосредственно сотрудниками службы одного окна. Они включают в себя:

  • регистрацию в Фонде социального страхования (Caisse de Securite Sociale, сокращенно CSS);
  • регистрацию в Пенсионном фонде (Institut de Prevoyance Retraite, сокращенно IPRES).

Представители этих ведомств находятся не в здании службы одного окна, но поблизости от него. Когда все необходимые документы готовы, координатор службы направляет информацию о поданном заявлении по электронной почте сотрудникам CSS и IPRES. Затем он звонит им, чтобы удостовериться, что письмо дошло до адресатов. Позже в обед того же дня (или если письмо было отправлено после обеда, то на следующий день) он посылает курьера, который забирает и приносит утвержденные документы. Стоимость услуг службы одного окна для фирм с учредительным капиталом менее 1000000 франков КФА составляет: 27000 франков КФА регистрационного сбора (25000 за регистрацию устава и 2000 за документы по акциям компании) и 30090 франков КФА за регистрацию в канцелярии суда (если капитал компании превышает 1000000 франков, то за последующие 1000000 взимается дополнительно 90 франков). К примеру, если сумма уставного капитала составляет от 3 до 4 миллионов франков, то с компании за регистрацию в суде взимается 30270 франков КФА.

Сысоева Лилия
(с) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств