Обзор рынка детских товаров

Обзор рынка детских товаров

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

1. ВВЕДЕНИЕ

К детским товарам обычно относят различные игры и игрушки, детскую одежду, мебель, в некоторых случаях – детское питание и средства гигиены. Особенностью этой группы товаров является относительно небольшой срок эксплуатации – ребенок быстро вырастает из одежды и мебели.

К детским товарам предъявляются особенно жесткие требования в области безопасности для здоровья и экологичности.

На сегодняшний день в России проживают более 24 млн детей:

  • До 4 лет – около 9 млн чел.

  • 5-9 лет – около 8 млн чел.

  • 10-13 лет – более 5 млн чел.

  • 14-15 лет – 2 млн чел.

2. АНАЛИЗ РЫНКА

Как и остальные отрасли народного хозяйства, рынок детских товаров испытывает разнонаправленные воздействия, связанные со сложной экономической и геополитической обстановкой. Так, к негативным факторам влияния можно отнести: падение платежеспособности населения, снижение реальных располагаемых доходов, переход к сберегающей модели потребления. Есть, однако, и позитивные: государственные мероприятия способствуют повышению рождаемости, тенденция импортозамещения стимулирует отечественное производство, а ослабление рубля делает российские товары более конкурентоспособными на международных рынках, стимулируя экспорт. Эксперты отмечают, что именно в этой отрасли импортозамещение происходит наиболее успешно.

По данным исследований, объем российского рынка товаров для детей составлял в 2014 году 507 млрд рублей, а в 2015 году достиг 515,5 млрд рублей. Таким образом, без учета инфляции, прирост составит 1,7%. Если же учитывать инфляцию, то реальное падение может составить 9,4%.

Потребители в России, по данным исследований конца 2016 года, ожидают, что кризисная ситуация может затянуться еще, как минимум, на 3-4 года. Причиной таких выводов становится не только новостной фон о состоянии отечественной экономики и о различных макропроцессах, но и личное финансовое состояние населения. По данным исследований, на свободные траты у населения остается только 15% доходов, в то время как 85% направлены на приобретение продуктов первой необходимости (продукты питания и прочее). При рассчитанном среднем доходе на душу населения в 31,5 тыс. рублей в месяц, производители товаров длительного спроса, в том числе и детских товаров, конкурируют за 4,7 тыс. рублей в месяц или 56 670 рублей в год. 

Рынок детских товаров на сегодняшний день претерпел некоторые изменения, однако негативными их назвать нельзя. В сегментах детской одежды и обуви наблюдается стагнация, как и на всем фешн-рынке. Более всех пострадал премиум-сегмент рынка одежды, в то время как средний и низкий ценовые сегменты показали рост. При более детальном делении ситуация выглядит следующим образом: в денежном выражении сегменты «люкс» и «премиум» упали на 5-7%, сегменты «средний» и «средний плюс» выросли на те же 5-7%, а сегменты «эконом» и «масс-март» выросли на 20%. В целом, по оценкам экспертов, при сохранении объемов рынка в натуральном выражении, его объем в денежном эквиваленте значительно сокращается из-за снижения населением расходов.

Рисунок 1. Структура рынка детских товаров

 

Российский рынок детских товаров в 2000-е годы был одним из самых быстрорастущих в Европе, его прирост составлял 15-18% ежегодно. По итогам 2016 года прирост оценивается всего на уровне 2%. Наблюдается увеличение интервала приобретения детских товаров, особенно в сегменте игрушек, их стали покупать в несколько раз реже. В целом, объем сегмента игрушек оценивается примерно в 107 млрд рублей.



Наблюдается также и высокая степень насыщенности рынка – большое количество игроков, большое количество разнообразных товаров в магазинах. На фоне этого многие сети провели сокращение и оптимизацию ассортимента, оставив на полках только самые оборачиваемые позиции. Интересной тенденцией является повышение спроса на развивающие и образовательные игрушки – потребитель хочет получить от приобретаемой игрушки больше функций. Безусловно, это связано со сберегающей моделью потребления.

Производители учитывают изменения, происходящие на рынке, и адаптируются к ним, стараясь сохранить объемы продаж. Так, например, выросло производство долговечных и экономичных игрушек (с учетом увеличения интервала приобретения). Экономичность достигается за счет упрощения товаров – например, отказа от дорогостоящих принтов (однотонные нагрудники для кормления, бутылочки без рисунков и так далее).

В сегменте игрушек Рост показывают отдельные категории товаров: продажи электронных игр выросли с 4,5% в 2014 году до 6,3% в 2015 году, кукол – с 10,6% до 13%. Снизились продажи мягких игрушек – теперь их объем менее 2% рынка. Упали продажи и игрушечного транспорта.

Средняя стоимость игрушки в 2014 году составляла 491 рубль, в 2015 году – уже 610 рублей. Сократился ассортимент игрушек стоимостью до 120 рублей – с 31,0% до 15,9%; при этом, выросла доля игрушек стоимостью 300-780 рублей.

Растет объем сегмента товаров для новорожденных. Здесь прогнозируется и дальнейшее сохранение значительных темпов роста. Кризис не коснулся таких товаров как коляски, посуда и мебель для младенцев (объем рынка детской мебели оценивается в 25 млрд рублей) или 3,6 млн единиц продукции). Товары же не первой необходимости – видеоняни, стульчики для кормления, прорезыватели – стали покупать существенно реже. Отмечается повышение потребительского интереса к товарам, которые могут расти вместе с ребенком: раздвижные кровати, коляски-трансформеры.

Сегмент товаров для спорта, включающий в себя спортивные товары, спорткомплексы, оборудование для детских площадок, оценивается в 26 млрд рублей или в 9,6 млн единиц продукции. Оценить сегмент товаров для творчества достаточно сложно, поскольку товары для детского творчества (7,6 млрд рублей) потребители обычно относят к сегменту игрушек, а материалы для творчества (краски, кисточки, альбомы и прочее – 4,7 млрд рублей) – к категории школьных товаров.

Сегмент детской одежды остается одним из наиболее быстрорастущих, его объем оценивается в 168 млрд рублей в денежном выражении, в натуральном – 176 млн единиц (объем рынка детской обуви – 50 млрд рублей или 34,2 млн единиц продукции). Если рынки одежды для взрослых в последние годы демонстрируют стабильное падение, то прирост рынка детской одежды составил 0,63% за последний год. Предпочтение отдается более долговечным и качественным товарам при желании сократить траты на частое обновление гардероба. Таким образом, в выгодном положении окажутся производители, которые смогут предложить наиболее выгодное сочетание цены и качества товара. Участники рынка солидарны в том, что сегодня недостаточно грамотно сформировать ассортимент, необходимо заниматься и активными продажами: делать более привлекательные выкладки товара, осуществлять взаимодействие с клиентом на всех возможных площадках, формируя таким образом лояльную аудиторию.

Сегменты детского питания, средств ухода и гигиены остаются в целом стабильными. Исключение составляют так называемые товары для удовольствия, то есть не относящиеся к категории первой необходимости – детские соки и пюре. Их потребление сократилось в 2016 году на 18,2% и 4% соответственно. Из-за падения в этих категориях весь сегмент детского питания в натуральном выражении потерял 8,8%. Предположительно, потребители перешли от продуктов промышленного производства к домашним.

Товары гигиены и ухода демонстрируют серьезный рост. Например, крупнейшая товарная категория – подгузники при росте цен в среднем на 14% показала прирост в 2016 году в 20% в натуральном выражении.

Рисунок 2. Динамика рынка детских товаров в денежном выражении по категориям в 2016 году (темп прироста к прошлому году), %

  

Рисунок 3. Динамика рынка детских товаров в натуральном выражении по категориям в 2016 году (темп прироста к прошлому году), %

 

Рисунок 4. Динамика цен на детские товаров по категориям в 2016 году (темп прироста к прошлому году), %

 

Эксперты выделяют три основные причины роста рынка детских товаров. Поддержка государства привела к росту рождаемости в стране, появилось больше многодетных семей, что ведет к повышению спроса на детские товары. По данным Росстата, рождаемость в 2015 году увеличилась на 50% по сравнению с 2000 годом. 

Вторая причина – импортозамещение и поддержка Минпромторга в рамках программы «Индустрия детских товаров»: субсидии на компенсацию части процентов по кредитам, возмещение части лизинговых платежей, информационная поддержка при продвижении товаров и прочее. Третья причина – склонность россиян не экономить на детских товарах, приближая их таким образом к категории товаров первой необходимости.

Не только потребители, но и производители стремятся к сокращению расходов. В значительной степени такому сокращению способствует использование интернет-магазинов. За последние 2-3 года доля онлайн-торговли детскими товарами увеличилась с 7 до 20%. Во-первых, за счет отсутствия ряда издержек, свойственных традиционным магазинам, здесь отсутствует, что дает возможность снизить конечную стоимость товаров. Во-вторых, покупка онлайн занимает меньше времени и значительно удобнее, особенно при наличии доставки, что очень важно для родителей маленьких детей. Сегодня, по оценкам игроков рынка, на онлайн-торговлю в сегменте игрушек приходится около 13% объема рынка, в сегменте приспособлений для кормления – 5%, в сегменте крупногабаритных товаров – 25%. Тем не менее, 46% россиян все же считают важным видеть товар перед покупкой вживую, что означает необходимость наличия и традиционных физических магазинов.

Исследование каналов сбыта показало, что специализированные детские магазины, по состоянию на начало 2016 года, показали прирост на уровне 5% в денежном выражении и 1,6% в натуральном, в первую очередь, за счет детского питания, в то время как товары длительного спроса показывали стагнацию или отрицательный рост в натуральном выражении. В рамках этого канала сегмент игрушек показал падение на 7,8% в денежном выражении и на 18.7% в натуральном. Сегмент одежды в специализированных детских магазинах упал на 14% в натуральном выражении, но в денежном выражении при этом вырос на 4,8%. Негативным фактором здесь стал значительный рост цен на детскую одежду и обувь: 22% и 28% соответственно. При выборе одежды для детей до 2 лет, основным критерием является удобство для ребенка, натуральность материалов, для детей от 10-12 лет – дизайн.

Сегмент товаров для новорожденных, по мнению специалистов, уже прошел «дно» и демонстрирует стабильные темпы прироста в данном канале сбыта. Объем данного сегмента составляет более 130 млрд рублей в год.

Рисунок 5. Структура сегмента игрушек в России, %

 

В области маркетинга детской розницы специалисты отмечают такие новые тенденции как необходимость формирования лояльной аудитории для продажи товаров без скидок, к которым так привыкло население. Кроме того, становится важным внимательный подход к формированию ассортимента, в котором должны преобладать экономичные и долговечные товары.

Важным становится также и сервис. Традиционные составляющие ритейла, к которым можно отнести удобную планировку магазина, удобную выкладку товаров, отсутствие очередей на кассах, наличие консультантов в торговом зале, уже не являются определяющими; в этих направлениях проблемы у большинства игроков решены. На первый план выходят скорость, близость и персонализация. Новой тенденцией также становится многоканальность покупателей, которые при выборе товара пользуются и онлайн- и офлайн-инструментами. Это создает определенные трудности при выстраивании коммуникации ритейлерами. Для некоторых категорий товаров срок принятия решения может составлять до 90 дней, в то время как количество рассматриваемых моделей одного товара может колебаться в пределах от 3 до 14. При этом, рассматриваемый потребителем ассортимент далеко не всегда формируется по ценовой близости, но и, например, по близости функциональной при существенном ценовом разрыве.

Повышается значимость также и программ лояльности. Если ранее они традиционно заключались в предоставлении покупателям скидочных или накопительных карт, и не позволяли информировать клиента о событиях бренда, то новые технологии, увеличение роли мобильных устройств в нашей жизни позволяют говорить о новом уровне программ лояльности, основанных в том числе и на мобильных приложениях.

В целом, ожидается перераспределение сил на рынке. Премиум-сегмент уменьшит свои объемы, с рынка уйдут игроки с низким запасом прочности, вырастет доля так называемого крафта – товаров ручной работы (производимые обычно мамами), которые уже сейчас появляются на рынке.

Вследствие активного импортозамещения растет доля детских товаров российского производства. Согласно экспертным оценкам, их доля в ближайшее время может достичь 23% от общего объема. Согласно опросам, проведенным в 2015 году, один из пяти потребителей стал чаще приобретать продукцию отечественных производителей. Наиболее высокий спрос на российскую продукцию прогнозируется в сегменте детского питания и подгузников.

Согласно данным исследований, товары российского производства воспринимаются потребителями как культурно близкие, безопасные и надежные. При этом, объективно, они более соответствуют климату России, в них используются более экологичные материалы. Продукты зарубежных производителей обычно выделяются дизайном, качеством продвижения, но не отличаются долговечностью и приспособленностью к российским климатическим условиям.



Денис Мирошниченко
(c) www.openbusiness.ru - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
02.03.2017

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по теме: