Выбор франшизы мини-пекарни
Франшизы мини-пекарен - это отличная возможность начать бизнес, минуя многие сложности на старте, связанные с открытием и раскруткой. Но за такую возможность, конечно, придется хорошо заплатить.
Что такое франшиза, и зачем она нужна
Франшизой называется договор франчайзинга, то есть совокупность нематериальных и материальных активов, включающим, в том числе, права на пользование брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных ресурсов, необходимых для организации и ведения бизнеса. В качестве объекта франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знак, технология продаж и прочие необходимые техники, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности.
Проще говоря, франшизой называется покупка методологии и, в некоторых случаях, оборудования у продавца франшизы, для создания и эффективного ведения бизнеса. Как правило, продавец франшизы уже обладает эффективным опытом ведения бизнеса, по которой он продает франшизу, и многократным опытом запуска такого бизнеса. Таким образом, приобретение франшизы позволяет воспользоваться успешным опытом франчайзера и избежать сложностей и подводных камней при создании и управлении бизнесом.
Рассмотрим коротко основные определения, которые используются профессионалами в деятельности по покупке и продажи франшиз. Покупатель франшизы называется франчайзи. Продавец франшизы или ее владелец называется франчайзером. Паушальным взносом называется однократный первоначальный платеж, по сути, покупка франшизы. Помимо паушального взноса, зачастую продавец франшизы устанавливает роялти, то есть периодический платеж, который франчайзер платит франчайзи, то есть покупатель продавцу, за использование франшизы. Последним важным определением в этой сфере является понятие начального капитала, который определяет сумму, необходимую для открытия бизнеса.
Как правильно выбрать франшизу для мини-пекарни
Франшиза – это очень удобный способ начать такой бизнес как мини-пекарня. Но сам выбор франшизы является достаточно непростым вопросом, тем более, франшиза стоит дополнительных денег, которые никогда не будут лишними на старте бизнеса. Поверьте, не все продавцы франшиз являются добросовестными и относятся ответственно к передаваемым технологиям. В РФ работают порядка 1,5 тысяч продавцов франшиз и несколько десятков франшиз пекарен. Так как не ошибиться при выборе франшизы?
-
Прежде всего обратите внимание на бренд, который предлагает франчайзер. Такой бренд должен быть достаточно известным и, как говорится, быть «на слуху». Но опасайтесь подделок, продавцы которых копируют известные бренды. После запуска такого бизнеса можно вместо эффективной бизнес-модели получить многолетние судебные разбирательства с реальным владельцем бренда.
-
Внимательно относитесь к финансовым расчетам и прогнозам прибыльности, которые заявляет франчайзер. Нередки случаи, когда недобросовестные продавцы франшиз откровенно манипулируют цифрами, в разы завышая показатели ее эффективности. Рекомендуем самостоятельно просчитать бизнес с самого начала, оценить прибыли и затраты. Если расчеты для вас сложны, то, скорее всего, этот бизнес не для вас. Начиная бизнес нужно понимать его финансовую модель до тонкостей. Тем более, что бизнес мини-пекарни и ее финансовая модель достаточно понятна и проста.
-
Обязательно оцените, что реально предлагает франчайзер. Размытые фразы о лучших технологиях и потоке клиентов не допустимы на практике. Оцените, какие именно документы передаются вам по договору, и сколько могла бы стоить вам их самостоятельная разработка. Для мини-пекарни, как пищевого производства, особенно важны технологические карты, система заполнения журналов и шаблоны документов для прохождения проверок Роспотребнадзора. Максимально подробно зафиксируйте в договоре все количественные показатели, которые озвучивает франчайзер. Рекомендуем дать договор франчайзинга для проверки профессиональному юристу, чтобы выявить невыгодные для вас положения договора.
-
Обязательно разыщите, лучше самостоятельно, фирмы, которые уже работают по предлагаемой модели франшизы. Как правило, они все есть в интернете. Свяжитесь с такими фирмами и выясните, как реально у них идут дела. Есть специальные базы, которые позволяют проверить финансовые показатели по выручке и прибыльности отдельных компаний, обязательно воспользуйтесь ими. Каждый франчайзер обязательно называет в презентации количество открытых собственных пекарен и количество пекарен, открытых по его франшизе.
-
Продумайте, насколько предлагаемая в франшизе бизнес-идея будет эффективна в выбранной вами локации. Идеи, которые эффективно работают в одном месте могут быть убыточными уже буквально через две улицы. Оцените, насколько формат предлагаемой франчайзером пекарни соответствует реалиям вашего города и района.
-
Внимательно относитесь к выбору франшизы, помните, что только 20% франчайзи успешно работают по приобретенной франшизе, остальные 80% разоряются или работают на грани окупаемости.
Сколько стоят и что предлагают франшизы мини-пекарен
Если рассмотреть варианты франшиз, которые имеются на российском рынке, то можно заметить, что в среднем стоимость франшизы мини-пекарни составляет около 350 тыс. рублей. Причем, расценки могут варьироваться от нуля до сумм в 1 млн. рублей. В первом случае, скорее всего, имеет место маркетинговый ход. Скорее всего, компания-франчайзер планирует зарабатывать на роялти либо является прямым поставщиком сырья или оборудования, которые франчайзи будет обязан у нее заказывать. Самые крупные паушальные взносы оправданы, только если вы имеете дело с международными брендами. Имейте в виду, что действительно известных сетевых проектов не так уж много, а переплаты за “федеральный” бренд могут оказаться неоправданными, так как в вашем регионе о таком бренде, вероятно, никто даже не слышал.
В целом же открытие мини-пекарни по франшизе обойдется вам дороже, чем открытие собственной пекарни. В среднем, вложения составят около 1,6 млн. рублей, в то время как при самостоятельном старте можно уложиться в 700 тыс. - 1 млн. рублей. Также не забывайте про ежемесячные платежи. Роялти могут быть как фиксированные, например, 10-30 тыс. рублей в месяц, так и процентные, обычно - от 1 до 10% оборота.
В среднем, вложения в открытие пекарни по франшизе составят около 1,6 млн. рублей, в то время как при самостоятельном старте можно уложиться в 700 тыс. - 1 млн. рублей.
Разумеется, франшизы сетей пекарен соревнуются между собой в длине списка того, что они предлагают покупателям. Иногда эти списки могут быть намеренно раздутыми и сопровождаться громкими фразами вроде “открытие пекарни под ключ”, “поддержка по любым вопросам в режиме 24/7”. Нередко делается это для придания весомости франшизе и оправдания ее стоимости, поэтому подробно узнавайте обоснованность любых фраз и уточняйте, что реально стоит за любой позицией, обозначенной во франчайзинговом пакете.
Что могут включать франшизы мини-пекарен:
-
Пользование товарным знаком и логотипом;
-
Рецепты и технологию выпечки всего ассортимента хлебобулочных изделий, технологические карты;
-
Техническое и консультативное содействие до и после открытия пекарни;
-
Пакет регламентов и стандартов работы, помощь юристов;
-
Перечень документов необходимых для работы пекарни от разрешительных и проверяющих органов власти;
-
Дизайн-проект помещения;
-
Помощь в подборе помещения;
-
Помощь в подборе и расстановке оборудования/списки оборудования и инвентаря;
-
Скидки от поставщиков сырья и оборудования;
-
Автоматизированную систему управления пекарней;
-
Выезд “команды открытия” из специалистов компании.
-
Обучение сотрудников (удаленно/на базе компании; разово/многоразово);
-
Должностные инструкции, шаблоны трудовых договоров, чек-листы по найму и увольнению;
-
Обучение руководителя;
-
Совместный маркетинг, рекламные акции;
-
Правила выкладки продукции;
-
Готовые рекламные материалы, ценники, униформа.
-
Расчет прибыли;
-
Способы повышения среднего чека;
-
Инструкции по управлению конфликтами.
Имейте в виду, что какое бы привлекательное содержимое не включал пакет франшизы, по большому счету, покупка франшизы целесообразна тогда, когда компания-франчайзер заведомо выгодно отличается от рядовых пекарен либо своим брендом, либо ассортиментом, либо бизнес-моделью, либо всеми этими факторами вместе. Возможно, если вас пугает открытие полноценной пекарни полного цикла, то целесообразнее будет рассмотреть варианты былочных, не предусматривающих собственного производства или имеющие дело с замороженной продукцией. В таком случае вам удасться сэкономить и на оборудовании, и на площадях, и на сотрудниках.