Тепличный бизнес: обзор рынка и советы экспертов

Тепличный бизнес: обзор рынка и советы экспертов
* В расчетах используются средние данные по России

В данной статье мы постараемся провести обзор разных сегментов тепличного бизнеса, а также прояснить некоторые вопросы относительно технологии.
Сразу оговоримся: тепличный бизнес имеет смысл затевать только в южных районах нашей страны. Дело в том, что игроки рынка подсчитали: выгоднее перевозить выращенный товар с юга на север, чем терпеть убытки от расходов на газ и электроэнергию в северных районах.

Тем более, что поставщики как газа, так и электроенергии ставят такие условия, совершенно не думая о специфике тепличного хозяйства, что бизнес можно загубить на корню. Так, например, они выделяют квоту на определённое количество электроенергии, а потом штрафуют как за перерасход, так и за ... недорасход! Где логика? Производители говорят, что такие законы, составленные людьми, не знающими ничего о перепадах температур и изменении погоды за окном, очень мешают отечественному тепличному бизнесу.

Однако следует помнить: перевозить становится выгодно только тогда, когда у Вас налажена логистика, в противном случае Вы не сэкономите не то что 10 рублей на себестоимости (по уверениям специалистов), но и проиграете. Все крупные столичные агрофирмы (которые могут позволить себе самую совершенную логистику) «переносят» свои угодья в Ставропольский и Краснодарский края. На юге не только теплее, не только выше продолжительность светового дня. Там дешевле рабочие руки и сама земля. Плюс к этому, администрация Краснодарского края субсидирует 50% на запуск бизнеса, по данным СМИ.

Для того, чтобы выйти на уровень безубыточности, теплица должна иметь рентабельность не меньше 20%.

Тепличный бизнес: Что выращивать?

Эксперты тепличного бизнеса сходятся на том, что выгоднее всего выращивать цветы. Затем — зелень. И только потом — овощи.

Инвестиции в цветочный тепличный бизнес превысили «овощные» в 5 раз! Самым модным направлением тепличной деятельности сегодня стало выращивание зелени — салата, лука, пертушки, и так далее. Зелень проста в выращивании, не требует столько света и тепла, как овощи — и её не надо никуда везти.

Зеленная теплица должна обслуживать близлежащий населённый пункт — такова практика. Тепличное выращивание салатов рентабельнее овощей в 4 раза!

Тепличный бизнес: Технологии: за и против

Самая дешёвая технология — гидропоника. Она позволяет не зависеть от природы, погоды, она полностью превращает сельское хозяйство в индустрию. Без рисков (всё просчитывает и за всем следит компьютер) мечтает жить любой фермер. Система гидропоники это даёт. Растение проходит свой вегетативный цикл (вырастает и созревает) в несколько раз быстрее, так как оно растёт не в естественном грунте, а в «стаканчике» с водой. Но в стаканчике не просто вода — туда по трубочкам капельным путём подаются жидкие удобрения. Это как если бы человек не жил своей жизнью, периодически готовя себе обед, а всю жизнь лежал под капельницей. Такие растения, выращенные «под капельницей» имеют особый вкус — то есть никакого вкуса... А отечественный потребитель очень хорошо умеет отличать вкус «турецкого» продукта (так в народе «распознаётся» гидропоника) от вкуса продукта, выращенного у себя на даче или купленного на колхозном рынке.

То есть затеваться с гидропоникой у нас нерентабельно. Наш потребитель не признаёт искусственные овощи. Хотя вряд ли догадывается о том, что круглогодичный салат и зелень выращивается только на гидропонике. Итак, если гидропоника — то только для зеленного бизнеса.

Кстати говоря, защитники гидропоники (а у неё, разумеется, есть и защитники — ведь это бизнес) говорят, что «промышленное» выращивание в грунте приводит к тому, что в грунтовых овощах накапливается неконтролируемое количество пестицидов.

Существуют технологии, промежуточные между «жупельной» гидропоникой и благословенным грунтом. Они-таки позволяют добиться появления вкуса в продаваемых овощах. Это происходит за счёт добавления торфа и настоящего грунта в тот жидкий раствор, которым кормят растения. И вот, наконец — компромисс. «Передвижная грядка» стоит в 3 раза дороже гидропоники, её обслуживание также дороже на 30%, но затраты себя оправдывают. Потому что полученная продукция на вкус не отличается практически от той, которую выращивают в естественном грунте.

Следующий вопрос, который вызывает массу споров: стекло или полиэтилен? Недостатки остеклённой теплицы: пропускает много тепла — неэкономно. Если Вы живёте в регионе, где сильна инсоляция — возможен ожог растения, так как свет не рассеивается, а концентрируется. Если уж и делать теплицу стеклянной, то нужно знать: 3 или 4 миллиметровое стекло не подойдёт. Для теплицы нужно калёное техническое стекло толщиной 6 мм. Его продают у нас во многих местах , разброс цен от 800 до 1500 рублей за погонный метр.

Вернёмся к полиэтилену. Недостатки есть и у полиэтилена: там, где мало солнца, соответственно, полиэтилен ещё больше препятствует его доступу к растениям. Кроме полиэтилена есть ещё варианты: акрил и поликарбонат, которые устраняют все недостатки полиэтилена. Вы можете видеть, как стоится у нас большинство самодельных теплиц — многие, если не подавляющее большинство, сделаны из старых стеклопакетов. Но это не бизнес — на личном приусадебном хозяйстве никто не подсчитывает убытки, особенно если электричество ещё и воруется. Всё это не может позволить себе бизнесмен.

Тепличный бизнес: как же всё-таки сэкономить?

На отапливании теплицы всё-таки можно сэкономить вполне законно. Многие предприниматели отапливают свои теплицы с помощью дровяных печей. Специалисты советуют, например, колпаковую печь Кузнецова.

Итак, подведём итог: чтобы успешно конкурировать в отечественном тепличном бизнесе, выгодно выращивать зелень. Кроме того, нужно помнить — тепличный бизнес имеет сезонный характер — когда идут сезонные грунтовые овощи — бизнес замирает.

Назаренко Елена

01.01.1970

134 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 40325 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Обзор рынка пивоварения

Обзор рынка пивоварения

2015 год показал прирост финансовых показателей по сравнению с предыдущими периодами, однако в свете нововведений в отрасли ждать дальнейшего роста в последующие годы не стоит. Основной задачей игроков будет являться адаптация к изменяющимся условиям...

Обзор рынка станкостроения

Обзор рынка станкостроения

Отрасль станкостроения испытывает на сегодняшний день ряд трудностей: недостаток капитала, отсутствие реальных заказчиков и т.д. Несмотря на действующие программы государственной поддержки, далеко не каждое предприятие может успешно вывести свою прод...

Свой мебельный бизнес: сыграем в ящик?

Свой мебельный бизнес: сыграем в ящик?

Более половины продаваемой в России мебели производится или завозится в страну нелегально и выбрасывается на рынок по демпинговым ценам. Официальным производителям все труднее удерживать маржу без снижения качества продукции, а свободные ниши для нов...

Обзор рынка: автомобильные грузоперевозки

Обзор рынка: автомобильные грузоперевозки

Анализ отрасли грузоперевозок, равно как и аффилированных отраслей, однозначно говорит о спаде в экономике страны в целом и, как следствие, снижении результатов данного рынка. Кроме внешних отрицательных влияний, сложности возникают и по причине внут...


Мгновенный подбор бизнеса