openbusiness.ru
Спецпроект openbusiness.ru
Персонал мини-пекарни

Персонал мини-пекарни

В этой статье ответим на вопросы, касающиеся персонала пекарни: сколько сотрудников требуется, какую зарплату им надо платить, какого размера должна быть премиальная часть и многое другое.

Персонал составляет основу эффективности бизнеса на мини-пекарнях. Какое бы качественное оборудование вы не приобрели и какую бы популярную рецептуру изделий не использовали, работать на оборудовании и предлагать продукцию клиентам будет именно персонал. От его качества зависят большинство финансовых показателей мини-пекарни.

Основные требования к персоналу мини-пекарни

Основные требования к кандидатам можно представить таким образом:

  1. Наличие гражданства РФ, либо наличие разрешения на работу для иностранных работников. Штрафы ФМС за использование нелегальной рабочей силы для юридических лиц очень велики, поэтому обязательно проверяйте эти документы при приеме на работу.

  2. Для всех работников обязательно наличие санитарной книжки.

  3. Желательно отсутствие вредных привычек, особенно привычки к курению, так как курение сейчас разрешено только в специально отведенных местах и перекуры будут тормозить производственный процесс и приводить к браку.

  4. Опыт работы необходим не только пекарям, но и продавцам. Работа с кассой, наличными средствами, умение ответить на вопросы покупателей и привлекательный внешний вид – вот основные качества продавца в мини-пекарне.

  5. Для пекарей желательно наличие профильного образования или достаточно большого опыта работы, который позволит в точности соблюдать производственный процесс. Плюсом при приеме на работу должно стать наличие опыта работы в сфере производства хлебобулочной продукции от 3-5 лет.

  6. Аккуратность и опрятность являются одними из важнейших качеств персонала мини-пекарни, обращайте внимание на внешний вид соискателя при собеседовании на вакансию.

Состав и количество сотрудников пекарни

Для небольшой мини-пекарни, производящей до 400 килограмм хлебобулочных изделий достаточно двух пекарей, трех помощников и двух продавцов. Это количество минимально достаточно при ежедневной работе пекарни в течении 10-12 часовой смены. То есть в смену будут выходить один пекарь, два помощника и один продавец. Такой запас персонала необходим для обеспечения нормального графика работы, то есть получения сотрудником достаточного количества выходных дней, отпусков или возможного отсутствия сотрудника на работе по причине, например, болезни.

По мнению экспертов, один пекарь в смену вырабатывает продукции примерно на 20 тысяч рублей. Зная этот показатель можно легко рассчитать количество пекарей, работающих в одну смену для мини-пекарни. Но, конечно, необходимо учитывать количество и производительность оборудования, а также особенности технологического процесса в каждом конкретном случае.

Дополнительно персонал пекарни может включать:

  • Администратора. В идеале в штате должен быть администратор, который осуществляет деятельность по снабжению, заключению договоров на оптовые продажи, рекламой, обслуживанием кассовой техники, взаимодействию с бухгалтерией и прочими хозяйственными делами. 

  • Бухгалтера. Бухгалтерию лучше всего передать на аутсорсинг специализированной компании, это значительно сократит затраты мини-пекарни.

  • Технолога. Также на стадии запуска и обкатки производства нового ассортимента желательно привлечение профессионального технолога, но в большинстве случаев в небольшой пекарни отработкой технологического процесса приготовления хлебобулочных изделий занимаются сами пекари.

  • Грузчик/водитель. В зависимости от масштаба пекарни и ее бизнес-процессов в штате могут понадобиться грузчик и водитель-экспедитор. Функции уборки, как правило, выполняют помощники пекаря.

Обратите внимание, предложенное нами штатное расписание не подразумевает избыточного персонала, поэтому составляйте графики работы и отпусков заранее, для отпусков не позднее чем за три-четыре месяца.

В перспективе, но желательно как можно раньше, для этого бизнеса необходимы прописанные регламенты работы для каждой категории сотрудников. Такие регламенты позволят снизить время на адаптацию новых сотрудников и прописать четкие стандарты, соблюдение которых влияет на заработную плату сотрудников. На все виды ассортимента нужно разработать технологические карты, которые будут подробно описывать рецептуру и технологический процесс производства.

Поиск сотрудников и мотивация


При приеме на работу для каждого сотрудника необходимо оговорить обязательный испытательный срок, который подразумевает знакомство с работой и стажировку. Стандартная схема стажировки включает в себя следующие элементы: 

  • знакомство с персоналом и ассортиментом, 
  • отработка скриптов продавца и технологических карт для пекарей и их помощников, 
  • знакомство со стандартами чистоты и техникой безопасности. 
Длительность стажировки не должна быть очень большой, обычно достаточно от трех дней до недели работы. По окончании стажировки желательно провести экзамен для каждого соискателя, как правило, этим занимается владелец или администратор бизнеса.

Отдельно следует рассмотреть систему мотивации сотрудников. Как правило, сотрудники работают на почасовой оплате, однако необходимо предусмотреть и премиальную часть, которая будет стимулировать сотрудников к выпуску качественной продукции, увеличению объема продаж и соблюдению стандартов работы мини-пекарни. Желательно, чтобы премиальная часть составляла не менее 30% от всех выплат сотруднику.

Для продавца следует предусмотреть схему мотивации, основанную на премировании за выполнение плана продаж и выполнение стандартов работы продавца.

Для пекаря премиальную часть также следует завязать на выручку от работы мини-пекарни, выполнение плана работы и соблюдение необходимых стандартов, например, чистоты в помещении.

Контроль за работой сотрудников можно осуществлять с помощью веб-камер, которые позволяют всегда отследить соответствие действий сотрудников регламентам работы.

Что касается поиска персонала, то хорошо работают специализированные сайты, газеты бесплатных объявлений о работе и вывески на самой пекарне о поиске сотрудников. Также можно использовать доски объявлений в интернете, но вакансии в них быстро уходят вниз и их нужно часто обновлять.

Средние заработные платы персонала мини-пекарни

Заработная плата сотрудников разнится в зависимости от региона, в котором организуется бизнес. Анализируя уровень заработной платы пекаря, можно сделать вывод, что на конец 2018 года средняя заработная плата составила около 30 тысяч рублей, минимальная – от 15 тысяч, а максимальная – до 80 тысяч рублей.

Для помощника пекаря заработные платы предсказуемо несколько ниже, средний уровень составляет около 21 тысячи рублей, минимальный – порядка 12 тысяч рублей.

Еще один общий совет. Обращайтесь с сотрудниками максимально дипломатично, постарайтесь создать в коллективе командный дух. Не забывайте, что и нематериальная мотивация очень важна для эффективной работы персонала.

Проблема воровства в пекарнях

Проблема воровства в пекарне бывает очень актуальной для некоторых владельцев. Воруют как ингредиенты – муку, сахар, масло, варенье, так и готовую продукцию. Безусловно, таких работников нужно немедленно увольнять. Потребители, особенно оптовые, очень быстро поймут, что качество или вес конечного продукта снижается и перестанут брать вашу продукцию. Простые розничные покупатели уйдут к конкурентам, а ведь весь бизнес мини-пекарен держится на постоянных клиентах. Это грозит уже не только снижением прибыли, но и разорением.

В первом случае, когда воруют ингредиенты, например, муку, необходимо ввести строгий контроль расхода продуктов. Обязательно следует поставить веб-камеры, на которых не остается не просматриваемых зон. Конечно, по предварительному сговору всегда можно что-то да унести, но такое подозрительное поведение в течение нескольких дней сразу заявит о себе.

Для снижения расходов часть камер можно поставить обычные, а часть – муляжи. Сотрудник, не зная какая камера рабочая, всегда будет опасаться отступать от регламента и, тем более, воровать.

Еще одним способом воровства в пекарнях является выпуск большего количества продукции из предоставленного количества ингредиентов. Например, добавляя больше воды, можно получить большее количество теста, дополнительную продукции распродать, а излишек выручки разделить с продавцом.

В этом случае также поможет веб-камера, с помощью которой нужно следить, на все ли товары выбивается чек. Да и небольшой плакат «Если Вам не выдали чек, то позвоните, и покупка обойдется Вам бесплатно» придумали не просто так. В качестве дополнительной меры можно поставить в торговом зале весы для покупателей, чтобы они могли контролировать вес готового изделия, но это не всегда работает.

Конечно, атмосфера подозрительности в пекарне со стороны руководства не лучшим способом сказывается на коллективе, но здоровый контроль необходим всегда.