Правовые аспекты бизнеса по франчайзингу в России

Правовые аспекты бизнеса по франчайзингу в России
* В расчетах используются средние данные по России

Франчайзинг является относительно новой для отечественной экономики формой предпринимательской деятельности, и на сегодняшний день эта правовая сфера не имеет достаточного законодательного оформления.

По сути, единственным нормативным документом, который регулирует отношения франчайзи и франчайзера, является Гражданский кодекс Российской федерации, в частности, глава 54 ГК РФ. В отличие от общепринятой мировой практики в главе 54 ГК РФ вводится новая терминология. Так, сам франчайзинг называется «коммерческой концессией», франчайзер становится «правообладателем», а франчайзи – «пользователем». Хотя суть франчайзинговой системы от этого и не меняется, новые названия вносят некоторую путаницу при работе с международными компаниями.

Примечательно, что, несмотря на замену франчайзинга термином «коммерческая концессия», основные положения российского гражданского права, которые его касаются, были заимствованы из законодательства зарубежных стран. Некоторые ключевые положения ГК РФ соответствуют международным критериям, на основании которых выделяются отношения франчайзинга:

  • пользователь использует деловую репутацию и коммерческий опыт правообладателя в определенном регионе в оговоренном объеме и в конкретной сфере (производства или продажа товаров, оказание услуг);

  • пользователь выплачивает правообладателю вознаграждение в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки или наценки на оптовую стоимость товаров;

  • правообладатель предоставляет пользователю комплекс исключительных прав, в том числе и на фирменное наименование и/или коммерческую информацию.

Однако глава 54 ГК РФ содержит некоторые спорные положения, которые порой значительно усложняют работу франшизодателя и франшизополучателя. К таковым относится, к примеру, двойная регистрация договоров коммерческой концессии (в патентном ведомстве договоров коммерческой концессии и в налоговой инспекции, согласно ст. 1028), так как это требование не имеет какого-либо обоснования. В данном случае вполне можно было бы ограничиться регистрацией договора в патентном ведомстве. Но еще более нелогичным представляется положение ст. 1035, которое дает франчайзи право на заключение нового договора с франчайзером по истечении срока действия предыдущего договора на тех же условиях. Таким образом, тормозится развитие франчайзинговой системы, ведь через несколько лет условия могут и должны изменяться (порой кардинально).

Ст. 1034 ГК РФ «Ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю» также затрагивает основные принципы системы франчайзинга. Она гласит: «Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем». Таким образом, хотя франчайзинг изначально предполагает полную независимость франчайзера и франчайзи, субсидиарная ответственность франчайзера по предъявляемым им требованиям к франчайзи, которая вводится этой статьей, ставит всю систему в изначально невыгодное положение, когда предпринимателям оказывается проще заниматься развитием собственного предприятия, нежели продавать или приобретать франшизы.

(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

01.01.1970

12 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 1680 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Мгновенный подбор бизнеса

Эксперты портала openbusiness.ru

Татьяна Никитина
Татьяна Никитина

Основатель портала openbusiness.ru. Предприниматель. Бизнес-тренер

Буду рада видеть вас в числе моих друзей

Свой бизнес: как заработать на экскурсионных программах

Это статья о том, как превратить любовь к своему городу в прибыльный бизнес. Поскольку красивых городов в нашей стране бесчисленное множество, конкурентов практически нет (за исключением столичных городов), а стартовые инвестиции невелики подобный экскурсионный бизнес может стать отличной идеей заработка для историков, краеведов и, собственно, всех тех, кто любит свой город и готов поделиться своими знаниями с окружающими.

Моя компания - моя крепость

Половину преступлений на предприятии можно предотвратить, скорректировав дизайн пространства. В этой статье рассмотрим, как организовать безопасность на прилегающей территории, в здании и в кабинете.

Экология офиса или работа, которая нас убивает

Офисную работу принято считать одной из самых безопасных, но это далеко не так. В этой статье мы поговорим о безопасности офисной среды и источниках заболеваний, которые находятся в офисе.

Все статьи эксперта
Валерий Аллавердян
Валерий Аллавердян

Ведущий эксперт портала openbusiness.ru. Инвестиционный консультант. Бизнес-аналитик

Получить консультацию


Маркетинговая разведка

Инсайдерская и текущая коммерческая информация о конкуренте или её нехватка иногда может привести к серьезным проблемам или, наоборот, к весомым успехам в бизнесе. В этой статье поговорим о разведке.

Как анализировать конкурентоспособность предприятий

Конкуренция и конкурентоспособность - что означают эти термины? По каким показателям можно судить о том, что одна из компанией более конкурентоспособна нежели другая? Ответим на эти вопросы.

Несколько слов о рентабельности…

Рентабельность в бизнес-планировании - штука очень мифологизированная, и далеко не все понимают, что же это такое, зачем она нужна и что показывает. Попробую донести простыми словами.

Все статьи эксперта
Что интересует предпринимателей России?

Бизнес-планы и руководства (openbusiness.ru)

за сегодня 13 317 просмотров

за 30 дней 1 284 634 просмотров

за 365 дней 17 910 636 просмотров

Необычные идеи бизнеса (1000ideas.ru)

за сегодня 2 140 просмотров

за 30 дней 200 682 просмотров

за 365 дней 3 204 861 просмотров

Нам доверяет
7 905 051
предпринимателей страны*

по данным Google Analytics за последние 365 дней

Максимальный эффект от рекламы на openbusiness.ru